Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В результате изучения главы 6 студент должен:

знать

• основные значения ключевых понятий социологии личности;

• различные концепции и типологии личности;

• отличительные признаки личности как социального субъекта;

• этапы социализации личности, институты и агенты социализации;

• причины десоциализации и ресоциализации индивида;

• виды социальных статусов и связь социальной роли с социальным статусом;

• формы девиантного поведения и социального контроля;

уметь

• применять понятийный аппарат в своей учебной и практической деятельности;

• отличать подходы к социологическим понятиям, к видам и формам общественных явлений;

• ориентироваться в специфике формирования социальных статусов и ролей;

• различать формы социального поведения;

владеть

• способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;

• навыками анализа особенностей изученных социологических понятий и категорий;

• способностью использовать полученные теоретические знания в повседневной жизни.

Личность и общество

Человек, индивид и личность

В отличие от повседневного словоупотребления, в социологии понятия "человек", "индивид" и "личность" имеют разное значение.

"Человек" – это прежде всего биологическое создание, вид млекопитающих, обитающий на планете Земля. Этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, символизирует собирательный образ всех людей.

В противоположность этому "индивид" – это "отдельный экземпляр" рода людей, один из его представителей. Понятие "индивид" выражает собой особенности конкретного человека, субъекта, появляющиеся уже на ранних этапах развития его жизни. Однако индивид приобретает свои особенности не только от рождения. Его формирование происходит прижизненно: появляются и исчезают определенные реакции, меняются потребности, определяются доминанты поведения. Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях.

Слово "личность" употребляется нами только по отношению к человеку, при этом лишь начиная с определенного этапа его жизни. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного", хотя и о том, и о другом уместно говорить как об индивидах, об их индивидуальных особенностях. Мы не говорим серьезно о личности годовалого ребенка несмотря на то, что он уже проявляет свои и наследственные особенности, и особенности, приобретенные в ходе начавшейся социализации – т.е. приобретенные под воздействием социального окружения.

В понятии "личность", как и в понятии "индивид", выражается целостность субъекта жизни. При этом личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это относительно поздний продукт общественноисторического и онтогенетического развития человека. Индивид, появившийся на свет, пока не является личностью и даже вполне сформировавшимся индивидом, многие его черты еще не проявляются, они как бы предполагаются "по умолчанию". Процесс формирования индивида продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не проявятся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру. Личность же является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием общественного окружения.

Однако формирование личности не всегда есть процесс, прямо совпадающий с процессом прижизненного изменения врожденных свойств индивида в ходе его взаимодействия с природной средой. Человек как природное существо есть индивид, обладающий тем или иным физическим строением, типом нервной системы, темпераментом, набором потребностей и другими особенностями. Но не изменения врожденных свойств человека порождают личность. Личность – это специфическое человеческое образование, которое также не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека формируется социальными отношениями, в которые индивид вступает в процессе жизнедеятельности. Тот факт, что при этом изменяются и некоторые особенности его как индивида, является не причиной, а следствием формирования его как личности.

Личность всегда оригинальна, поскольку подразумевает собой исключительные качества и свойства, присущие одному конкретному человеку. Отсюда каждый человек, с одной стороны, индивид, а с другой – личность. И если понятия "человек" и "индивид" объединяют всех людей, то "личность" отличает их друг от друга.