Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива – ССАГПЗ

Эта организация считается успешным и влиятельным интеграционным объединением арабских стран, благодаря наличию в районе богатейших па Земле запасов нефти. Региональная группировка существует более 30 лет (создана 25 мая 1981 г.), объединяет шесть богатых аравийских газо- и нефтедобывающих стран, близких по религиозным, этническим, политическим и социально-экономическим критериям, государственному устройству: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию[1].

Совокупный объем экономик стран ССАГПЗ составил в 2010 г. 1085 млрд долл., или 1,7% мирового ВВП[2]. ВВП на душу населения (38 тыс. долл, в 2010 г.) в целом по объединению превышает средний уровень стран Ближнего Востока и Северной Африки (10 тыс. долл.) почти в четыре раза. В недрах стран-членов ССАГПЗ с населением 39,2 млн человек залегают 37% мировых доказанных запасов нефти и более 24% природного газа; доля этих стран в мировом экспорте нефти составляет почти 32%, природного газа – 9%[3].

Благодаря высоким валютным доходам от экспорта энергоресурсов монархии Персидского залива относятся к наиболее платежеспособным странам мира, являются крупными мировыми инвесторами. Зарубежные активы компаний, фондов благосостояния и частных лиц членов ССАГПЗ оценивались в конце 2000-х гг. на уровне 1,9 трлн долл.[4]

Совет сотрудничества благодаря солидному экспортному и финансовому потенциалу, консолидированной позиции стран-членов в отношениях с внешним миром оказывает влияние на мировой рынок нефти, состояние международных финансов и в целом играет определенную роль в обеспечении стабильности мирового хозяйства.

Экономика аравийских стран (кроме ОАЭ), несмотря на предпринятые шаги по индустриализации и перепрофилированию (в разной мере в разных странах), продолжает в основном опираться на добычу, переработку и продажу нефти. В экспорте на долю углеводородов падает от 40% (ОАЭ) до 94% (Кувейт, Оман) его стоимостного объема. Потребности в готовых промышленных изделиях, многих видах сырья и полуфабрикатов, прокате черных и цветных металлов полностью или почти полностью удовлетворяются за счет импорта. Все страны ССАГПЗ в сильной степени зависят от внешней торговли, что отражает высокий показатель ее доли в ВВП: Бахрейн – 155%, Саудовская Аравия – 97%, Оман – 109%, ОАЭ – 172%[5].

Саудовская Аравия, превосходя другие члены ССАГПЗ по территории, населению, запасам нефти (23% доказанных мировых запасов) и экономическому потенциалу (41% совокупного ВВП), играет в ССАГПЗ лидирующую роль.

Важным фактором создания регионального блока явилась необходимость противостояния внешним угрозам и укрепления взаимодействия в сфере безопасности. Однако с самого начала формирования объединения страны-участницы значительное внимание уделяли экономическому сотрудничеству. В соответствии с Уставом основными целями ССАГПЗ являются достижение координации и взаимосвязи между государствами-членами во всех сферах на пути к их объединению; углубление торгово-экономического сотрудничества в интересах достижения взаимодополняемости национальных хозяйств, ослабления их конкуренции в процессе диверсификации и укрепления позиций на мировом рынке; гармонизация различных сфер деятельности – прежде всего таможенной, финансовой и валютной, а также унификация экономических механизмов; ускорение темпов научно-технического прогресса.

Одним из ключевых направлений деятельности Объединения явилось поэтапное формирование Таможенного союза, вопрос о котором активно обсуждался в рамках ССАГПЗ с начала 1990-х гг. Созданию ТС предшествовало образование зоны свободной торговли между странами аравийской "шестерки".

В ноябре 1981 г. был подписан первый программный документ – Единое экономическое соглашение, определившее направления совместных действий на следующие двадцать лет. Соглашение предусматривало либерализацию трансграничного передвижения товаров, рабочей силы и капиталов, углубление валютно-финансового сотрудничества, координацию экономической политики стран-членов ССАГПЗ, разработку единого законодательства в сфере торговли, промышленности и таможенного обложения. В развитии положений Соглашения в 1983 г. вступил в силу Договор о беспошлинной торговле сельскохозяйственными и промышленными товарами, а также природными ресурсами. Были отменены таможенные пошлины и прочие платежи на взаимную торговлю национальной[6] продукцией стран-членов ССАГПЗ, но сохранялись многочисленные нетарифные барьеры, в том числе действовал усложненный порядок получения сертификата "национального происхождения" (выдавался компетентным правительственным органом в стране-экспортере).

