Современная налоговая реформа России

Переход российской экономики от административно-командных к рыночным отношениям потребовал разработки и введения современной налоговой системы, сочетающейся с налоговыми системами развитых западных стран, ставших нашими экономическими партнерами. Введение налоговой системы было неизбежно и с точки зрения внутриэкономических отношений, поскольку государственная собственность на все предприятия и организации была заменена частной, кооперативной, акционерной, иностранной, смешанной и другими видами собственности. Между государством и хозяйствующими субъектами возникли главным образом налоговые правоотношения. Для создания и развития налоговой системы России широко использовался зарубежный опыт. Порой полезно было вспоминать и опыт дореволюционной России.

По мере врастания нашей экономики в рынок налоговой системе приходилось решать различные практические задачи. При переходе к рынку российская налоговая система эволюционирует: она прошла уже несколько этапов развития и в 2012 г. еще не устоялась.

Мы предлагаем следующую укрупненную классификацию этапов современной налоговой реформы Российской Федерации.

Первый этап (1990-1991 гг.) - начальный, или подготовительный: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах.

Второй этап (1991 - 1998 гг.) - становление налоговой системы.

Третий этап (1999-2000 гг.) - вступление в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): определение общих принципов налогообложения.

Четвертый этап (2001 - октябрь 2008 гг.) - вступление в действие части второй НК РФ: отработка отдельных налогов, регулируемых главами НK РФ.

Пятый этап (октябрь 2008-2011 гг.) - налоговая система периода кризисной экономики.

Шестой этап (2012 г. - н.в.) - период посткризисной экономики, выдвижение задачи модернизации, внедрения инновационной экономики.

На каждом этапе решались свои специфические задачи. А общей проблемой было создание единой комплексной системы налогов на всем экономическом пространстве РФ.

А теперь рассмотрим термины "налог" и "сбор" не с теоретической, а с сугубо практической точки зрения. Определения этих понятий содержит ст. 8 НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Следует обратить внимание еще на один вид платежа, безусловно относящийся к налоговой системе, - это пошлины. Пошлина - оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика. Государственная пошлина уплачивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких-либо свидетельств, выписок, данных и т.д. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через таможенную границу.

Исходя из определений, рассмотрим основные признаки и основные элементы налога.

Основные признаки налога следующие:

1) императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;

2) индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;

3) законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;

4) регулярность взимания;

5) уплата в целях финансирования деятельности государства.

Для установления налога в законе определены его основные элементы:

1) субъект налогообложения, т.е. налогоплательщик или плательщик сбора;

2) объект налогообложения и единица обложения;

3) налоговая база;

4) налоговая ставка;

5) налоговый оклад, т.е. сумма налога с единицы обложения;

6) налоговый период;

Ί) налоговые льготы.

Налоговые льготы не принадлежат к разряду обязательных элементов, ибо налог может быть установлен и без них.

Налоги - основа формирования бюджета, однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Следует отметить, что по поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения (в различных источниках, в том числе в учебниках, можно встретить разные, порой противоположные, взгляды).

Остановимся на наиболее приемлемом, на наш взгляд, варианте.

Первая функция налогов - фискальная (фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы).

Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства. Причем речь идет о бюджетах всех уровней: федеральном, региональных и местных.

Вторая функция налогов - распределительная или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Главным образом за счет налогов содержатся школы, больницы, поликлиники, организации социального обслуживания, выплачиваются пенсии и пособия, поддерживаются учреждения культуры и т.д.

Через налоговую систему государство может сглаживать имущественное и материальное неравенство граждан. Здесь уместно вспомнить слова Наполеона Бонапарта после провозглашения его императором Франции. Он сказал: монарх обязан тщательно следить за тем, чтобы раздел материальных благ не совершался слишком уж неравномерно, ибо в этом случае он не сможет ни удержать бедных, ни защитить богатых.

Третья функция налогов - регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций. Здесь мы должны опять вспомнить Д. М. Кейнса как основоположника научного регулирования экономики. Оппоненты обвиняли его в том, что его учение уничтожает свободный рынок, который является основой капиталистического общества. На что Кейнс отвечал: я пришел спасти капитализм, а не уничтожить его.

Четвертая функция налогов - контрольная. Благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику. Эту функцию налогов первым подметил еще XVII в. упоминавшийся выше У. Петти.

