Совместные и федеральные налоги

Подоходный налог относится к категории совместных налогов - поступления от него подлежат распределению между федеральным бюджетом, бюджетами земель и местными бюджетами, причем доля, зачисляемая в бюджет федеральных и земельных властей, составляет по 42,5%, а оставшиеся 15% поступают в бюджеты муниципальных образований.

В практике налогообложения и налоговой статистике можно встретить несколько обозначений подоходного налога (в той его части, которая приходится на конкретную налоговую базу): налог на заработную плату, налог на прирост капитала, налог на прочие доходы. Фактически такой порядок налогообложения во многом отвечает принципам шедулярного подхода, хотя формально к нему не относится.

Налогоплательщиками подоходного налога являются физические лица - резиденты ФРГ в отношении всего полученного ими дохода и нерезиденты - в отношении доходов, полученных от источников в ФРГ.

Налоговым резидентом Германии признается лицо независимо от его национальности, которое имеет в этой стране в собственности постоянное жилище (домициль) или обычно здесь проживает. Под обычным проживанием понимается физическое пребывание на территории Германии более шести месяцев в календарном году (краткосрочные выезды за границу при этом не учитываются).

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, в который включаются следующие группы поступлений:

1) доходы от сельского и лесного хозяйств;

2) доходы от промыслового предприятия, от участия в коммандитном товариществе, в открытом торговом товариществе;

3) доходы от самостоятельной деятельности представителей "свободных" профессий в сфере науки, искусства, литературы, преподавания, а также практикующих врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, журналистов, переводчиков и т.п.;

4) заработная плата и пенсии;

5) доход от капитальных инвестиций;

6) доходы от сдачи в аренду недвижимого и некоторых видов движимого имущества, роялти;

7) прочие доходы (алименты, доходы от продажи имущества и ценных бумаг (если промежуток времени между покупкой и продажей меньше установленного законом срока), доходы от случайного (нерегулярного) посредничества и т.п.).

Для различных групп доходов существуют особенности расчета налогооблагаемой базы. Также различаются и методы расчета. Так, для доходов первой и второй групп в основном, используется метод сопоставления чистой стоимости, согласно которому налогооблагаемый доход представляет собой разницу между чистой стоимостью активов на конец и на начало текущего финансового года. Для расчета налогооблагаемой базы по другим категориям дохода применяется метод чистого дохода, согласно которому налогооблагаемый доход рассчитывается как разница между валовым доходом и разрешенными расходами, учитываемыми по кассовому методу (т.е. в момент поступления денежных средств или погашения задолженности). В отношении доходов от самостоятельной деятельности представителей "свободных" профессий возможен выбор используемого метода расчета налогооблагаемой базы самим налогоплательщиком.

При использовании метода чистого дохода налогоплательщик вправе вычесть из полученного им дохода (прежде всего, речь идет о доходах в виде заработной платы) все расходы, связанные с его получением. В законодательстве предусмотрена так называемая паушальная сумма таких расходов (Arbeitnehmer-Pauschale), которая составляет некоторую установленную сумму (1000 евро в 2011 г.), вычитаемую из дохода налогоплательщика без предоставления подтверждающих документов. Если фактические расходы налогоплательщика, связанные с его служебной деятельностью, превышают установленную сумму, то вычет производится при предоставлении подтверждающих документов и в пределах установленных нормативов.

К вычитаемым расходам относятся:

1) затраты на проезд до места работы и обратно;

2) расходы на служебные командировки;

1) расходы, связанные с работой разъездного характера (например, водители, распространители и т.п.);

2) расходы на проезд и проживание вдали от дома (так называемая жизнь на два дома), включающие в себя затраты на первую и последнюю поездку на место работы, ежедневные поездки между вторым жильем и местом работы, еженедельные поездки домой; телефонные разговоры с родными; суточные;

3) затраты на приобретение средств труда (если они не обеспечиваются работодателем);

4) прочие расходы (взносы в профсоюзы и профобъединения; расходы на ведение банковского счета (в пределах установленного лимита); расходы на поиски работы (бумага, фотографии, конверты, телефонные звонки, поездки на переговоры); расходы на домашний рабочий кабинет (если более 50% работы выполняется на дому); расходы на повышение квалификации и т.п.

Следующей группой расходов, подлежащих вычету, являются "особые расходы" (Sonderausgaben), которые подразделяются на страховые и сберегательные взносы и прочие особые расходы. К страховым и сберегательным взносам относятся расходы, связанные с выплатой всех обязательных и добровольных взносов на социальное, пенсионное, медицинское и некоторые виды имущественного страхования.

