Лекция 2. Современная система обучения литературному чтению

Чтение — особый вид письменной речевой деятельности, позволяющий человеку овладевать всем богатством знаний в мире. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. "Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"[1], — писал В. А. Сухомлинский.

Чтение, с одной стороны, уникальный инструмент приобщения учащихся к художественной и научно-познавательной литературе, с другой — универсальный способ развития их познавательных и речевых способностей, могучее средство личностного развития ребенка (эстетического, нравственного, патриотического). "Умение читать — это универсальное, жизненно необходимое качество личности, которое в младших классах можно сформировать на самом высоком уровне, так как в начальном звене системы образования созданы для этого специальные педагогические условия"[2].

Умения и навыки чтения в начальной школе формируются не только как важнейший вид речевой и мыслительной деятельности учащихся, как средство их саморазвития и самовоспитания, но и как общеучебное (метапредметное) умение, включающее целый комплекс первичных читательских умений и навыков, которые используются учеником на всех учебных предметах, а также во внешкольной жизни. Именно на такое широкое понимание задач процесса обучения чтению ориентируют учителя начальных классов новые государственные документы в сфере начального образования[3].

Процесс обучения младших школьников чтению идет по нескольким направлениям.

Формирование полноценного навыка чтения младших школьников -одно из главных направлений процесса обучения чтению учащихся начальной школы. Методическая наука в понятии "навык чтения" выделяет несколько сторон: осознанность чтения как ведущее качество навыка чтения; правильность чтения как необходимое условие адекватного понимания читаемого текста; определенная скорость чтения, которая в идеале должна соответствовать темпу разговорной речи; наконец, выразительность чтения как показатель понимания, свидетельствующий также и о том, насколько ученик владеет определенными средствами выразительности речи (интонацией, соответствующей знакам препинания, паузами, логическим и психологическим ударением н др.).

Не менее важным для характеристики процесса обучения младших школьников является способ чтения. Методисты выделяют несколько способов чтения: 1) побуквенное чтение; 2) отрывистое (неуверенное) слоговое чтение; 3) плавное (уверенное) слоговое чтение; 4) плавное слоговое с целостным чтением отдельных слов, иногда такое чтение называют слоговым с переходом на чтение целыми словами; 5) чтение целыми словами[4]. Следует подчеркнуть, что первый способ является непродуктивным: такое чтение следует исправлять, что требует усилий со стороны ребенка, учителя, родителей. Таким способом, как правило, владеют дети, которых обучали чтению в домашних условиях.

В процессе обучения чтению младших школьников выделяют стадии от неуверенного слогового чтения до чтения целыми словами.

Формирование навыков работы с текстом является важным направлением процесса обучения чтению. На это нацеливают Федеральные государственные образовательные стандарты[5]. Учебная хрестоматия для уроков литературного чтения состоит из текстов художественных произведений. В процессе работы над ними на уроках литературного чтения под руководством учителя у учащихся формируется не только навык чтения, но и целый комплекс текстовых умений. Процесс чтения текста — это сложная коммуникативная деятельность, состоящая из восприятия текста (зрительного или слухового), интерпретации (попыток истолкования структурных элементов), наконец, полного понимания, адекватного авторскому замыслу.

Сложный комплекс читательских умений по интерпретации и полному пониманию текста формируется на уроках литературного чтения в ходе восприятия текста, его анализа, а также различных видов пересказа. В процессе обучения чтению учащиеся начальных классов учатся понимать заглавие произведения и адекватно соотносить его с ОГЛАВЛЕНИЕм текста произведения; видеть жанровые и изобразительно-выразительные средства языка литературного произведения. Одним из важных аспектов формирования у младших школьников текстовых навыков является умение давать характеристику литературному персонажу с опорой на найденную о нем в тексте информацию (портрет, характер и причины поступков героя, авторская оценка персонажей и т.д.). Для сбора информации о персонаже учащиеся пользуются различными видами чтения текста: первичное чтение всего текста, выборочное чтение по заданию учителя, самостоятельное выборочное чтение и др. Характеристика героя литературного произведения осуществляется в виде пересказа с предварительной подготовкой: постановка коммуникативной задачи; выделение опорных для пересказа слов в тексте, например описание места и времени события; отбор из текста литературного произведения оценочных слов и выражений о герое; озаглавливание своего рассказа о персонаже и составление плана пересказа. Составленные учащимися тексты о различных персонажах произведения сравниваются как по содержанию (по общности ситуации, эмоциональной окраске, характеру персонажей и т.д.), так и с точки зрения речевого оформления, т.е. исполнения пересказа учащимися.