Пятая функция налогов - внешнеэкономическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное Соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения". Данная функция налогов не нова: вспомним князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами; ранее налоги как рычаг политики использовал Гай Юлий Цезарь.

Иногда в качестве отдельной функции выделяют поощрительную функцию налогов, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но, на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов.

Нетрудно заметить, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До настоящего времени не утихают дискуссии вокруг регулирующей функции налогов. И сегодня можно встретить экономистов и финансистов-практиков, преувеличивающих фискальную функцию налогов и отрицающих их социальную роль.

Исходя из теории и функций налогов, определяется налоговая политика государства.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Она проводится посредством следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контроля, принуждения.

В теории можно выделить три основных формы налоговой политики, которые на практике встречаются не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Первая форма - это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремится методом высоких налогов наполнить доходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Однако она имеет более серьезные последствия: происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству.

А. Лэффер считал, что, чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив возникает у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже.

Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Уклонение от налогообложения приводит, в свою очередь, к росту теневой экономики. В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остальными функциями.

Вторая форма - это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. Может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она также может иметь весьма тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т.д.

Третья форма - оптимальная налоговая политика. Для ее проведения необходимы детальный научный анализ и осмысление экономической ситуации, прогнозирование последствий любых налоговых изменений, комплексность принятия решений. Успех налоговой политики основывается на исследовании прошлого, знании опыта зарубежных развитых стран, на применении этого опыта с учетом специфических особенностей национальной экономики. И, конечно, она должна основываться на научной теории налогов.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Как достичь гармонизации интересов? Налоговая политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий, а также в решении социальных проблем. Вопрос в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в "прозрачности" доходов и расходов бюджета.

Инструментами налоговой политики служат:

- налоговые ставки;

- налоговые льготы и вычеты;

- санкции за неуплату налогов;

- порядок формирования налоговой базы.

И главное - сама налоговая система, определяющая приоритет прямых или косвенных налогов, налогов на производство или на потребление; налогов на юридических или на физических лиц; налогов на доход или на имущество; налогов на крупный и малый бизнес; роль таможенных налогов и пошлин; соотношение федеральных, региональных и местных налогов и т.д.

Еще раз подчеркнем, что налоговая политика - часть экономической политики. Она исходит из основных экономических и социальных задач на конкретном историческом этапе.

В XXI в. Россия осуществляет начатый в начале 1990-х гг. переход к рынку. Этой задаче всемерно способствует развитие налоговой системы РФ.

Следует определить, какой именно рынок мы хотим построить. Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика - это система организации хозяйства страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабочей силы, их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

В рыночной экономике функционируют и активно взаимодействуют три основных специфических рынка: рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда; рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.

Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителя и производителя yа товарном рынке, эмитента и инвестора - на финансовом рынке, работодателя - на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов - на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран весьма отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.

Либеральная модель основана на незначительном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора, обеспечивается максимальная свобода хозяйствующим субъектам, государство принимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь лишь о беднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и Франции.

Следует отметить, что многое из сказанного о либеральной модели относится, скорее, к прошлому перечисленных стран. В настоящее время они двигаются в сторону социально ориентированной модели.

Социально ориентированная модель отличается более высокой степенью государственного регулирования экономики. Здесь значителен государственный сектор, предпринимательская деятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здравоохранения, образовании и культуре, заботится о занятости трудоспособной части населения. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.

Вполне понятно, что либеральная и социально ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах с социально ориентированной моделью, конечно, должны быть выше. Величина налогов должна соответствовать задачам, поставленным государством. Поэтому, когда

A. Лэффер и его последователи говорят о 30%-ном налоговом изъятии, то следует выяснить, о какой модели рынка идет речь. Напомним, что Лэффер - сторонник либеральной модели.

Те грандиозные задачи, которые стоят в настоящее время перед нашей страной, а именно модернизация экономики, внедрение новейших технологий (в том числе нанотехнологий), решение крупных социальных проблем, безусловно требуют проведения активной государственной политики. Эти задачи изложены в статьях Президента РФ B. В. Путина, опубликованных им в период предвыборной компании.

Налоговая политика приобретает сейчас особенно важное значение в решении стратегических задач России.