Одновременно с ликвидацией тарифных ограничений страны предприняли шаги по унификации тарифных ставок па импортируемые товары: с 1983 г. минимальный их размер был установлен на уровне 4%, максимальный – 20%. Дальнейший процесс унификации тормозился расхождениями позиций стран-членов относительно приемлемого уровня таможенной защиты. Так, Саудовская Аравия стремилась к сохранению высокого уровня пошлин для стимулирования процесса импортозамещения в отличие от ОАЭ, экономика которой во многом базировалась на политике свободной торговли, что позволяло местным фирмам импортировать иностранные товары для их последующего реэкспорта странам- соседям.

Процесс создания полноценной зоны свободной торговли стран аравийской "шестерки" занял почти 20 лет. Резкое повышение мировых цен на энергоресурсы, подъем экономики стран Персидского залива активизировали объединительные процессы с конца 1990-х годов. В 1998 г. была принята Стратегия экономического развития государств-членов до 2025 г., в 2001 г. – подписано "Экономическое соглашение между арабскими странами ССАГПЗ", которое заменило Единое экономическое соглашение 1981 г. В новом Соглашении нашел отражение широкий круг вопросов, связанных с улучшением инвестиционного климата в странах-членах, развитием валютно-финансового сотрудничества, усилением взаимодействия в сфере промышленности, сельского хозяйства, добычи нефти и газа, развитием человеческого потенциала, защитой прав интеллектуальной собственности, интеграцией электроэнергетики, транспорта и телекоммуникаций и др. Соглашение содержало также положение о последовательном формировании таможенного союза как этапа на пути создания общего рынка, валютного и экономического союза в качестве приоритетной цели.

К формированию Таможенного союза страны – члены ССАГПЗ приступили с января 2003 г. В настоящее время он работает па основе следующих основных принципов.

1. На товары, импортируемые из третьих стран, действует юридически обязательный единый внешний таможенный тариф со ставками пошлин 0% и 5%. ЕВТ распространяется на 85% товаров согласованной таможенной номенклатуры стран-членов объединения. Беспошлинно на единую таможенную территорию поступают продукты питания, личные вещи, вооружение для полиции и армии, товары для благотворительных организаций, а также подлежащие возврату отправителю.

2. Таможенные, финансовые и административные правила и процедуры, относящиеся к импорту, экспорту и реэкспорту товаров в члены ССАГПЗ, унифицированы. Таможенные администрации стран-членов руководствуются Общим Таможенным кодексом (принят в 2002 г.).

3. В качестве единых пунктов пропуска иностранных товаров на таможенную территорию Объединения рассматриваются все наземные таможенные переходы, морские и воздушные порты стран-членов. Таможенные формальности осуществляются на первом пропускном пункте, через который товар поступает в государства ССАГПЗ. Таможня (первая) на внешней границе осуществляет контроль иностранных товаров, поступающих в ту или иную страну объединения, подтверждает соответствие товаров представленным документам (в целях обеспечения таможенных поступлений и дальнейшего освобождения поставщика от таможенных формальностей), собирает таможенные пошлины и гарантирует, что данный товар не запрещен к ввозу (товары, запрещенные к ввозу в одной из стран объединения, могут поступать в другую страну, куда их ввоз не запрещен, но лишь через границу этой страны, то есть без транзита; каждая страна составляет список таких товаров).

4. В рамках единой таможенной территории импортные товары перемещаются свободно (без тарифных и нетарифных барьеров), но с учетом действующего законодательства о санитарном благополучии и списков товаров, ввоз которых запрещен или ограничен во все или отдельные страны ССАГПЗ.

5. К товарам, произведенным в членах объединения, применяется такой же режим, как и к национальным. Взаимопоставляемые товары стран "шестерки" могут свободно перемещаться в рамках единой таможенной территории; должны сопровождаться таможенной декларацией (для статистических и таможенных целей) и документом, содержащим достоверные сведения о стране происхождения и производителе товара.

6. Импортные таможенные пошлины, взимаемые на внешней границе таможенного союза, распределяются между странами-членами с учетом конечного пункта назначения товара.

