Лекция 6. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945 - начало 50-х гг.)

Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств - социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро распадалась колониальная система. Во Второй мировой войне потерпели поражение агрессивные государства - Германия, Италия, Япония и их союзники. В результате того, что СССР внес решающий вклад в разгром агрессоров, возрос его международный авторитет. Внешнеполитическая деятельность Советского государства усилилась, о чем, в частности, свидетельствуют следующие данные: если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, к концу войны - уже с 52, а за период с 1945 по 1953 г. были установлены дипломатические отношения еще с 21 государством. Советский Союз стал такой могучей силой, с которой никак нельзя было не считаться в мировой политике.

В своей деятельности СССР исходил из решений, принятых на Ялтинской и Потсдамской конференциях, но вскоре после войны отношения между бывшими союзниками осложнились. Черчилль в речи в Фултоне (США) в 1946 г. заявил, что СССР и международное коммунистическое движение угрожают капиталистическим странам, создают опасность новой мировой войны. Он призвал проводить в отношении СССР жесткую политику, угрожал нам американским атомным оружием, настаивал на создании союза против СССР Это послужило сигналом к началу так называемой холодной войны, главными противниками в которой стали США и Советский Союз, сплотившие вокруг себя единомышленников. В 1948 г. был образован Западный союз, а в 1949 г. - Организация Североатлантического договора (НАТО). США, Англия и Франция пошли сепаратно на создание ФРГ. В ответ на это в советской зоне оккупации Германии была образована ГДР.

Еще в августе 1945 г. правительства СССР, США, Англии, и Франции подписали соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников в Европе и приняли Устав Международного военного трибунала. В 1946 г. СССР участвовал в создании аналогичного Устава Международного военного трибунала на Дальнем Востоке для наказания главных японских военных преступников. СССР заключил серию взаимовыгодных двусторонних соглашений с капиталистическими странами по торговле, об установлении почтовых и телефонно-телеграфных сношений, об установлении регулярных железнодорожных и воздушных сообщений, о взаимодействии по пограничным вопросам и др.

В 1946 г. Советский Союз выдвинул в ООН ряд предложений: о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о всеобщем сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, ликвидации иностранных военных баз, выводе войск с территории невражеских государств. Однако эти предложения не были приняты. Лишь одно из них было положено в основу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений" (1-946). По инициативе СССР в ноябре 1947 г. ООН приняла резолюцию, направленную против пропаганды войны. Советский Союз участвовал в создании Комиссии ООН по контролю над атомной энергией (декабрь 1945 г.), в задачу которой, в частности, входила разработка предложений об исключении из национальных вооружений атомного оружия и всех других видов оружия массового уничтожения.

Возникновение после Второй мировой войны в Европе и Азии большой группы государств, которые стали называться странами народной демократии, привело к развитию сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. Первоначально отношения СССР с этими государствами развивались на базе обычных международных договоров. Однако их характер принципиально отличался от соглашений с капиталистическими странами. Они прежде всего были направлены на укрепление лагеря социализма.

Эти акты касались различных вопросов: политических, пограничных, правовых, экономических, сельского хозяйства, транспорта, связи, здравоохранения, науки, культуры и проч. Несмотря на собственные огромные трудности, СССР оказывал другим социалистическим странам помощь в восстановлении экономики, поставлял промышленное оборудование, сырье, продовольствие, техническую документацию, помогал в строительстве промышленных объектов и т.д. Важную роль в восстановлении экономики этих стран, ее развитии сыграли торгово-промышленные договоры СССР с Польшей (июль 1945 г.),

Румынией (1947 г.), Венгрией (1947 г.) и др. Советский Союз заключил также в 1947-1951 гг. ряд соглашений о научно-техническом сотрудничестве с Чехословакией, Польшей, Венгрией и иными странами народной демократии. В результате с помощью СССР они к началу 50-х гг. восстановили и даже превзошли свой довоенный уровень экономического развития. СССР оказывал помощь странам народной демократии в подготовке для них специалистов с высшим образованием и научных кадров. Этой цели служили договоры СССР с Албанией, Болгарией, Венгрией и иными государствами.

Важное значение в восстановлении экономики, строительстве социализма, обороне имели договоры СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные с Монгольской Народной Республикой (февраль 1946 г.), Народной Республикой Болгарией (март 1948 г.) и другими государствами. Они заключались на длительные сроки - от 20 до 30 лет и предусматривали возможность последующего продления, если ни одна из договаривающихся сторон не заявит возражений.

