Совершенствование института прав и свобод советских граждан

Замедление темпов роста экономики, милитаризация народного хозяйства в условиях холодной войны отражались на социальных программах и уровне благосостояния советских людей. С середины 1960-х гг. замедлились темпы жилищного строительства. С 1956 г. почти не менялось пенсионное законодательство. Усиливалась уравниловка в оплате труда квалифицированного и неквалифицированного.

Новые условия хозяйствования в колхозах привели и к расширению демократических начат в их управлении. Выборными стали не только члены правления и председатели колхозов, но и бригадиры, а также руководители других подразделений. На III съезде колхозников в ноябре 1969 г. был принят новый Примерный устав колхозов. Он закреплял права колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение. В преддверии принятия новой советской Конституции были отменены ограничения свободы передвижения, которые еще сохранялись для части деревенских жителей. Утвержденное в августе 1974 г. Положение о паспортной системе в СССР предписывало гражданам, проживающим в сельской местности, которым ранее паспорта не выдавались, выдавать паспорта при выезде в другую местность на продолжительный срок.

Существенную роль в формальном закреплении новых прав советских граждан сыграла Конституция СССР 1977 г. Особое значение справедливо придается разделу, посвященному государству и личности. Он существенно расширяет круг вопросов, регулируемых Конституцией 1936 г., его объем увеличен более чем вдвое но сравнению с предыдущей Конституцией. Конституция 1977 г. способствует расширению прав и свобод граждан, усилены гарантии этих нрав. Необходимо иметь в виду, что, как и все прежние советские Конституции, Конституция 1977 г. не имела прямого действия, в результате чего ряд прав, провозглашенных в этом Основном законе, долгое время не мог быть реализован ввиду отсутствия соответствующих процедур. Так, закрепленное в ст. 58 Конституции право граждан обжаловать действия должностных лиц оставалось "бумажным" вплоть до 1987 г, когда наконец была законодательно установлена единая юридическая процедура такого обжалования.

К новым конституционным правам и свободам советских граждан относились: право на жилище, право на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества и т.д. С середины 1970-х гг. становится более терпимым отношение к религии со стороны государства. Существование и деятельность религиозных объединений стало рассматриваться как необходимое условие обеспечения гарантируемой в Конституции свободы совести.

Права и свободы, предоставляемые советским гражданам, формально не только провозглашались, по и гарантировались Конституцией. Однако в реальности провозглашенные права и свободы нередко нарушались или ограничивались. В частности, провозглашенная ст. 50 Конституции свобода слова была ограничена ст. 70 Уголовного кодекса, устанавливающей ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду; свобода уличных шествий и демонстраций – ст. 190.3, устанавливающей ответственность за организацию или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок, иод которые подводились любые демонстрации, проводящиеся под лозунгами, не устраивающими руководство страны.

Для обеспечения нормального функционирования и развития общества наряду с провозглашением прав и свобод, Конституция устанавливает и основные обязанности граждан. В них находят отражение требования общества и государства к личности, выполнение которых способствует росту общественного богатства, безопасности государства, укрепление законности и правопорядка. Сохраняется преемственность конституционных норм, характеризующих обязанности советских граждан, но при этом очевидны и некоторые добавления. Впервые законодательно закрепляются следующие конституционные обязанности граждан СССР: добросовестно трудиться в выбранной ими области общественно-полезной деятельности, соблюдать трудовую дисциплину; оберегать интересы советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей; уважать права и законные интересы других лиц, всемерно содействовать охране общественного порядка; как интернациональный долг каждого советского гражданина закреплялась обязанность по поддержанию и укреплению всеобщего мира.

Декларированная социальная однородность общества на деле оборачивалась расслоением населения по качеству жизни. Доходы верхнего слоя общества, который составлял не более 2% населения, более чем в 20 раз превосходили заработки низших слоев. В середине 1980-х гг. лишь около 5% рабочих и служащих зарабатывали менее 80 руб. в месяц (правда, это было выше прожиточного минимума). Одновременно возникала ситуация, когда ущемленными в заработке оказывались специалисты высокой квалификации.

В стране разрасталось диссидентское движение, большинство направлений которого объединяла борьба за права человека, более или менее выраженный антикоммунизм, неприятие сложившихся в стране методов управления, руководящей роли партии. С ними велась постоянная борьба. Несмотря на это, число осуждаемых неуклонно снижалось от года к году, что происходило преимущественно за счет изменения методов работы КГБ СССР. Стало широко применяться так называемое профилактирование (официальное предупреждение КГБ, обсуждение на собраниях, в товарищеских судах, в форме бесед с участием представителей общественности). По данным, которые приведены в письме КГБ, направленном в ЦК КПСС в 1975 г., "соотношение числа лиц, подвергнутых уголовной репрессии и профилактированных органами КГБ в период 1967–1974 гг., составляет 1:25, а по такому виду особо опасных государственных преступлений, как антисоветская агитация и пропаганда,– 1:96"[1]. В это десятилетие число привлеченных к уголовной ответственности по указанным видам преступлений сократилось вдвое по сравнению с предшествующим десятилетием.

В отношении ряда диссидентов, особенно уже известных па Западе, применялась высылка из страны с лишением гражданства. Так, в феврале 1974 г. "не подлежащим опубликованию" указом Президиума Верховного Совета был лишен гражданства и выдворен за пределы страны А. И. Солженицын. Справедливости ради следует заметить, что министр внутренних дел Н. А. Щелоков и Л. И. Брежнев считали, что Солженицына следует не высылать, а, напротив, дать ему квартиру в Москве, разрешить выезд за границу. Однако Политбюро сочло необходимым следовать рекомендациям КГБ.

С начала 1983 г., когда пост Генерального секретаря ЦК партии занимал уже Ю. В. Андропов, с участием органов безопасности велась борьба за соблюдение трудовой дисциплины. Сотрудники КГБ выявляли нарушителей в рейдах но магазинам, кинотеатрам и пр. Был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. После смерти Андропова эти начинания были свернуты.