Социологические концепции изучения журналистики

Культуры человеческих сообществ и культура общества в целом привлекали теоретиков социологии с момента ее возникновения как науки. Социологическое изучение культуры теснейшим образом связано с теориями модернизации общества, которые формировались в рамках исторической социологии – дисциплины, концентрирующейся на поисках закономерностей социальных изменений. Анализ культуры в качестве основного фактора исторического развития лежит в основе ряда социологических концепций, чьи положения оказали влияние на исследования журналистики.

Впервые концептуальная социологическая интерпретация культуры содержалась в идеях немецкого социолога и историка Макса Вебера (1864-1920) (рис. 1.32).

Вебер проводил принципиальное различие между естественными и социальными науками. По его мнению, задача естественных наук состоит в открытии законов, объясняющих причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями, а задача социальных – обосновать и понять социальные действия людей в определенном культурном и историческом контексте с учетом того, что человеческое поведение обусловлено конкретными ценностями, которые историчны и относительны. В науке об обществе присутствует своя трактовка причинности как вероятности, т.е. социология может иметь дело только с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между социальными явлениями. В качестве центральной единицы анализа Вебер предложил рассматривать социальные действия, анализ и типизация которых являются основным предметом социологии. Действие человека обретает характер социального, если присутствуют субъективная мотивация индивида (смысл) и ориентация на поведение других людей.

На основании степени рациональности Вебер выделил четыре типа социального действия: 1) целерациональное действие, в основе которого лежит ожидание определенного поведения

Рис. 1.32. Макс Вебер

других людей и использование этого ожидания для достижения рационально поставленной цели; 2) ценностно-рациональное, основанное на вере в безусловную ценность определенного поведения, независимо от того, к чему оно может привести; 3) аффективное или эмоциональное, т.е. обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием; 4) традиционное, основанное на длительной привычке. Понять социальное действие можно тремя способами: через прямое наблюдение, объяснительное понимание и причинное объяснение мотивов, которые привели к соответствующим действиям. Данный подход является аналитически универсальным и может быть использован в анализе социальных действий журналиста в процессе профессиональной деятельности.

Важнейшей составляющей теории социального действия является концепция идеальных типов. В качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие их них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальные типы выступают как критерии социальных изменений, а ценности – как основания культурного анализа. Принцип "отнесения к ценности" был предложен немецким философом Генрихом Риккертом (1863– 1936) и использован Вебером для социального анализа истории и мотивов человеческого поведения. Для исследования журналистики особое значение данного принципа состоит в том, что постичь причины и мотивы социального действия можно только через понимание ценностей, обусловливающих поведение человека в конкретных исторических условиях. Данное положение является одной из основ аксиологического направления в изучении журналистики как источника и ретранслятора ценностей и как самостоятельной социальной ценности. Аксиология журналистики исследует принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации для аудитории СМИ[1].

"Понимающая" социология Макса Вебера основывается на идее анализа социальных действий через призму степени их рациональности. В современном Веберу индустриальном обществе утверждается формальная рациональность, воплощенная в правовом государстве и бюрократии, функционирование которой базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, политическим и моральным ценностям. Эффективность капиталистического развития Вебер связывал с господствующей в том или ином обществе системой ценностей, мотивирующей людей к успеху. Рассуждая таким образом, он на примере протестантизма выявил взаимообусловленность трудового поведения и религиозной этики.

Проблемы культуры лежат также в основе анализа общественных процессов немецкого социолога Георга Зиммеля (1858–1918) (рис. 1.33). Центральный вопрос его социологической теории – отчуждение, которое проявляется в возрастающем разрыве между объективной и субъективной культурой. Идеи Зиммеля предвосхитили анализ роли массовой коммуникации в подобном отчуждении, поскольку именно увеличение объемов информации и плотность коммуникативных связей становятся главными факторами подавления человеческой личности в современном обществе.