В целях экономической взаимопомощи, объединения и координации усилий в развитии народного хозяйства, согласования перспективных и текущих народно-хозяйственных планов, интеграции экономики, постепенного сближения и выравнивания уровней в январе 1949 г. была создана организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Первоначально в него вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. Затем членами СЭВ стали Албания (февраль 1949 г.) и ГДР (сентябрь 1950 г.).

Вместе с тем во взаимоотношениях СССР с иными социалистическими странами не все шло гладко. Так, в результате того, что руководство Югославии стало проводить более независимую от СССР политику и отошло от принципов, диктуемых советским руководством, между ними были разорваны дипломатические отношения, а эту страну "отлучили" от лагеря социализма.

Другим направлением советской внешней политики было сотрудничество с возникающими в результате распада колониальной системы развивающимися странами и всесторонняя помощь им. Эта помощь СССР и всего социалистического лагеря шла по линии политической, дипломатической, экономической, культурной. Как правило, СССР одним из первых устанавливал с новыми государствами дипломатические отношения.

Распад колониальной системы в эти годы происходил в основном в Азии и коснулся прежде всего Индокитая, Индии, Индонезии. Колониальные державы применяли все средства, вплоть до развязывания локальных войн против национально-освободительных движений и добивающихся независимости стран, чтобы удержать их под своей пятой. СССР и все социалистические страны решительно выступали против колонизаторов. Они активно боролись на международной арене за уничтожение колониальной зависимости в любых формах, за предоставление народам права самим решать свою судьбу. По предложению СССР в Устав ООН было включено положение об "уважении принципа равноправия и самоопределения народов".

СССР решительно выступал в защиту новых государств, против интервенции колониальных держав. При его поддержке в ООН Сирия и Ливан добились в 1946 г. вывода английских и французских войск со своей территории. В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила рекомендацию о разделе Палестины на два государства: арабское и еврейское - и о выделении Иерусалима в самостоятельную единицу с особым международным режимом. В 1948 г. было создано еврейское государство Израиль. Получая помощь от США и ряда других стран, вооруженные силы Израиля захватили территорию, значительно превосходящую размеры, предусмотренные решением ООН. СССР в Совете Безопасности внес предложение о выводе всех иностранных вооруженных сил и персонала, о принятии мер к прекращению военных действий в Палестине. Однако советские предложения не были приняты.

Сам факт существования СССР и других социалистических стран во многих случаях заставлял агрессоров воздерживаться от применения силы и вмешательства во внутренние дела новых государств, идти им на определенные уступки.

Внешнеполитические акции такого же характера наряду с СССР осуществляли и союзные республики в соответствии с законом, принятым еще 1 февраля 1944 г. УССР избиралась непостоянным членом Совета Безопасности, Экономического и социального совета ООН, постоянно участвовала в работе ЮНЕСКО и других международных организаций. Международные договоры, конвенции и соглашения, заключенные от имени СССР и УССР с Польшей, Чехословакией и Венгрией, устанавливали режим государственных границ, условия их карантина, санитарной охраны и т.д. В марте 1947 г в Дели представители среднеазиатских республик СССР участвовали в конференции, посвященной взаимоотношениям между странами Азии.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств" установил, что эти сношения осуществляются через Министерство иностранных дел СССР. Исключение было сделано только для Министерства внешней торговли, подчиненных ему организаций и уполномоченных им лиц, которые в пределах своей компетенции имели право непосредственно сноситься по вопросам торговли с находящимися за границей учреждениями и должностными лицами соответствующих государств.

И в условиях мирного времени Советскому государству приходилось осуществлять функцию обороны, которая обеспечивала защиту нашей страны от агрессивных действий других государств. Несмотря на это, после окончания войны была проведена демобилизация личного состава армии и флота, сокращена численность вооруженных сил до 2 млн 874 тыс. человек. Необходимость в крепких вооруженных силах сохранялась в связи с наличием агрессивных планов, направленных против СССР. Как стало известно позже, США, располагая первоначально монополией на атомное оружие, готовили атомную войну против СССР уже в ноябре 1945 г.

В этой ситуации Советское государство уделяло большое внимание совершенствованию своих вооруженных сил. Они были переоснащены более современной военной техникой. В 1949 г. в СССР был произведен экспериментальный взрыв атомного устройства, а в августе 1953 г. испытана водородная бомба. Постоянное внимание Советское государство уделяло развитию оборонной промышленности. Непрерывно улучшались кадры Вооруженных Сил. К 1953 г. число генералов и офицеров, имевших высшее военное образование, по сравнению с довоенным периодом увеличилось в два раза, инженеров - в три, техников - в 1,5 раза.

Функция обороны страны включала также борьбу с засылаемыми в СССР агентами иностранных разведок, совершенствование собственной разведывательной деятельности.