Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

В результате изучения главы 1 студент должен:

знать

• основные различия между социальной философией и социологической наукой;

• специфику объекта и предмета социологии, отличительные черты общесоциологических, специальных теорий и конкретных социологических исследований; методы социологии и ее основные функции;

• место социологии в системе социально-гуманитарного знания;

уметь

• анализировать возможности социально-философских и социологических подходов в исследовании конкретных проблем;

• обсуждать диалектику объекта и предмета на разных уровнях социологического знания;

• определять основные функции социологического знания, а также специфику его методов на уровне классического, неклассического и постнеклассического развития;

• оценивать место социологии в системе общественных наук;

владеть

• навыками методологического осмысления таких компонентов рациональности социологии, как ее связь с социальной философией, взаимообусловленность структуры социологического знания, его предмета, методов и основных функций на уровне классики, неклассики и постнеклассики;

• навыками определения места и роли социологии в современном социальногуманитарном познании.

Социальная философия и социология

Социология как самостоятельная отрасль научного знания выделилась в середине XIX в. Такое позднее отделение социологии от других наук и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины явилось результатом отождествления объекта и предмета социологического познания. Становление новой науки имело как теоретико-познавательную, так и социальную подоплеку: развитие индустриального общества в XIX в. потребовало объяснения новых общественных феноменов, возникающих, прежде всего, в сфере социальных отношений. Не менее важно было раскрыть сущность новых механизмов функционирования и развития общества, социального взаимодействия, и все очевиднее становилась зависимость стабильности общества от состояния социальных отношений.

Наиболее тесная связь у социологии с социальной философией. Общеизвестно, что, философия рассматривает самые общие формы бытия и сознания. При этом у философии есть и частные уровни, в границах которых рассматриваются отдельные сферы реальной действительности, анализируются их общие и глубинные признаки. Потому, как писал С. Л. Франк, "проблема социальной философии – вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает"[1]. В этом подходе очевидна как определенная предметная схожесть, так и качественное отличие философского и социологического знания. И та и другая наука изучает общество, выявляет сущность социальных явлений и процессов. Однако предмет социальной философии находится в рамках анализа универсальных свойств, связей и состояний общества, в то же время социология, кроме этого, занимается и анализом конкретных социальных систем в их структурности и специфичности. По мнению К. X. Момджяна, только на высшем уровне обобщения, общесоциологическом или макросоциологическом, социология проблемно пересекается с социальной философией[2].

Становится понятным, почему общетеоретическая социология, исходя из соответствующих философских предпосылок, базируется на определенном мировоззрении, ведущую роль в котором играет какая-либо философская концепция. Мировоззрение ученого-социолога и применяемая им методология могут свидетельствовать о сущностной взаимосвязи социологии и социальной философии. Для полноты картины сопоставим эти науки. На протяжении столетий накопление знаний об обществе происходило в русле социальной философии и только после того, как Огюст Конт ввел само понятие "социология", начинается отчетливое выяснение предмета социологии в качестве самостоятельной науки, т.е. разграничение социологического и социально-философского знания.

Поскольку социальная философия изучает качественное своеобразие общества, его генезиса, развития в самом широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, то закономерно и описание его с помощью исключительно общих понятий, категорий и законов. Развитие общества социальная философия рассматривает с точки зрения специфического проявления в этом процессе общефилософских законов (т.е. законов, действующих в природе, в обществе, в человеческом мышлении). Примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, определяющие источник самодвижения общественной жизни, поскольку это отражение специфики социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой.