Анализ воздействий, связанных с деформацией в культурной сфере, и их последствий послужил основанием для выводов российско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889–1968) (рис. 1.34). Он, констатируя кризисное состояние современной культуры, писал, что искусство "игнорирует почти все высокое и благородное в самом человеке, в его социальной жизни, культуре, садистски заостряя внимание на всем посредственном и в особенности негативном, патологическом, антисоциальном и получеловеческом"[2]. Сорокин определяет общее направление развития "массовой

Рис. 1.33. Георг Зиммель

Рис. 1.34. Питирим Сорокин

культуры" – отход от человечески стабильного, деградация в сторону "получеловеческого", антисистемного. Интенсификация социальных изменений и возрастание объемов информации дезориентируют человека, корректируя (и даже радикально изменяя) ценности, в соответствии с которыми он определяет смыслы своего существования. На этом фоне искусственными, девиантными оказываются адекватные действия реальных людей и интегративные социальные ценности, которые игнорируются средствами массовой информации. К достижениям Сорокина относится его теория социальной стратификации – многомерной иерархически организованной структуры социального неравенства, существующего в любом обществе. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей, и любой индивид вписан в систему культурных ценностей – значений – норм. Сорокин исповедует интегральный подход при описании индивидуального типа или культурной ценности. Культура становится интегральной тогда, когда общество добивается успеха, гармонизируя энергию людей, сочетая три главные системы истины: истину веры, истину разума и истину чувств. Анализ социальной жизни как нормативное требование к исследователю общества (в том числе журналисту) должен быть подчинен исходному примату культурных ценностей. Сорокин создает новую философию истории на основе тезиса о том, что важнейшим фактором социокультурных изменений (динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы – идеациональной, идеалистической, чувственной.

Доминирование в современных условиях чувственной культурной сверхсистемы связано с явлениями "массовой культуры" (универсальной культурной модели, основанной на апелляции к чувствам), массового общества и массовой аудитории. Социально-экономическая природа омассовления заключается в том, что в результате промышленной революции повышается производительность труда, происходит стандартизация товаров и услуг, возрастает значение потребления в массовом поведении людей.

Концепция массового общества как культурно-антропологического явления предложена испанским социологом и философом Хосе Ортегой-и-Гассетом (1883–1955) (рис. 1.35) в работе "Восстание масс" (1929). В условиях массового общества жизнь отдельного человека становится комфортной и защищенной. Возникает особый представитель массы, которого Ортега-и-Гассет называет "человеком-массой". Массовый человек считает технический прогресс гарантированным, он не желает знать принципов построения цивилизации, его отличает чувство вседозволенности и самоудовлетворенность. Он требует от государства гарантий стабильности и спокойствия. В итоге государство начинает вмешиваться в такие области жизни общества, куда раньше оно не входило, что, по мнению Ортеги-и-Гассета, приводит к фашизму – "типичной доктрине массового человека".

Развитие технологий удовлетворения потребностей человека, научно-техническая революция, переход от преимущественного производства товаров к производству услуг привели во 2-й половине XX столетия к появлению взаимосвязанных концепций постиндустриального и информационного обществ.

Объединяет их то, что в качестве основных производственных ресурсов и продуктов производства рассматриваются информация и знания. Соответственно возрастает роль систем, производящих информацию, – образования, журналистики и массовой коммуникации. Формированию нового типа общества способствуют следующие факторы: технологический – распространение информационных технологий и расширение сферы их применения, социальный – изменение качества жизни при широком доступе к информации, экономический – использование информации в качестве ресурса, политический – участие широких масс в управлении на основе принципа информационной свободы, культурный – утверждение ценности информации в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

В детализированном виде концепцию информационного общества предложил американский ученый Дэниэл Белл (1919– 2011) (рис 1.36). Для него эта концепция стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Основные ее положения были изложены в труде "Грядущее постиндустриальное общество" (1973). По мнению Белла, общество в своем развитии проходит через три состояния: аграрное (доиндустриальное), в котором главной являлась сельскохозяйственная сфера, а основными структурами – церковь и армия; индустриальное, где определяющей была промышленность,

Рис. 1.35. Хосе Ортега-и-Гассет

а структурами – корпорации; постиндустриальное, с ведущей ролью знаний и университета как места их производства и накопления.

Подобную стадиальность предлагает и Элвин Тоффлер (р. 1928) (рис. 1.37) в своих работах "Шок будущего" (1970) и "Третья волна" (1980). Анализируя тенденции развития СМИ, Тоффлер уделяет особое внимание повышению их интерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Он утверждает, что новая эпоха будет временем не массовых средств информации, а новой инфосферы, которая появится рядом с новой техносферой, повысится также роль субъективных интересов и потребностей личности в формировании таких новых средств, возникнет новая интеллектуальная сетевая среда.

