Современные формы организации международных перевозок

Двумя основными формами организации международных перевозок являются транспортно-технологические системы и международные транспортные коридоры.

Транспортно-технологические системы

Транспортно-технологическая система (TTC) - форма организации транспортного процесса, при которой обеспечивается единство организационных, технических, технологических, экономических и коммерческо-правовых решений для перевозки грузов с наибольшей экономической эффективностью.

Основные элементы TTC:

o подвижной состав различных видов транспорта (суда, вагоны, автомобили и т.д.);

o причалы;

o склады;

o подъездные пути;

o перегрузочное оборудование;

o грузозахватные приспособления;

o средства укрупнения - системообразующий компонент TTC;

o средства автоматизации и управления.

В основе формирования любой TTC лежат следующие принципы:

o комбинирование различных видов транспорта;

o возможность разделения транспортных средств на составные части;

o укрупнение грузовых единиц для повышения интенсивности грузовых операций и сокращения издержек, связанных с перевозкой.

Среди факторов конкурентоспособности TTC можно выделить транспортные (скорость доставки грузов, их сохранность), экономические (доходы и расходы участников перевозки) и правовые (ответственность участников перевозки).

Основные типы TTC представлены на рис. 7.1.

Пакетная TTC применяется для перевозки грузов, сформированных в виде транспортных пакетов - укрупненных грузовых мест, состоящих из генеральных грузов и сформи

Рис. 7.1. Основные типы транспортно-технологических систем

рованных посредством пакетирующих средств: поддонов; флетов (грузовых площадок с устройствами автоматического захвата груза).

В пакет укладываются однородные грузы. Средства крепления груза в пакетах должны иметь контрольные знаки отправителя. Из отдельных пакетов могут формироваться блок-пакеты для более эффективного использования транспортных средств по грузоподъемности и вместимости.

Паромная ITC предназначена для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, прицепов и полуприцепов на специализированных судах-паромах. Паромы имеют водоизмещение от 5 до 10 тыс. т и, как правило, оборудованы путями для передвижения вагонов. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются с помощью береговых и судовых приемных устройств.

Контейнерная ITC предназначена для перевозки генеральных, в том числе ценных, грузов. Доставка грузов в контейнерах осуществляется по транспортной схеме "от двери до двери", т.е. от отправителя груза до получателя без перегрузки в пути следования. Максимальная эффективность контейнерных перевозок достигается, когда продукция сразу после изготовления укладывается в пакеты, загружается в контейнеры и в таком виде хранится, транспортируется, отгружается и поступает потребителю.

По назначению контейнеры бывают общего (универсальные) и специального назначения (специализированные). По массе различают малотоннажные (грузоподъемностью до 2,5 т), среднетоннажные (от 2,5 до 10 т) и крупнотоннажные (свыше 10 т) контейнеры.

Для перевозки контейнеров морским транспортом используются суда-контейнеровозы, а железнодорожным - полувагоны - контейнеровозы.

Трейлерная ITC используется для перевозки пакетированных и непакетированных грузов, уложенных в трейлеры (грузовые площадки на колесном ходу) или роллтрейлеры (специальные платформы на колесном ходу). Трейлеры буксируются тягачами и автопогрузчиками. При морских перевозках применяются суда-ролкеры с горизонтальной погрузкой-выгрузкой. При этом, как правило, используются одноосные, двухосные и четырехосные роллтрейлеры.

Лихтерная TTC предназначена для перевозки массовых и генеральных грузов с помощью несамоходных барж - лихтеров, грузоподъемность которых составляет от 140 до 1000 т. Перевозки могут осуществляться в смешанном плавании (река - море): лихтеры доставляются в порт с помощью буксиров, а затем посредством лифтовой системы поднимаются на борт судна - лихтеровоза.

Кассетная TTC предполагает в качестве укрупненного грузового места использование кассет - плоских платформ или плавучих секций грузоподъемностью от 500 т. Плоские платформы формируются на причале и устанавливаются в трюм или на палубу судна. Плавучие секции - это составная часть самого судна, разделенного на части. Составное судно похоже па лихтеровоз, где функции лихтера выполняют плавучие кассеты большой грузоподъемности. Достоинство системы в том, что она позволяет выполнять грузовые работы на причале, не оборудованном перегрузочной техникой.

Комбинированная ITC представляет собой сочетание перечисленных систем, где используются различные способы укрупнения грузовых мест.