Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг

Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг имеет свои особенности.

Так, в соответствии с законодательством РФ осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности па рынке ценных бумаг.

Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с финансовыми инструментами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ч. 2 ст. 10 Закона о рынке ценных бумаг).

В рамках требований к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка не могут выполнять:

– лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа институциональных участников рынка ценных бумаг (управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, организатора торговли на рынке ценных бумаг);

– лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.

Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, а также осуществлять функции руководителя контрольного подразделения (контролера) профессионального участника рынка ценных бумаг.

Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг

Организации инфраструктуры РЦБ включают в себя следующие составляющие:

1) эмитентов и инвесторов;

2) фондовые биржи (см. гл. 7 данного учебника);

3) систему внебиржевой торговли ценными бумагами (см. гл. 8 учебника);

4) регистраторов (реестродержателей);

5) депозитариев, в том числе Центральный депозитарий;

6) управляющие компании, занимающиеся доверительным управлением портфелями ценных бумаг;

7) расчетно-торговые системы, включая организаторов торговли на рынке ценных бумаг и клиринговые организации;

8) страховые общества;

9) саморегулируемые организации (см. гл. 11 учебника);

10) микрофинансовые организации;

11) кредитные потребительские кооперативы;

12) информационные агентства и сети, в том числе Бюро кредитных историй.

Учитывая, что многие элементы инфраструктуры были показаны выше или характеризуются в последующих главах, выборочно рассмотрим лишь часть участников.

Микрофинансовые организации. Это структурные элементы рынка ценных бумаг: различные юридические лица (фонды, автономные некоммерческие организации, учреждения (за исключением бюджетных учреждений), некоммерческие партнерства, товарищества или хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью). Для этих организаций установлены размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности[1]. Микрофинансовые организации имеют право на свою деятельность в следующих формах:

– предоставление микрозаймов, каждый из которых в сумме не превышает 1 млн руб.;

– привлечение денежных средств в виде кредитов, займов, взносов и пожертвований на осуществление микрофинансовой деятельности.

При этом указанные формы деятельности мюсрофинан- совая организация имеет право осуществлять только после внесения в Государственный реестр микрофинансовых организаций. По состоянию на 16 апреля 2013 г. в данном реестре было зарегистрировано 3053 микрофинансовых организаций[2].

Кредитные потребительские кооперативы (КНК). Эти организации в Российской Федерации формируются и развиваются в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Они осуществляют свою деятельность в таких юридических формах, как кредитные потребительские кооперативы различных видов и уровней, союзы (ассоциации), иные объединения КПК. При этом кредитные потребительские кооперативы нельзя смешивать с сельскохозяйственными кооперативами[3].

Информационные агентства и сети. Данный элемент инфраструктуры рынка ценных бумаг включает в себя информационные агентства, специализированные издательства и их торговые сети, а также Бюро кредитных историй, которые обеспечивают необходимой информацией участников рынка, в том числе финансово-кредитные институты.

Особое место на рынке ценных бумаг занимают органы регулирования и контроля РЦБ.

К органам регулирования и контроля РЦБ в Российской Федерации относится Банк России и его территориальные подразделения, в совокупности выступающие в роли федерального органа исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг, денежного обращения и управления государственным долгом РФ. Подобное решение законодательной ветви власти Российской Федерации связано с тем, что в начале 2000-х гг. при Правительстве РФ стада функционировать Федеральная служба фондового рынка (ФСФР) как федеральный орган исполнительной власти. Вместе с тем сложившаяся в стране модель механизма государственного регулирования и надзора данного рынка оказалась распределена среди множества институтов[4]. Так, Минфин России отвечал за выработку государственной политики в таких сферах, как банковская, страховая и аудиторская деятельность, бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность. Банк России занимался не только защитой и обеспечением устойчивости рубля, но и развитием, укреплением и контролем над банковской системой в целом, в том числе в части фондового рынка. Министерству экономического развития РФ вменялись функции регулирования не только реального сектора экономики страны и сферы социально-экономического развития, но и инвестиционной деятельности. Регулирование при этом оказалось раздроблено, осуществлялось не по функциональному признаку, а по группам финансовых институтов. В результате функции различных органов дублировали друг друга и затрудняли развитие российского финансового рынка.

Опыт ряда развитых стран мира в период кризисов показал, что функции по регулированию и надзору за финансовыми институтами значительно эффективнее объединить в одном ведомстве, нежели в разных. Учитывая это, Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" в России на базе Банка России создан мегарегулятор финансового рынка. Банк России является в настоящее время единственной структурой, регулирующей отношения на фондовом рынке, его роль и в финансовой сфере страны резко усилилась. В результате централизация функций наблюдения, надзора и контроля над финансовым рынком на данном этане начинает работать как единый механизм, основой которого являются единые стандарты и правила по регулированию финансового рынка.