Лекция 8. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать

• как понимается "культура" в социологии;

• социологическую классификацию культур;

• проблемы культуры в современной России;

уметь

• рассматривать "культуру" как фактор социальных изменений;

• выделять особенности разных типов культуры;

• устанавливать взаимосвязь экономики, социальных отношений и культуры;

• анализировать проблемы культуры в современной России;

владеть

• навыками социологического мышления при анализе понятия "культура".

Культура как объект изучения социологии

Культура – это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями.

Проблемы терминологии

Термин "культура" появился в Древнем Риме, где слово cultura обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В дальнейшем это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности.

Социологический словарь дает следующее определение: культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

В научной литературе существует множество определений культуры, каждое из которых имеет свои плюсы и минусы, связанные с тем, что современная культура – явление чрезвычайно сложное, многоплановое и многофункциональное.

Первое социологическое определение культуры дал американский ученый Эдуард Тейлор, согласно ему культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. Социологическое понятие культуры включает в себя то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности и то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность истории общества. Культура – это явления, свойства и элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие, прежде всего, связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

В научной литературе такую деятельность называют культурной, это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Поэтому культуру в широком смысле можно определить как всю систему созданных в обществе материальных и духовных ценностей.

Основные элементы культуры представлены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Основные элементы культуры общества

Знания – это познавательный элемент культуры, выраженный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. В понятиях представлены особенности освоения людьми мира, отношения к нему, друг к другу. Это понятия об объектах, материальных процессах, политические, правовые, религиозные и прочие понятия, составляющие мыслительно-идейное ОГЛАВЛЕНИЕ культуры.

Язык – это знаково-символический элемент культуры, без которого культура не могла бы существовать. Поэтому только с помощью языка возможно присвоение объектам окружающего мира значений и трансляция этих значений. Именно с помощью языка происходит обмен информацией, а также ее накопление и передача от одного поколения к другому.

Таким образом, язык – это посредник между человеком и окружающей его реальностью, как природной, так и социальной. Человек осваивает эту реальность именно благодаря языку. Кроме того, язык – это знаковая система для установления коммуникаций в любом обществе.

Идеология представляет собой сложное и многоярусное образование, которое может выступать в качестве идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. Происходит также взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать и развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества в целом. Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы – социальные ценности и нормы. Поведенческие элементы духовной культуры общества представлены на рис. 8.2.

Рис. 8.2. Социальные ценности и социальные нормы

Поведенческие элементы во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, сто своеобразие и отличие от других социумов. Возможно, это имел в виду А. С. Пушкин, когда писал: "Там русский дух... там Русью пахнет!".

Социальные ценности – это такие жизненные идеалы и цели, которых, но мнению большинства данного общества, следует стремиться достичь.

Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т.д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо, что есть добро, а что – зло, чего следует добиваться, а чего – избегать и т.д.

Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в поведении.

Социальные нормы в отличие от социальных ценностей носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они рекомендуют, в других прямо предписывают соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.