Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board – FSB)

Совет по финансовой стабильности был создан на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 г. FSB – это международная организация, созданная странами "Большой двадцатки" на лондонском саммите в апреле 2009 г. Основной целью организации является выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности, разработка и применение регулирующей и надзорной политики в этой сфере. В состав Совета входят представители национальных финансовых органов управления (Центральных банков, надзорных органов, Министерств финансов), международных финансовых институтов, комиссий экспертов Центральных банков. В состав преобразованного Совета вошли уполномоченные представители финансовой власти от 24 суверенных юрисдикций (с оговорками о квазисуверенности Гонконга). Участники Совета представляют, действительно, практически все ведущие экономики мира. На их долю приходится более 90% общемирового ВВП и более 80% мировой торговли. Следовательно, если решение будет принято, оно будет касаться практически всей мировой экономики в целом.

Кроме того, участниками Совета стали глобальные многосторонние финансовые институты и международные организации, осуществляющие выработку стандартов, регулирование и надзор в финансовой сфере. Среди них такие авторитетные учреждения, как Европейский центральный банк, Европейская комиссия, Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирный банк, Базельский комитет по банковскому надзору, Комитет по платежно-расчетным системам, Комитет по глобальной финансовой системе, Совет по международным стандартам финансовой отчетности, Международная ассоциация органов надзора в области страхования, Международная организация комиссий по ценным бумагам.

Ключевые функции Совета по финансовой стабильности (FSB):

• мониторинг экономической ситуации в целом и на финансовых рынках в частности;

• сопоставление ситуации в экономике с существующими регулятивными мерами и подготовка рекомендаций по внесению изменений в существующее законодательство;

• проведение мероприятий по линии поливариантного планирования с целью трансграничного кризисного управления, в особенности в отношении системообразующих компаний;

• взаимодействие с МВФ по выявлению кризисных явлений на ранних фазах их зарождения.

В последние годы приоритетными направлениями работы СФС были следующие вопросы[1]:

• регулирование деятельности системно значимых финансовых институтов (СЗФИ), в том числе совершенствование требований к капиталу и режимов урегулирования несостоятельности;

• регулирование теневой банковской деятельности;

• реформирование рынка внебиржевых деривативов;

• совершенствование практик материального стимулирования сотрудников финансовых институтов;

• снижение зависимости от оценок рейтинговых агентств;

• создание Единого глобального кода юридических лиц;

• мониторинг реализации рекомендаций и внедрения стандартов.

В рамках работы Совета была выработана система международных финансовых стандартов (Compendium of Standards)[2]. которая создает вертикально интегрированную международную структуру, в рамках которой происходит выработка и принятие решений, направленных на обеспечение глобальной финансовой стабильности путем реализации единых комплексов мер и подходов в сфере финансового надзора и регулирования, конвергенции нормативных положений.

Приоритетными являются 12 стандартов, которые определены признанным минимумом, им должны следовать все страны-члены.

1. Макроэкономическая политика и прозрачность данных:

1) прозрачность денежно-кредитной и финансовой политики;

2) прозрачность бюджетно-налоговой политики; распространение данных.

2. Институциональная и рыночная инфраструктура:

3) процедура банкротства;

4) корпоративное управление;

5) финансовая отчетность;

6) аудит;

7) платежи и расчеты;

8) целостность рынка.

3. Финансовое регулирование и надзор:

9) банковский надзор;

10) регулирование рынка ценных бумаг;

11) надзор за страховым рынком.

Совет по финансовой стабильности проводит активную работу по решению проблемы "морального риска" системно значимых финансовых институтов (проблема too-big-to- fail). В соответствии с определением совместного доклада международных организаций, системно значимые финансовые институты – это финансовые институты, характеризующиеся существенным объемом и сложностью операций, системной взаимосвязанностью, сложностью заменяемости. Ухудшение финансового положения или нарушение их деятельности может нанести существенный ущерб финансовой системе и экономике[3].