Не вычитаются затраты на страхование адвокатской деятельности, страхование собственного автомобиля, а также страхование домашнего имущества. Отметим, что по размеру вычитаемых взносов действует установленный лимит.

Прочие особые расходы включают в себя алименты бывшей жене или бывшему мужу (кроме выплат на ребенка) в размере установленного лимита и при условии, что получатель алиментов уплачивает с них налоги на общих основаниях; расходы на получение налоговых консультаций; плата за обучение детей в школах, имеющих статус школы-интерната; пожертвования в различные фонды, научным, культурным и религиозным объединениям, политическим партиям - только при предъявлении квитанции о пожертвовании; убытки (например, от предпринимательской деятельности, признанные финансовым органом в предыдущие годы) и т.д.

Кроме того, законодательством позволяется вычитать непредвиденные расходы - те нерегулярные расходы, которых налогоплательщик не мог избежать по правовым, моральным или иным причинам, и поэтому, при прочих равных условиях, оказался в худшем положении, чем среднестатистический налогоплательщик. Данный вид расходов вычитается в пределах законодательно установленного допустимого уровня, который составляет от 1 до 7% общего годового дохода семьи налогоплательщика. Данный норматив тем больше, чем выше доход и чем меньше число детей у налогоплательщика.

К таким расходам, в частности, относятся:

- собственные, не включенные в страховку расходы на оплату медицинского обслуживания (пребывание в больнице, оплата прописанных врачом лечебных процедур, расходы на лечение и протезирование зубов, расходы на приобретение лекарств (по рецепту), поездки на лечение и т.п.);

- расходы на погребение родных, в том случае если таковые не могут быть покрыты из наследства или возмещены соответствующей страховкой;

- расходы, связанные с процедурой расторжения брака;

- затраты, вызванные ведением уголовного дела (при условии, что налогоплательщик оправдан);

- расходы, связанные с возмещением ущерба (при установленном судом отсутствии умысла или халатности), об оскорблении личности и пр.

После расчета налоговой базы по каждому виду облагаемых доходов, полученные результаты суммируются, из полученного валового облагаемого дохода делается налоговая скидка на детей (Kinderfreibetrag), а с оставшейся суммы рассчитывается налог в соответствии с установленной ставкой.

Следует отметить, что часть доходов освобождается от налогообложения. К таким доходам относятся: выплаты по договорам страхования жизни, страхования от несчастного случая, нетрудоспособности, пенсионного страхования; некоторые социальные выплаты; единовременные выплаты в рамках государственного пенсионного обеспечения; стипендии.

Налоговые ставки. Налог с налоговой базы менее 8004 евро (для одиноких) и 16 008 евро (для супругов, заполняющих совместную декларацию) не взимается. Свыше этого лимита предельная налоговая ставка линейно возрастает с 14 до 24%, пока налогооблагаемый доход не достигнет 13 469 евро (26 938 евро для супругов). Следующий интервал налогообложения - для налогооблагаемого дохода до 52 881 евро (105 762 евро для супругов). Здесь предельная налоговая ставка линейно возрастает с 24 до 42%. Для облагаемого дохода до 250 730 евро (501 460 евро для супругов) ставка является пропорциональной на уровне 42%. Для доходов, превышающих 250 730 евро (501 460 евро для супругов), предельная налоговая ставка составляет 45%.

В силу сложности расчета налога для налогоплательщиков разработаны специальные таблицы, также существует электронный онлайн-сервис - калькулятор налога, доступный на сайте Федеральной налоговой службы ФРГ.

С заработной платы наемных работников подоходный налог (или, как его называют, "налог на заработную плату", Lohnsteuer) удерживается работодателем при ее выплате. Удержания производятся (или не производятся) на основании налоговой карты (Lohnsteuerkarte), которую необходимо сдать работодателю. Карта выдается налоговой инспекцией по месту жительства. Стоит затребовать ее там один раз - ив сентябре-октябре каждого последующего года налогоплательщик автоматически получает карту по почте.

В карту внесены основные личные данные налогоплательщика, отношение к религии и, самое главное, класс налогообложения. Их шесть, причем пять из них определяются в зависимости от семейного положения.

I класс - для тех, кто не состоит в браке или разведен, или же в браке состоит, но постоянно живет отдельно от супруга, или же супруг постоянно проживает за границей, или же умер.

II класс - для тех же, кто относится к классу I, но при этом в налоговой карте указан хотя бы один ребенок.