Рис. 1.36. Дэниэл Белл

Рис. 1.37. Элвин Тоффлер

В центре внимания канадского социолога и культуролога Герберта Маршалла Маклюэна (1911–1980) (рис. 1.38) находилось развитие культуры как совокупности средств коммуникации, формирующих людей и их сознание. Технологические возможности средств коммуникации анализируются Маклюэном в качестве важнейших источников социальных изменений, они лежат в основе эволюции культурной жизни общества. Каждая культурная эпоха выделяется на основе доминирования определенной коммуникационной технологии, которая, в свою очередь, рассматривается как своеобразное продолжение сознания людей. Смена культур и исторических эпох определяется поэтапным переворотом в развитии средств общения. Соответственно в истории человечества выделяется четыре эпохи: эпоха "племенного человека", эпоха письменности, "галактика Гутенберга", "галактика Маркони". Усиление визуальных аспектов восприятия раздробило его целостность и расширило пространство социальных отношений через техническое усовершенствование средств массовой коммуникации. Новые электронные средства коммуникации восстановили одновременность событий в жизни людей. Общество существует теперь в условиях "глобальной деревни", в которой ослаблены традиционные связи и ценности. Ее основными характеристиками становятся доминирование устной коммуникации, всеобщая глобализация и создание глобальной коммуникационной сети.

Влияние социологии конфликта на изучение журналистики. Конфликт имеет социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. С этой точки зрения его можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. Исследованиями социальных конфликтов занимаются такие научные дисциплины, как конфликтология (в области междисциплинарных исследований) и социология конфликта, объединяющая концепции, которые рассматривают конфликт в качестве решающего или одного из решающих факторов социального развития. В марксистской теории социальный конфликт обосновывался теорией классовой борьбы, он рассматривался как источник трансформации социальных систем на основе противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Впоследствии получили развитие другие концепции, включавшие, в числе прочего, и положения о роли журналистики в социальных конфликтах. Вклад в исследование роли конфликта в социальном развитии внес Зиммель, подчеркивавший его интегрирующие возможности.

Рис. 1.38. Герберт Маршалл Маклюэн

Эпоха колониальных войн породила в европейском искусстве, философии и общественных науках попытки интеллектуального оправдания экспансионистской политики, рецидивы которой периодически проявляются и в современном мире политики и массовой информации. На рубеже XIX–XX вв. возникло течение, представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора и выживания наиболее приспособленных особей, – социальный дарвинизм. Описанные Чарльзом Дарвином борьбу за существование и естественный отбор в живой природе представители социального дарвинизма выдавали за универсальные законы социального бытия. Теоретики социал-дарвинизма (Уильям Самнер, Людвиг Гумплович, Леопард Хобхаус) описывали социальные процессы через конфликты, в которых выживают индивиды, имеющие более высокую степень адаптации. Таким образом, общественное развитие носит не детерминированный, а случайный характер. Социальный дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности общественного развития и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма. Социал-дарвинизм продолжает сохранять свое влияние в неолиберальных концепциях предпринимательства и поведения личности в стихийно формирующейся рыночной среде.

Подобные воззрения проникли в социологию и в этнографию (а из сферы науки и в политическую публицистику), сформировав направление, которое вошло в историю под названием расово-антропологическая школа. Основателем школы является французский социолог Жозеф Гобино (1816–1882), автор работы "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853–1855), создатель теории, согласно которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются главной движущей силой развития народов и общества. Однозначность социального анализа и простота восприятия подобных идей привели к популярности концепции Гобино, последователями которой стали Ж. Лапуж (Франция), X. Чемберлен и Ф. Гальтон (Великобритания), Л. Вольтман и О. Аммон (Германия) и др. Концепция оказала сильное влияние на политическую практику фашизма, развитие концепций расизма и нацизма, проповедующих физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющее влияние расовых различий на историю и культуру общества.