Данная проблема стала особенно актуальной но время кризиса 2008–2009 гг., когда банкротство нарушило стабильность глобальной финансовой системы. Одной из причин стала недооценка регуляторами проблемы "слишком значимый финансовый институт, чтобы обанкротиться" (too big to fail) в период до финансового кризиса. Данная проблема обусловлена опасностью недобросовестного поведения системообразующих финансовых институтов (moral), которые принимали необоснованно высокий уровень рисков, полагаясь на косвенную/прямую поддержку государства (что отражалось, в итоге, в пониженной стоимости их заимствований), не обладая при этом адекватной системой риск- менеджмента.

Вопросы практики

Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) в 2013 г. включил 9 страховщиков в список финансовых групп, представляющих системные риски для мировой экономики, как следует из сообщения FSB. В этот список вошли Allianz SE, AIG, Assicurazioni Generali, Aviva, AX A, MetLife, Ping An Insurance (Group) Company of China, Prudential Financial и Prudential. Какие конкретно последствия это решение повлечет для данных компаний, будет определено регуляторами, поэтому давать им точную оценку еще слишком рано, отмстило Allianz SE в своем сообщении.

Основными целями проводимой работы являются сокращение вероятности и влияния банкротств указанных институтов на финансовую систему, улучшение управленческих возможностей фирм в условиях кризиса, а также снижение риска передачи негативного воздействия между финансовыми институтами посредством развития финансовой инфраструктуры и рынков.

Совет работает по различным направлениям регулирования и надзора за страховой деятельностью. Выделим основные:

• формирование надлежащих стандартов достаточности капитала и ликвидности;

• изменение практик в области компенсационных выплат;

• совершенствование рынка производных финансовых инструментов;

• решение проблемы системообразующих финансовых институтов;

• стимулирование приверженности международным стандартам;

• совершенствование финансового надзора и регулирования;

• совершенствование стандартов финансовой отчетности;

• развитие инструментов макропруденциального регулирования;

• работа с проблематикой в области деятельности хедж- фондов;

• совершенствование секьюритизации.

Советом по финансовой стабильности были разработаны финансовые стандарты, которые создали вертикальную международную структуру, в рамках которой происходит принятие решений но обеспечению глобальной финансовой стабильности путем реализации единых комплексов мер и подходов в сфере финансового надзора и регулирования, конвергенции нормативных положений.

Выводы

1. Механизм государственного регулирования страхования, которым обладают развитые страны, складывался и функционировал уже много лет и максимально адаптирован к особенностям национального страхового рынка. Альтернативой регионально ориентированному регулированию может быть создание международной системы институтов, контролирующих финансовую деятельность частных компаний.

2. Наиболее вероятными кандидатами на роль центра подобной организации являются Международная ассоциация страховых надзоров (International Association of Insurance Supewisors – IAIS), "Группа двадцати" ( Group of Twenty – G-20), Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board – FSB).

3. Международная ассоциация страховых надзоров (I AIS) имеет наибольшее влияние на страховой рынок.

4. С политической точки зрения в настоящее время наиболее важным источником текущих международных регулятивных инициатив является "Группа двадцати", или G-20. Страны-члены G-20 представляют около 2/3 населения земного шара и примерно 85% глобального национального продукта.

5. "Большая двадцатка" имеет потенциальные проблемы с точки зрения дальнейшего развития данного формата международной кооперации выработки единых стандартов регулирования на наднациональном уровне.

6. Основной целью Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board – FSB) является выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности, разработка и применение регулирующей и надзорной политики в этой сфере.

7. Под пруденциальным регулированием понимается система контроля соблюдения страховщиками законодательства, регулирование финансовой устойчивости, разработка и контроль исполнения требований к учету и отчетности и т.п.

8. Интегрированное регулирование возникло вследствие объединения страхового бизнеса и деятельности на других финансовых рынках в рамках единых финансовых групп, соединения страхового капитала с банковским, предоставления комплексных финансовых услуг.