Литературное развитие учащихся в связи с чтением художественных произведений — еще одно важное направление процесса обучения чтению в начальной школе. Термин "литературное развитие" введен методикой преподавания родного (русского) языка в педагогическую практику в конце XX в. Литературное развитие трактуется методической наукой как сложный процесс качественных изменений у читателя младшего школьного возраста "способности мыслить словесно-художественными образами", сюда же относят развитие собственного литературного творчества учащихся[6] .

Литературное развитие читателя младшего школьного возраста — это двусторонний процесс. С одной стороны, у ребенка происходят закономерные возрастные изменения восприятия и освоения художественного произведения независимо от того, как протекает процесс обучения чтению. Такие изменения основаны на объективных личностных изменениях читателя этого возраста: с возрастом накапливается жизненный и читательский опыт, расширяется культурный кругозор, более совершенными становятся мышление и эмоции, формируется, совершенствуется воссоздающее воображение, развиваются все формы речевой деятельности. В зависимости от этих изменений читатель — младший школьник в разном возрасте по-разному воспринимает и оценивает одно и то же произведение, одну и ту же книгу; его впечатления от чтения книги становятся все более полными, развернутыми, более глубокими и осознанными. С другой стороны, литературное развитие является учебным процессом, характер которого оказывает влияние па развитие младшего школьника.

Существенное влияние на процесс литературного развития учащихся оказывает подбор текстов в хрестоматии: чем добротнее и разнообразнее с содержательной точки зрения тексты в учебнике литературного чтения, чем разнообразнее произведения с точки зрения жанрово-видовой принадлежности, тем успешнее идет процесс развития учащихся. Литературоведческая пропедевтика на уроках чтения также имеет значение в литературном развитии читателя младшего школьного возраста: воспитывается его эстетический вкус, формируется ценностное отношение к произведениям словесного искусства. На уроках литературного чтения учащиеся приобретают навыки анализа художественного произведения, овладевают приемами освоения его содержания, методика применения которых основывается на содержательных и формальных особенностях художественного произведения. Все это способствует более полному (адекватному авторскому замыслу) осознанию содержания художественного произведения. Приобретенные учащимися читательские умения непременно проявляются при самостоятельном чтении. Именно этот критерий — полнота непосредственного восприятия при самостоятельном чтении — является ведущим в определении уровня литературного развития младшего школьника. Продуктивная организация учебного процесса оказывает положительное влияние на процесс литературного развития учащихся.

Формирование читательских умений в области работы с книгой — еще одно важное направление процесса обучения чтению учащихся начальной школы.

Государственные документы в области начального образования нацеливают учителя на то, чтобы в качестве разновидности учебного материала в процессе обучения младших школьников чтению непременно была книга. Книга — это естественный объект образовательного пространства современного ребенка, с которым он будет общаться и после школы. Книга есть источник необходимых человеку знаний, поэтому в современном информационном обществе она должна сопровождать человека всю жизнь. Книга — особый вид искусства, что во многом определяет обучающий и воспитывающий потенциал культурной среды, необходимый для литературного образования младших школьников, формирования их личностных качеств. Чтобы книга вошла в учебное и личное пространство ребенка, необходимо, чтобы он как можно раньше овладел книгой как инструментом для чтения, причем к детской книге как инструменту для чтения младших школьников предъявляются особые требования не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения оформления. Отечественная методическая наука разработала выверенную систему формирования основ читательской самостоятельности младших школьников. Создатель данной системы Н. Н. Светловская открыла законы формирования читателя, предложила научно обоснованные структуры занятий и уроков чтения, на которых учебным материалом выступает детская книга. Ею был разработан универсальный метод обучения — метод чтения-рассматривания. Данная система оснащена дидактическими и научно-методическими материалами, проверенными многолетней практикой[7].

Только б результате регулярного "размыкания" учебников и постоянного обращения к "живым" детским книгам возможно освоение эстетического уровня восприятия произведений художественной литературы, формирование адекватного возрасту читательского кругозора и воспитание интереса к чтению.