Близкая связь социологии и социальной философии определяется весьма широкой областью совпадения объекта исследования. Тем не менее, между данными науками существуют немаловажные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Предмет социологии направлен на исследование социальных взаимоотношений членов общества, предметом социальной философии является общественная жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Однако более всего эти науки различны в методе исследования своей предметной области. Так, для социальной философии закономерна ориентация на методы общефилософские, что находит отражение в теоретическом характере результатов исследования. Социологическая наука по преимуществу ориентируется на собственно социологические методы, что позволяет получать более практико-ориентированные результаты исследования. Как бы то ни было, эти различия лишь указывают на самостоятельность социологии как науки, но ничуть не умаляют значения ее взаимосвязей с социальной философией. Базируясь на конкретных исторических реалиях, социальная философия пытается определить общие тенденции и закономерности. Социология же, опираясь на знание указанных закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействий в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Тем не менее, необходимо предостеречь от полного противопоставления социологической науки и социальной философии. Главное – это взаимопересечение и четкое "разделение труда" между этими науками. Надо понимать, что лишь в результате выделения социологии и стало возможным выявление собственного содержания социальной философии.

Кроме того, существенное отличие социальной философии от социологии, даже чисто теоретической, в том, что социальная философия по своей сути нормативная дисциплина, подобно тому как нормативны логика, эстетика или этика. Социальная философия занимается не только тем, что есть, но и тем, что должно быть. То, что есть, может быть понято через призму того, что должно быть, и наоборот. В этом отношении социальная философия естественным образом включает в себя учение об идеале и учение об утопии.

В дидактических целях необходимо несколько упростить соотношение социологии и социальной философии. Поскольку, социология, являясь позитивной наукой, стремится описывать только то, что есть, но в то же время занимается взаимодействиями людей, которые в своем поведении всегда руководствуются какими-то повсеместными принципами, она философствует, как философствуют по поводу своих действий люди, которых она изучает. Границы между социологией и социальной философией хотя и вполне четкие, но в то же время "прозрачные", проницаемые[3].

Мнение специалиста

По мнению Ж. Т. Тощенко, по сей день социология не только не у тратила своего философского содержания, но и получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути, философский анализ развития общества и существенно углубить исследования. Социология использует философское знание о сознании вообще и общественном сознании в частности, о роли деятельности в социальной жизни, о влиянии как объективных, так и субъективных условий на сознание и поведение. Социология дает свое объяснение общественного сознания и поведения людей, разрабатывает свой категориальный аппарат, свое представление об объективном и субъективном в общественных процессах, свое видение о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности[4].

И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом, в его системности, как некое интегральное образование, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Это их общая черта, которая указывает на особенности тесной взаимосвязи этих наук.

Когда общество который раз оказывается на переходном этане развития, где ранее сформированные ценностные ориентиры, выраженные системой культурных универсалий (взгляды на природу, общество, человека, добро и зло, жизнь и смерть, свободу и необходимость и т.д.), не работают и не обеспечивают социальное воспроизводство, философия актуализирует свое социальное назначение.

Она удовлетворяет потребность в поиске новых мировоззренческих смыслов и идей. В этом заключается мировоззренческая функция философии. Не менее важна и методологическая функция философии. Собственно, философия предлагает те универсальные гносеологические модели, которые осваивают другие науки. Если обобщить существующие взгляды и проследить развитие научной мысли, то бесспорно приходишь к мысли о том, что философия и по сию пору имеет важное методологическое значение по отношению ко всем наукам. Так же как и философия, социология большое внимание уделяет методологии и методам познания. Это вовсе не означает, что социология во всем следует положениям философии. Последним принадлежит роль принципов анализа социальной действительности, они основа для выработки особых форм и методов социологического познания[5].

Таким образом, все вышесказанное не должно приводить ни к абсолютному разъединению, ни к отождествлению социальной философии и социологии. Обе дисциплины относятся к наукам, предмет изучения которых – общество как целостность, его структура и эволюция.

В круг исследовательских целей этих наук входят анализ функционирования социальных систем, формирования социальных институтов и социальных ценностей. В этой близости проявляется сходство объяснений многих проблем, касающихся вопросов развития современного общества, причин, определяющих динамику и характер социальной жизни, и относящихся к объяснению и пониманию человеческой деятельности.