Социологическая школа

Социологическое направление в этнологии возникло параллельно с преобладавшим в последней четверти XIX в. эволюционизмом. Однако его распространение было ограничено рамками практически только одной страны – Франции, где сам эволюционизм распространен не был. У истоков школы стояли социологи, которые попытались разработать новые социологические методики и применить их, в том числе, к этнографическим материалам.

Так, социология была основной сферой деятельности основоположника социологии – Эмиля Дюркгейма. Основным объектом изучения для него в работах "Правила социологического метода", "Самоубийство", "Элементарные формы религиозной жизни" был социум и социальные отношения, через призму которых он рассматривал все культурные явления.

Еще одним представителем данной школы был Марсель Мосс. Он был племянником Э. Дюркгейма и часть своих работ написал в соавторстве с дядей. Однако его роль нельзя сводить лишь к позиции продолжателя дела Э. Дюркгейма – он развернул социологическую школу лицом к этнографии, доработав некоторые ее положения. Так, например, он исследовал дарообмен в первобытных обществах как механизм установления и упрочнения социальных связей между людьми ("Опыт о даре").

Исходной идеей представителей социологической школы было представление о том, что человеческая общность – это особая реальность, которая несводима к сумме отдельных ее членов. Между ними существуют социальные связи, которые и составляют сущность социума. Такие связи Э. Дюркгейм предложил назвать социальными фактами. Основными признаками социальных фактов является, во-первых, то, что эти факты представляются внешними по отношению к индивиду – их развитие не зависит от воли каждого отдельного человека. Во-вторых, раз они по своему характеру не зависят от человека, следовательно, общество через общественное мнение и воспитание навязывает их своему члену. Такими социальными фактами являются, например, нормы морали, правила этикета и другие культурные феномены.

Следовательно, социальный факт обладает своей собственной природой и живет но своим законам, из чего напрямую вытекает то, что и исследоваться он должен с применением особых методик, которые были бы разработаны именно для анализа такого рода явлений. Э. Дюркгейм предложил исследовать социальный факт как вещь. То есть исследователь, прежде всего, должен освободиться от всех предпонятий – установок, которые уже существовали в голове ученого до начала работы. Данный тезис особенно важен для изучения именно социальной жизни общества, так как многое в этой сфере лежит в области нравственности, что не может предохранить ее от субъективизма.

Далее социальный факт исследуется как явление внешнее по отношению к отдельному человеку. Исходя из этого, необходимо устранить при изучении социума все элементы, связанные с индивидуальными проявлениями психики. По мнению Э. Дюркгейма, этого возможно достичь с применением приемов статистики.

Наконец, для Э. Дюркгейма именно социальными фактами определяются многие элементы культуры, которые до него к категории социального не относили. Например, он считал, что весь окружающий мир австралийские аборигены структурируют по подобию собственной социальной организации, распределяя животных и растения по фратриям и брачным классам. Появление единого божества для нескольких коллективов имеет своей причиной стремление этих групп к консолидации. То есть, в данном случае религиозные формы и религия в целом вторична по отношению к социальным отношениям.

В отличие от Э. Дюркгейма (социолога по основной сфере деятельности), М. Мосс в своих работах неизменно акцентировался на изучении именно "примитивных" культур. Причем речь шла об изучении конкретных реалий, а не о попытках построения глобальных теорий с привлечением отдельных этнографических фактов (в сравнении с эволюционизмом). Однако, если говорить о его научном подходе, то он был во многом близок к подходу своего учителя. Как и Э. Дюркгейм, М. Мосс, особенно в начале своей научной карьеры, был склонен придавать первостепенное значение социуму и социальным отношениям, которые, η свою очередь, формировали многие другие аспекты культуры. Например, в работе "Очерк о сезонных изменениях в обществах эскимосов" он рассмотрел влияние "пульсирующего характера социума" у эскимосов (чередующаяся концентрация зимой и рассеяние летом) на другие стороны их культуры: религию, мораль и т.д.

Важное место в творчестве М. Мосса также занимали исследования дарообмена в примитивных культурах. Именно обмен дарами он охарактеризовал как древнейшую экономико-правовую систему. Причем дар в его понимании не являлся, собственно, даром – это всегда двусторонний и симметричный обмен, который лишь на первый взгляд доброволен. Регуляторами взаимности являлись в данном случае моральные нормы, принятые в обществе, понятия престижа, чести. Наконец, обмен осуществлялся не только материальными благами, но и такими "невещественными" феноменами, как почет, аспекты ритуала и т.д. Таким образом, дар при этом рассмотрении выступал как средство коммуникации людей между собой, образуя широкую сеть социальных отношений.

Через призму коммуникации М. Мосс рассматривал и многие феномены, имеющие, казалось бы, чисто физиологическую природу (например, особенности походки, жестов, специфика поведения женщины во время родов). Комплекс таких феноменов он обозначил термином "техники тела".

Однако, несмотря на такой "социологизаторский" подход, М. Мосс во многом пошел дальше Э. Дюркгейма. Например, он отказался от сугубо социологической трактовки религии. Здесь он рассматривал человека не исключительно в качестве продукта социума, а как комплекс социального, биологического и психологического, которые, накладываясь друг на друга, образуют облик культуры.

Суммируя все изложенные взгляды, можно говорить о том, что сторонники социологического направления рассматривали человека как субъекта сети постоянных коммуникаций, которые формировали социальное поле социума. Именно из-за того, что в той или иной степени вся деятельность человека имеет характер взаимодействия с социумом, можно рассматривать культуру и отдельные ее элементы через призму социальных отношений, которые, соответственно, являются ее основой.