III класс - для тех, кто состоит в браке, причем оба супруга постоянно проживают в Германии и вместе, при этом доходы второго супруга ниже (соответственно, у него (нее) либо нет налоговой карты, либо она выдана, но с классом V). Для вдов и вдовцов класс III сохраняется до конца года, в котором наступила смерть второго супруга. В случае расторжения брака класс III тоже можно сохранить до конца года, в котором случился развод, если супруги до самого развода проживали вместе.

IV класс - для тех, кто состоит в браке и постоянно проживает вместе со своим супругом в Германии, причем доходы обоих супругов примерно равны (соответственно, у второго супруга в карту также внесен класс IV).

V класс - для супругов тех налогоплательщиков, кто имеет в налоговой карте класс III.

VI класс - для работников, получающих зарплату от нескольких работодателей. Этот класс вносится во вторую и все последующие налоговые карты вне зависимости от семейного положения и класса по карте, находящейся у основного работодателя.

Классы налогообложения влияют только на ежемесячные налоговые удержания из зарплаты, которые делает работодатель.

Один раз в год налогоплательщик имеет право по своей воле изменить налоговый класс на более выгодный. Например, вступая в брак, поменять класс I на III. Если же, наоборот, супруги развелись или начали жить отдельно, то налогоплательщик обязан перейти в классы I или II. По окончании года работодатель возвращает налоговую карту работнику с заполненной обратной стороной, куда вносятся все выплаты и удержания, произведенные в течение года. В случае утери карты работодатель должен выдать взамен так называемый заменитель налоговой карты установленной формы. Карта или ее заменитель прилагаются к налоговой декларации.

В налоговой декларации налогоплательщик отражает все свои подлежащие декларированию доходы и все расходы, которые могут снизить его налогооблагаемый доход. Рассмотрев декларацию, налоговая инспекция присылает налогоплательщику свое решение, в котором она приводит свой расчет налогооблагаемого дохода. Если в течение года с налогоплательщика удержали сумму налога больше положенного по решению налогового органа, то излишек возвращается плательщику на банковский счет или чеком. В противном случае налогоплательщику устанавливается срок внесения доплаты.

В немецком законодательстве предусмотрено два типа деклараций:

- обязательная декларация;

- добровольная декларация.

Основная масса налогоплательщиков обязана подавать декларацию о доходах. Однако в некоторых случаях предоставлять декларацию не обязательно. Например, если оба супруга весь год работали у одного работодателя, имеют одинаковый класс налогообложения, из их доходов был удержан налог и обязательные взносы на социальное страхование, при этом другие доходы, с которых не был удержан налог и взносы, не превысил установленного лимита (по состоянию на 2011 г. - 410 евро); если налогоплательщик не был обязан уплачивать обязательные взносы на социальное страхование, а подоходный налог удерживался по специальным таблицам.

Налоговый период по подоходному налогу - календарный год. Обязательные налоговые декларации должны подаваться до 31 мая года, следующего за отчетным. Срок может быть продлен до 30 сентября в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных законом (например, при составлении декларации налоговым консультантом). По добровольным декларациям сроки отсутствуют. Однако если налогоплательщик не подал ее в течение двух лет, то право на возмещение налоговых вычетов он теряет.

Из заработной платы работника кроме подоходного налога удерживается церковный налог и надбавка солидарности.

Официально признанные религиозные объединения имеют право взимать на основе общегосударственного налогового перечня также свои церковные налоги. Все члены религиозных объединений обязаны, в свою очередь, платить эти предусмотренные законом общественные сборы. Основанием для взимания церковного налога служит запись о религиозной принадлежности налогоплательщика в его налоговой карте.

Церковный налог может взиматься в различном виде, а именно:

- как добавочный налог на заработную плату (для работающих по найму) или на заявленный облагаемый доход; в обоих случаях его величина определяется по особому тарифу (в разных землях он различен, в среднем - около 8% от суммы подоходного налога);

- как "церковные деньги" в виде твердо установленного или определяемого по специальной таблице взноса. Вид и величину взимаемого налога определяют соответствующие органы церкви на основе церковного положения о налогах, требующего обязательного государственного согласования.

Надбавка солидарности (солидарный сбор) - это дополнительный налог, взимаемый в целях получения средств на ускоренное развитие федеральных земель, ранее входивших в состав ГДР. Надбавка солидарности взимается от суммы подоходного налога, подлежащего уплате в отчетном (налоговом) периоде. Налоговая ставка составляет 5,5%.

Церковный налог и надбавка солидарности взимаются лишь постольку, поскольку взимается подоходный налог. Если обязанность уплаты подоходного налога не возникает или рассчитанный налог не превышает некоторого расчетного предела, налогоплательщик от уплаты этих надбавок освобождается.