Совместная компетенция органов международной организации

Органы международной организации могут осуществлять совместную компетенцию. В гаком случае один и тот же вопрос будет решаться двумя или более органами организации.

Например, в ООН совместную компетенцию осуществляют СБ ООН и ГА ООН по решению вопросов приема в члены ООН и исключения из членов ООН, выборов Генерального секретаря ООН, членов Международного Суда ООН и др.

Конкурирующая компетенция органов международной организации

Это такая ситуация, когда два или более органа международной организации решают одни и те же вопросы независимо друг от друга.

Например, такая компетенция была присуща Лиге Наций. Совет Лиги и ее Ассамблея независимо друг от друга рассматривали вопросы поддержания международного мира и безопасности, что, несомненно, являлось дублированием в работе этих двух органов и осложняло работу Лиги Наций.

Параллельное осуществление компетенции органами международной организации

Соответственно, эта такая ситуация, когда два или несколько органов ММПО занимаются одним и тем же вопросом в рамках своей компетенции, но не конкурируют между собой.

Примером здесь может служить принятие ГА ООН и СБ ООН резолюций о применении невооруженных принудительных мер и т.д. В данном случае эти органы не конкурируют между собой и решают проблему в рамках своей компетенции дозволенными им учредительным актом методами.

Делегирование компетенции органами международных организаций

Данное делегирование может быть предусмотрено их учредительными актами. С таким явлением органы международных организаций сталкиваются при создании вспомогательных органов. При учреждении вспомогательного органа главный орган передает ему часть своих полномочий. Такие полномочия необходимы вспомогательному органу для выполнения поставленных перед ним задач. Исходя из этого, компетенция вспомогательных органов гораздо уже, чем полномочия главного органа, учредившего его. При делегировании компетенции существуют следующие правила:

– главные органы не могут передавать вспомогательным органам полномочия, которые по уставу организации закреплены за другими главными органами;

– главные органы не должны передавать свои исключительные полномочия вспомогательным органам.

Наднациональные полномочия органов международных организаций

Названные полномочия являются новеллой в рамках права ММПО. Данное явление появилось с учреждением международных интеграционных объединений.

Наднациональность специалистами рассматривается и как правовой принцип, и как правовое явление. Наднациональность имеет договорный характер, т.е. суверенные государства договариваются о создании международной организации (международного органа) с передачей ей части своих суверенных полномочий, с наделением ее соответствующей компетенцией по их реализации. Суть наднациональности заключается в праве наднациональной международной организации принимать нормы прямого действия не только для ее государств-членов и органов организации, а также для физических и юридических лиц государств-членов.

Наличие "наднациональной" компетенции существенно меняет характер ММПО, которая в отношении своих членов выступает именно как наднациональная организация. Самым удачным примером такого надгосударственного интеграционного объединения является ЕС. Началом интеграционного объединения с национальными полномочиями служит международная межправительственная организация.