Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

В результате изучения главы б студент должен:

знать

• время становления социологии религии;

• основные направления в социологии религии, ее главных представителей;

• предмет и методы социологии религии;

• уровни знаний в социологии религии;

• концептуальные и операциональные понятия в социологии религии;

• взаимосвязь социологии религии с другими отраслевыми социологиями и частными общественными науками;

уметь

• показывать междисциплинарность социологии религии;

• раскрывать состав социологической теории религии;

• различать понятия "религия" и "религиозность";

• обосновывать социальность религии;

• использовать социологические знания о религии в ходе исследования отношений в обществе, в странах и регионах, в малых и больших социальных группах;

• формулировать практические рекомендации для заказчиков проведения социологических исследований;

владеть

• принятыми в религиоведении методами исследования;

• приемами категориально-концептуального и конкретносоциологического исследования;

• приемами операционализации теоретических понятий;

• способностью переводить исследовательские задачи на уровень обыденных представлений, на язык повседневности;

• навыками разработки методики исследований;

• способами обеспечения репрезентативности и валидности исследований;

• адекватным стилем коммуникативного взаимодействия с респондентом;

• методами обработки и обобщения эмпирического материала.

Междисциплинарный статус

Социология религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было неразрывно связано с развитием философии, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии, социально-политических идей и т.п. Основателями социологии религии являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.

Ныне социология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собой важный раздел религиоведения, является одной из специальных и отраслевых социологий и может быть рассмотрена в контексте как религиоведческого, так и социологического знания.

Статус социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. В религиоведении философия религии задает методологические принципы, в том числе и для социологии религии; по отношению к другим разделам религиоведения – психологии, феноменологии и т.д. – социология религии занимает равноположный статус. Она интегрирована в систему религиоведческого знания об одном объекте (общем). В рамках социологии она соседствует со многими социологическими дисциплинами – социологией города, деревни, брака и семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры, профессий, малых групп, массовых явлений, образования и воспитания, массовых коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах социологического знания. В практике социологических исследований в указанных разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим углом зрения; полученные знания носят прикладной характер.

В социологии религии сложился ряд направлений: понимающая социология социального действия, компаративнотипологическая, структурно-функциональная, феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социология религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории; эмпирически-дескриптивная.