В социологии конфликта в наибольшей степени проявился интерес к политической идеологии, пропаганде и роли журналистики в конфликтном взаимодействии. Оптимальным в нормативном смысле для журналистской деятельности в конфликтных условиях является сочетание принципов социальной идентичности и толерантности, понимаемой как уважение к человеку, независимо от его социального происхождения и принадлежности. В политическом смысле журналистика может выполнять регулятивные, культурные (просветительские и познавательные) функции, способствующие утверждению данных принципов в качестве основ информационной политики. Толерантность как явление коммуникации указывает на низкий конфликтный потенциал, который в противном случае приводит к несовместимости и разрыву социальных взаимосвязей и, соответственно, блокированию коммуникации. Применив подобный подход к журналистике, можно определить свойственный толерантным публикациям и выступлениям солидарный характер взаимодействия авторов, героев и адресатов журналистских произведений. Однако такая солидарность возможна в случаях ценностного консенсуса культур, к которым принадлежат действующие лица взаимодействия. В журналистике формируется понимание толерантности как идеологической культурно-мировоззренческой открытости и состояния равноправного социального (межкультурного и даже цивилизационного) диалога. Основу конфликтных установок в журналистике составляют, во-первых, ее ориентация на выполнение инструментальных функций конфликтного социального субъекта и, во-вторых, явление медиацентризма, зависимости авторов от мнения журналистского сообщества, выражаемого в СМИ. Медиацентризм в журналистской среде является разновидностью социального центризма – универсального свойства человека оценивать явления окружающего мира в масштабе ценностей той социальной группы, к которой он принадлежит. Внутригрупповые отношения характеризуются солидарностью, сплоченностью и уважением к нравственным и эстетическим ценностям, выработанным внутри группы. Внешние отношения, как правило, обусловлены недоверием и враждебностью. Основой подобных воззрений на природу конфликта послужила концепция этноцентризма американского социал-дарвиниста Уильяма Самнера (1840–1910), изложенная в книге "Народные обычаи" (1906).

Немецкий социолог Ральф Дарендорф (1929–2009) (рис. 1.39) определяет конфликт как неизбежное следствие отношений власти, как результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения. Он различает конфликты между различными ожиданиями применительно к одной социальной роли, между ролями, внутри социальных групп, между группами, конфликты на уровне всего общества и конфликты между странами. Дарендорф указывает на опасность социальной аномии, которая понимается как временная утрата действенности социальных норм в результате экономического или политического кризиса. Такое состояние лишает людей коллективной солидарности, чувства связи с обществом, вследствие чего для многих логическим итогом становится деклассирование. Оно определяет не только их положение в обществе, но и мировоззрение. В условиях кризиса класс большинства не уверен в устойчивости своего положения, колеблется, когда дело доходит до соблюдения правил, им же самим придуманных. Неустойчивость и непрочность становятся сопутствующими признаками социальной жизни, которая сама по себе представляет постоянно возобновляемый цикл социальных изменений с ускорением темпа перемен.

С точки зрения американского социолога Льюиса Козера (1913–2003), конфликт представляет собой идеологическое явление, в котором отражены устремления и чувства людей в борьбе за объективные цели: ресурсы, власть, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Козер, развивая идеи Зиммеля, акцентировал внимание на возможных позитивных функциях конфликта, служащих целям интеграции социального целого. Выводы Козера в применении к анализу журналистики указывают на значение ее интегративных функций. Состояние конфликта позволяет журналистам использовать принцип социальной идентичности для достижения целей социально-групповой интеграции, а также участвовать в управлении конфликтом с целью урегулирования ситуаций противостояния.

Журналистика как сложное социальное образование, обладающее широким спектром социального функционала, способна выступать и в качестве инициирующего конфликт субъекта, и как участник процесса его разрешения. Субъектами воспроизводства и провоцирования конфликта являются журналистика и "массовая культура", ориентированные на удовлетворение массовой аудитории, провоцирование и раздражение в ней эмоциональных

Рис. 1.39. Ральф Дарендорф

реакций. Отражение социального взаимодействия в таких условиях сводится прежде всего к освещению конфликтных ситуаций, в которых журналистам все труднее сохранять нейтралитет, освещать различные точки зрения и предоставлять слово всем участникам конфликта. При интегративной (солидарной) установке журналист, напротив, обретает функции социального работника, представителя аудитории, защитника ее интересов, а в условиях конфликтного взаимодействия – представителя своей культуры, который не только использует СМИ как средство оповещения, но и сам сознательно способствует оптимизации социальных отношений. Журналисту в условиях работы в конфликтной ситуации необходимы взвешенность в оценках, знание предмета, стремление к отражению различных точек зрения, умение прогнозировать и предлагать конкретные рекомендации по выходу из конфликтов.

Квинтэссенцией применения конфликтологического подхода к исследованиям журналистики стала книга Фреда С. Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона "Четыре теории прессы" (1956). Авторы работы анализируют авторитарную и либертарианскую теории, теорию социальной ответственности и советскую коммунистическую теорию. Каждая из рассматриваемых теорий согласуется с определенной идеологической системой: авторитарная – с консервативными идеологиями, либертарианская – с либерализмом, теория социальной ответственности – с социальной демократией, советская – с коммунистической идеологией. Основная линия анализа функционирования журналистики согласуется в работе с категорией свободы печати, в связи с которой выявляется два взгляда на структуру деятельности и задачи СМИ: журналистика как "четвертая власть" и журналистика как инструмент власти и других социальных институтов.