Совершенствование рекламного законодательства

В первый Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ "О рекламе" на протяжении ряда лет были внесены уточняющие поправки. Однако развитие экономики вообще и рекламной сферы в частности потребовало пересмотра закона. Появилась необходимость в уточнении формулировок, регулировании отдельных отраслей рекламной деятельности, более понятном и прозрачном взаимодействии участников рекламного процесса. Поэтом}' был принят очередной Федеральный закон "О рекламе" (далее – Закон о рекламе), вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения закона начали действовать с 1 января 2007 г.

В нем, в частности, расширен перечень определений, которые, с одной стороны, стали проще для понимания, с другой – распространяются на все понятия современной жизни, нуждающиеся в рекламе.

Ранее понятие рекламы ограничивалось информацией о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях. В действующем законе реклама рассматривается уже в более широкой трактовке как "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке".

Внесены также важнейшие поправки, вызванные современной экономической ситуацией. Дело в том, что сегодня в рекламе, а значит, в правовом регулировании и защите нуждаются не только товары, физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность (четко определенное в правовом поле понятие в отличие от "идей и начинаний"). С целью законодательного закрепления названных изменений современный Закон о рекламе содержит понятие "объект рекламирования". Так, объект рекламирования рассматривается как товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар при этом определяется новым законом как продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Законодательно определены также субъекты рекламной деятельности. В законе практически не изменено понятие "рекламопроизводитель". Это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. По новому Закону о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) ОГЛАВЛЕНИЕ рекламы, лицо. Рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Потребителями рекламы являются лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Кроме того, законодательство о рекламе (2006) ввело ряд новых понятий, среди которых "спонсор" и "спонсорская реклама". Спонсор – лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама – реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В новом законодательстве о рекламе исключены некоторые принципы, действовавшие ранее по отношению к социальной рекламе. Например, прежде условия, предлагаемые рекламодателем социальной рекламы по времени размещения и средствам ее распространения, признавались приоритетными, если он обратился к рекламораспространителю не позднее чем за месяц до предполагаемого срока выхода рекламы. Кроме того, во время действия Закона о рекламе (1995) была четко определена незаконность каких-либо действий рекламопроизводителей и рекламораспространителей, препятствующих производству, размещению и распространению социальной рекламы в установленных пределах (5% годового объема). В случае совершения таких действий они подлежали обжалованию в суд с соответствующими последствиями.

Исчезло из законодательной базы о рекламе определение контррекламы, что, по-видимому, связано с устоявшимся механизмом данного понятия. За контррекламой по-прежнему осталась функция восстановления нарушенных интересов граждан и юридических лиц ненадлежащей рекламой (гл. 6 Закона о рекламе). Согласно определению ранее действовавшего закона контрреклама – это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

Закон о рекламе четко определяет, что не является рекламой и подпадает под его действие (ст. 2):

1) политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума;

2) информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная па товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Таким образом, в ст. 2 Закона о рекламе упоминается информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным. Действительно, ст. 495 ГК РФ определяет обязанность продавца предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Такая информация должна быть представлена с соблюдением требований к содержанию и способам ее предоставления. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Закон обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Пример

Покупатель выиграл судебное разбирательство, предметом рассмотрения которого служила реклама, обещающая продать любому желающему шикарный автомобиль за 5000 долл. США. Реальная стоимость данного автомобиля составляла 50 000 долл., однако рекламные проспекты по ошибке содержали информацию о цене в 5000 долл. Заявив свое желание приобрести автомобиль по указанной в рекламе цене и получив отказ от представителя фирмы-продавца, покупатель обратился в суд. Дело было разрешено в пользу покупателя с обязательством продавца продать автомобиль за цену, указанную в рекламе! По российскому законодательству о рекламе рассмотренная ситуация квалифицируется как недостоверная реклама (ст. 5 Закона о рекламе).

Законодательство о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о рекламе). Следует помнить, что при обращении к понятию "изготовитель товара" необходимо учитывать его распространение также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

В Законе о рекламе более четко определены сроки хранения рекламных материалов. Установлено, что рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы. То же касается и договоров на производство, размещение и распространение рекламы, срок хранения которых начинает исчисляться со дня окончания их действия. Если для каких-то видов документов законодательством Российской Федерации установлен иной порядок, то именно он подлежит применению.

Согласно ст. 4 Закона о рекламе законодатель признает приоритет данного закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Контролирующие органы

Стоит сразу же назвать постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе". Данное постановление одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) устанавливает контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и наделяет службу полномочиями по принятию соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе приказов, определений, постановлений в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе. В определении ФАС четко определено, что полномочия данной службы распространяются на сферу рекламной деятельности. Постановление Правительства РФ устанавливает, что ФАС России также вправе вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ее ведения. Так, ФАС России выдаст предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.

Непосредственно сферой рекламной деятельности в структуре ФАС занимается Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции. Основные задачи Управления:

• осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, игорного бизнеса, а также актов недобросовестной конкуренции;

• методическое обеспечение структурных подразделений ФАС России, а также координация деятельности территориальных управлений службы по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

В целях установления взаимодействия между ФАС России и Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультурой) по осуществлению контроля за соблюдением СМИ законодательства Российской Федерации о рекламе заключено Соглашение об информационном взаимодействии между указанными службами (приказ Федеральной антимонопольной службы от 26.07.2005 № 165) "О взаимодействии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия". Согласно ему Стороны организуют регулярный и оперативный обмен информацией по вопросам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе, осуществляют взаимные консультации и оперативный обмен документами, справочными и иными материалами, необходимыми для проведения контрольных мероприятий в пределах своих полномочий. В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений законодательства о рекламе Стороны планируют и проводят совместные мероприятия по проверке материалов и сообщений, распространяемых в средствах массовой информации.