Лекция III. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В результате изучения материала данной главы студент будет:

знать

• основные направления современной политической философии и их ОГЛАВЛЕНИЕ;

уметь

• систематизировать существующие направления современной политической философии;

• использовать подходы различных направлений при изучении событий и явлений;

владеть

• основным терминологическим аппаратом в области политической философии;

• способностью формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Выше уже упоминались различные направления политической философии, возможности и проблемы тех или иных подходов. В данном разделе даются лишь обобщенные краткие характеристики основных концепций.

Либерализм

Либерализм во многом определяет тематику современной политической философии как кругом развиваемых концепций, так и их критики.

Общие принципы либеральной политической программы можно свести к трем цивилизационным допущениям.

1. Рыночные механизмы способны сами по себе регулировать почти все общественные отношения, приближая их к совершенству (оптимальному балансу).

2. В распоряжении цивилизации имеются неограниченные материально-энергетические ресурсы, и существует возможность экспоненциального роста общественного производства, улучшения среды обитания и качества жизни.

3. Наиболее совершенным способом государственного регулирования является демократия, основанная на разделении властей и всеобщем равенстве перед законом, включая само государство.

Допущение (1) имеет в реальной политике следствием полную маркетизацию общества, включая саму политику. Публичная политика, государственное управление строятся как сегментация политического рынка, выявление спроса, продвижение и сбыт определенных идей и услуг.

Допущение (2) испытывает вызов со стороны ограниченности топливно-энергетических, продовольственных, водных ресурсов, их распределения, необходимости разрешения соответствующих конфликтов.

Допущение (3) в сочетании со следствиями допущения (1) приводит к постоянному торгу между ветвями власти, политической конкуренции, что играет позитивную роль в относительно спокойной ситуации, но в случаях серьезных конфликтов способно деморализовать общество и систему политической власти.

Все это позволяет сделать вывод о том, что политическая программа либерализма действенна и эффективна в относительно спокойной ситуации ("холодного общества"), но в кризисных и критических ситуациях ("горячего общества") может испытывать проблемы.

Коммунитаризм

Эволюция, история и обыденный опыт убедительно демонстрируют, что эгоистические, разрозненные общества недолговечны. Конкурентными преимуществами обладают сплоченные, консолидированные сообщества, формирующие ответственность за целое. Развитие глобализации, морали, научного познания, включая рациональность, показывают, что такой подход совпадает с общим трендом цивилизации. В современной политической философии он получил название коммунитаризма.

Это направление общественной мысли получило развитие преимущественно в США и связано с попытками выйти за пределы антиномии индивидуализм-коллективизм. Этимологически название "коммунитаризм" происходит, естественно, не от революционной коммуны, а от community (община, точнее – сообщество). Здесь также придается большое значение этическим принципам, носителями которых являются добровольные сообщества людей, как правило, связанные с их непосредственным местом жительства. Интересно, что в рамках коммунитаризма смогли объединиться как правые республиканцы, мечтающие о возрождении подлинно американских духовных ценностей, так и левые либеральные демократы, видящие в коммунитаризме разумную альтернативу дискредитировавшим себя идеям социализма.

В отличие от классического либерализма коммунитаризм делает акцент не столько на свободе и справедливости, сколько на солидарности (братстве из лозунгов Великой французской революции). К этому направлению примыкают такие видные политические мыслители современности, как Д. Кимлика, А. Макинтайр, М. Сандел, Ч. Тейлор, М. Уолцер. Фактически коммунигаристской была и политическая философия П. Сорокина, придававшего солидарности ключевую роль в социогенезе.

С коммунитаристской точки зрения справедливость вторична по отношению к социальности как таковой, социальным связям. Так, акцент на справедливости способен разрушить семью. Для коммунитаристов приоритетны солидарность и доброжелательность, а вопрос о справедливости важен, когда ее не хватает.

В определенном смысле коммунитаризм может рассматриваться как либеральное по своим источникам направление, имеющее отчетливые тренды к социал-демократии и культурному релятивизму.

Если либерализм сформировался и доказал эффективность в условиях устоявшегося, относительно спокойного и стабильного ("холодного") общества, то коммунитаризм может рассматриваться как политическая программа для общества, испытывающего вызовы стабильности, когда формируется запрос на идентичность и сплочение групп и социума в целом. В этом плане либерализм и коммунитаризм не противостоят, а скорее дополняют друг друга.