Советский этап

После революции 1917 г. все акты царской России прекратили свое действие на территории Советской республики, и, следовательно, нужно было либо создать новый массив нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в ходе банкротства, либо переписать уже существующие нормы и признать, что они отвечают новым экономическим отношениям. Однако принимается решение о том, что революционными судами и иными учреждениями не будут приниматься и рассматриваться никакие споры по гражданским отношениям (естественно, в эту группу попали и дела но банкротству), возникшие до 7 ноября 1917 г. Это означало, что старые нормы признаны не отвечающими новым условиям жизни, так как в этой новой жизни нет и не может быть места институту банкротства как социальному явлению. Советское право до 1921 г. не содержит каких-либо упоминаний об институте несостоятельности (банкротства) и, только в 1921 г., после введения новой экономической политики (нэпа), впервые ставится вопрос о реанимации данного института. Гражданский кодекс РСФСР Н) г. упоминает о несостоятельности в ряде статей, регулирующих отношения поручения, займа, залога, но это лишь упоминания, а не реальные процедуры применения данного института. Суды, не имея соответствующего закона, были вынуждены применять нормы дореволюционного права, что не могло не вызвать негодования советских ученых. В результате Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР Гражданский процессуальный кодекс РСФСР был дополнен рядом глав (37, 38, а впоследствии и 39), посвященных несостоятельности частных физических и юридических лиц, а также кооперативных организаций2. Дела о несостоятельности рассматривались в исковом порядке, срок для данной категории дел не должен был превышать одного года, критерием несостоятельности была выбрана неоплатность, кредиторы практически полностью были устранены от участия в конкурсном процессе, их место в соответствии с волей законодателя заняли государственные органы.

Однако очень скоро на смену нэпу пришла плановая экономика, в условиях которой не существовало реальной конкуренции между товаропроизводителями. Следствием такой смены экономического курса становится отсутствие интереса законодателя к развитию института несостоятельности. К 1960 гг. в России институт несостоятельности (банкротства) становится ненужным, и необходимость в нем полностью исчезает.

Развитие института несостоятельности (банкротства) всегда было тесно связано с развитием рыночной экономики. Как только появляется самостоятельная экономическая деятельность, сразу начинается новая жизнь этого института, ведь именно он позволяет исключать субъектов, неспособных осуществлять предпринимательскую деятельность, и заменять их новыми. Этот институт в условиях рынка в какой-то степени является тем необходимым "естественным отбором", который прошло человечество в период своего развития и которой вполне уместен для предпринимателей и сейчас.

Современный этап

Данный этап начинается с Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур". Этот нормативный правовой акт относился только к государственным предприятиям и предусматривал исключительно административные методы борьбы с неплатежеспособностью. Однако необходимо отметить, что еще в п. 3 ст. 24 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" говорилось, что "предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом), в соответствии с законодательством РСФСР", но механизма применения этой нормы Закон не содержат.

Указ Президента РФ не нашел практического применения, так как 19 ноября 1992 г. был принят Закон РФ № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Этот Закон предусматривал возможность признания банкротами как юридических лиц, так и граждан, обладающих статусом индивидуального предпринимателя; критерием несостоятельности была выбрана неоплатность, т.е. за основу был взят принцип структуры баланса. Однако Закон 1992 г. не дал четкого определения критериев признания структуры баланса неудовлетворительной, и только постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" в приложении № 1 была определена система этих критериев. Сам же Закон 1992 г. носил ярко выраженный "продолжниковский" характер.

После принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" был существенно расширен круг субъектов, которые могли быть признаны банкротами. Этими субъектами в соответствии с данным Законом могли быть не только юридические лица: коммерческие организации (за исключением казенных предприятий) и некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов, но и физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, а также граждане — главы крестьянско-фермерских хозяйств. В качестве критерия был выбран принцип неплатежеспособности, при котором размер задолженности и находящегося у должника имущества не учитывается.

Вслед за Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. появляется действующий в настоящее время Закон о банкротстве кредитных организаций.

На данный момент основным нормативным правовым актом, регулирующим процедуры несостоятельности, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данный Закон содержит ряд новелл, таких как: о проверке обоснованности требований кредиторов, о саморегулируемых организациях арбитражных управляющих, о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим и порядку их назначения, о процедуре финансового оздоровления, о возможности изменения очередности удовлетворения требований кредиторов и др.