Лекция III. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВЕНЬЕВ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА

В результате освоения содержания раздела III учебника студенты должны:

знать

• структуру коммуникативного процесса;

• особенности современного состояния информационного поля и глобальных и национальных СМК;

уметь

• анализировать состояние и тенденции развития конкретной коммуникационной системы;

владеть

• социологическими методами, с помощью которых можно получить представление о качественных и количественных характеристиках основных звеньев коммуникативной цепи.

Лекция 13. ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТОРА

Ответ на вопрос "кто?"

В речи имеют значение три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит.

И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье.

Дейл Карнеги

Для обзора того огромного числа исследований в области СМК, которое существует на сегодняшний день, воспользуемся хрестоматийным, принадлежащим американскому социологу Г. Лассвеллу, – расчленением коммуникативного процесса на его составные части[1]: "Кто, что говорит, пользуясь каким средством коммуникации, кому, с каким эффектом"[2].

На вопрос "кто?" стремятся ответить те исследования, которые анализируют сферу производства информации, в том числе, например, структуру информационных агентств (а также выход на международные источники информации); фигуру коммуникатора, как персонализированного, так и как коммуникативного узла авторитетов и влияний со сложным механизмом принятия решений по отбору материалов; или даже более общо – СМК как социального института, его места среди других социальных структур, в том числе и властных. Эти исследования входят как часть в более широкие рамки исследований механизмов и институтов социального (общественного и государственного) контроля, существующих в обществе. Безусловно, сюда следует отнести и законодательство в сфере СМК, этические проблемы журналистики, сферу профессиональной подготовки журналистов[3]. Самостоятельность и важность структур, стоящих за собственно коммуникатором, повлияли на решение некоторых аналитиков вычленить в особую часть коммуникативного процесса фигуру Издателя[4]. Можно расширить сферу существования коммуникатора за счет включения в нее специалистов но маркетингу и распространению прессы, ее программированию, ее взаимодействию с рекламодателями. В конце концов, это все отдельные профессиональные виды деятельности, заведомо влияющие на конечный продукт в сфере коммуникации.

Исследования самого коммуникатора связаны с анализом конкретных информационных каналов – мы связываем понятие информационного канала с поименованным СМК. Просто радио существует как для обобщения такой практики распространения информации (для слушателя это "Радио России", "Эхо Москвы", радиостанция "Свобода" и т.д.), так и для отдельного профессионала, который репрезентирует этот информационный канал (это всегда Иванов, или Сидоров, или Смит, или Джоунс).

Действительно, газета или радио, телевидение или киностудия, выделенная из системы, это уже сложный коммуникативный узел. Это сложная система взаимоотношений, в которой действует иерархия положений, авторитетов и влияний. Как говорит один из авторов, если вы посмотрите на газету под таким углом зрения и увидите всю сложность этого механизма, вам покажется чудом, что ежедневно газета все-таки выходит[5]. И знание пути материала в редакции, узлы, в которых решения принимаются, модель авторитетов и влияний, ценности и стандарты, работающие в каждом конкретном случае, – это все социологическая проблематика. Американские социологи провели множество исследований, беря в качестве предмета внимания социопсихологический климат в редакционном коллективе и обращаясь к более сложному механизму принятия решения[6].

Часть этого пути мы уже прошли, рассмотрев область производства информации как процесс взаимовлияния СМК и государства, СМК и бизнеса, СМК и аудитории, оставив для предстоящего разговора те явления, которые поддаются социологическому эмпирическому анализу.