7. Деятельностью таможенного союза управляют созданные странами-членами законодательные и исполнительные органы. Они не имеют наднационального характера; принимаемые ими решения имеют характер рекомендаций, которым следуют страны-члены, или соглашений.

Основными институтами, обеспечивающими работу объединения, являются Высший совет, состоящий из глав государств-членов, Министерский совет, состоящий из министров иностранных дел или других делегированных министров, Генеральный секретариат. Высший совет разрабатывает стратегию и магистральные направления деятельности ССАГПЗ, одобряет или отвергает рекомендации и предложения, представляемые на его рассмотрение Министерским советом или Генеральным секретариатом, определяет принципы взаимодействия с другими международными организациями и государствами. Каждая страна обладает в Высшем совете одним голосом. Принятие решений по принципиальным вопросам требует единогласия, по другим – достаточно большинства голосов.

Министерский совет участвует в разработке направлений деятельности организации, подготовке документов, проектов законов и предложений, направленных на развитие кооперации и координации действий стран-членов. Генеральный секретариат является координирующим и административно-техническим органом: отвечает за подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях советов, а также контролирует исполнение принятых решений и рекомендаций.

8. Для решения любых спорных вопросов в рамках ССАГПЗ создана Комиссия по урегулированию споров; ее состав формируется для рассмотрения спора каждый раз заново из экспертов государств-членов стран, не являющихся сторонами конфликта. Рекомендации или свое мнение Комиссия вносит на рассмотрение Высшего совета для принятия решения.

9. Члены объединения проводят единую политику в отношении третьих стран и группировок. В соответствии с правилами торговые соглашения должны заключаться только от имени ССАГПЗ. Исключение сделано для двусторонних отношений со стратегическим партнером – Соединенными Штатами Америки. С этой страной Бахрейн (в 2004 г.) и Оман (в 2005 г.) подписали соглашения о создании зон свободной торговли, остальные члены группировки ведут двусторонние переговоры о преференциальной торговле.

За прошедшие годы страны – члены ССАГПЗ значительно продвинулись в создании таможенного союза. Однако процесс его формирования полностью не завершен в силу существующих разногласий сторон. Единый внешний тариф охватывает не всю товарную номенклатуру, сохраняется ряд тарифных и нетарифных барьеров на пути передвижения товаров. Самым спорным остается вопрос распределения доходов от таможенных импортных пошлин в рамках объединения. В настоящее время принят временный порядок, который будет действовать до конца 2013 г.: таможенные пошлины с импортируемых товаров распределяются между странами-членами с учетом конечного пункта следования товара. Если, например, товары, предназначенные для Кувейта, оказались в ОАЭ, то в этой стране с них взимается пошлина, сумма которой которая через электронный расчетный центр (в конце 2010 г. введен механизм электронных расчетов) будет переведена в Кувейт.

Параллельно с формированием таможенного союза шел процесс расширения взаимодействия членов ССАГПЗ в других секторах и сферах. В частности, либерализована взаимная торговля более чем ста видами услуг; принят ряд общих законов (например, о защитных мерах во внешней торговле), утвержден длинный перечень обязательных правил во многих отраслях (сельское хозяйство, водные ресурсы, портовые сооружения, нефть и газ, регистрация торговых марок и патентов, аудиторская и бухгалтерская практика, др.); осуществляется координация экономической политики (промышленной, денежно-кредитной, валютно-финансовой и др.).

В декабре 2008 г. страны объявили о достижении важной ступени на пути полной экономической интеграции – создании общего рынка шести арабских государств, в рамках которого осуществляется свободное движение товаров, услуг и капитала, обеспечивается свобода передвижения, проживания и трудоустройства, а также равенство экономических возможностей граждан стран – членов ССАГПЗ. Однако, по мнению экспертов, монархии Персидского залива только начинают длительный процесс движения к созданию полноценного единого рынка. На национальном уровне фактическая реализация совместно принятых в рамках объединения общих законов и правил отстает. В результате во многих случаях отсутствует единая нормативная база, необходимая для интеграции экономик стран-членов.

В последние годы сделаны шаги, направленные на создание валютного союза и перехода на единую валюту. Взяв за образец критерии Евросоюза (размер государственного долга, бюджетного дефицита, долгосрочных процентных ставок, уровень инфляции) страны проводят политику сближения основных макроэкономических показателей. В июне 2009 г. Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и Кувейт подписали соглашение об учреждении Валютного союза, создают единый Центральный банк Персидского залива. Планировавшийся в 2013–2015 гг. переход на единую валюту (возможное название "халиджи") отложен на неопределенный срок с учетом сложностей, с которыми столкнулся в последнее время евро.

Учреждены и работают совместные институты: Инвестиционная корпорация стран Персидского залива, Организация по стандартизации и метрологии для государств- членов, в рамках которой разработано свыше 5000 единых стандартов ССАГПЗ, Комиссия по объединению электрических сетей, Региональный комитет электроэнергетических систем, Техническое телекоммуникационное бюро, Центр коммерческого арбитража, Патентное бюро и др.

В последние годы совместными усилиями осуществлен ряд крупных проектов (в области авиатранспорта, производства первичного алюминия, телекоммуникаций и др.). В декабре 2009 г. произошло объединение высоковольтных национальных систем электроснабжения всех шести арабских стран в Единую энергетическую систему; в 2010 г. начато сооружение железнодорожной магистрали протяженностью примерно 2 тыс. км, которая соединит государства ССАГПЗ (на реализацию проекта выделено 25 млрд долл.)

В целом страны аравийской "шестерки" позитивно оценивают результаты формирования таможенного союза и участие в ССАГПЗ. По мнению экспертов этих стран, свободное обращение национальных и иностранных товаров в рамках единой таможенной территории снизило торговые издержки местных компаний, что благоприятно повлияло на развитие некоторых отраслей экономики, стимулировало рост торговли. За период 2003–2009 гг. среднегодовой темп прироста оборота отечественными и иностранными товарами в рамках ССАГПЗ составил 20%[7]. К числу положительных моментов относят активизацию движения капитала между странами-участницами, увеличение объема накопленных прямых иностранных инвестиций (почти в 11 раз в 2000–2010 гг.)[8].

Подтверждая курс на углубление взаимного сотрудничества, государства ССАГПЗ продолжают ориентироваться преимущественно на внешних партнеров (Евросоюз, Японию, США, Китай, Индию и др.). Объем торговли с третьими странами превышает взаимный товарооборот почти в 20 раз. Доля взаимного экспорта государств Персидского залива в общем его объеме составляла в 2000–2010 гг. 4,4– 5,1% (4,8% в 2010 г.)[9]. Невысокий уровень торговой взаимозависимости членов ССАГПЗ свидетельствует о том, что интеграционные процессы в сфере производства идут медленно, несмотря на значительные инвестиционные ресурсы. Сказывается влияние центробежных факторов, из числа которых выделим отсутствие развитой и дифференцированной обрабатывающей промышленности, схожесть отраслевых структур экономики и экспорта, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры.

Внешнеэкономическая политика стран Персидского залива направлена на либерализацию экспортно-импортных и валютных операций, активное развитие сотрудничества со странами и группировками разных регионов мира. ССАГПЗ как интеграционное объединение имеет соглашения о создании зон свободной торговли с Ливаном, Сингапуром, Сирией, а также с торговым блоком ЕАСТ (вступило в силу в 2009 г.). Переговоры о свободной торговле ведутся с Китаем, Индией, Пакистаном, Турцией, МЕРКОСУР, Японией, Австралией и Новой Зеландией. Начат экономический диалог ССАГПЗ–АСЕАН. С Евросоюзом реализуется Программа совместных действий в рамках подписанного Соглашения о кооперации. Переговоры о создании зоны свободной торговли (начаты в 1988 г.) приостановлены из-за неприемлемости для монархий Персидского залива требований Евросоюза о пересмотре отношения к правам человека.

Несмотря на различия национальных интересов, стремление укреплять государственный суверенитет, наличие некоторых территориальных проблем[10] и существующих разногласий страны-участницы ССАГПЗ постепенно продвигаются в направлении углубления региональной интеграции – завершают формирование таможенного союза, создают общий рынок, делают шаги к образованию валютного союза. Небольшое число географически близких процветающих стран примерно одинакового уровня экономического развития, объединенных общностью стоящих проблем, облегчили поиски взаимоприемлемых компромиссов, выработку консолидированной позиции по целому ряду внутренних и международных проблем. Немаловажным фактором успешных объединительных процессов явилось политическое единство правящих кругов государств ССАГПЗ.