Социологическая мысль в России

Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: I) с начала 1860-х гг. до 1890 г.; 2) с 1890-х гг. до начала XX в.; 3) с начала XX в. до 1917 г.

Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта (2.8). В позитивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитивистами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.

Наиболее полное развитие позитивистский подход получил в научном творчестве М. М. Ковалевского (1851 — 1916) — известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал генезис различных социальных явлений, анализировал их "эмбриональные" формы. Этот концептуальный подход Ковалевский называл "генетической социологией", с позиций которой он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства.

В русле позитивизма развивалась и "натуралистическая" школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. Среди них большой самобытностью отличалась концепция географического детерминизма, разработанная крупным географом и социологом Л. И. Мечниковым (1838—1888). Решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Его теория содержала немало ценных идей, относящихся к пониманию механизма взаимодействия природы и общества.

В лоне "натуралистической" школы сформировалось также "социал-органическое" направление, которое развивалось под сильным влиянием социологических взглядов Г. Спенсера (2.9). Однако А. И. Стронину (1826-1889) и П. Ф. Лилиенфельду (1829-1903), наиболее авторитетным представителям этого направления, удалось выйти за рамки классических аналогий между обществом и организмом. Так, Стронин стремился установить специфические законы функционирования "социального тела", которые он усматривал в проявлении в общественной жизни особых социологических и политических законов.

Особенно заметную роль на первом этапе развития социологии в России играла "этико-субъективная" школа, наиболее яркими представителями которой были видные публицисты, идеологи народничества П. Л. Лавров (1823-1900) и Н. К. Михайловский (1842-1904). Эти мыслители, критикуя натурализм и биологизаторство в социологии, считали, что объективное изучение общественных явлений должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанной на принципах этики и социальной справедливости. В центре их научных интересов находились вопросы общественного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали "критически мыслящую личность" которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала.

Главная задача социологии как науки, по мнению Лаврова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическое ОГЛАВЛЕНИЕ общественного прогресса и соотнести его с потребностями развития личности. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности, в смене застывших социокультурных форм гибкими, динамичными структурами и отношениями, отвечающими общественному идеалу.

К "этико-субъективной" школе тесно примыкает психологическое направление, представленное прежде всего научным творчеством известного историка и социолога Н. И. Кареева (1850—1931). Предметом и $учения социологии он считал духовное взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. В своей теории "исторического прогресса" Кареев проводил различие между "эволюцией" как объективным процессом и "прогрессом" как процессом, измеряемым мерой свободы и развития личности. Ему принадлежит несомненная заслуга в обосновании степени свободы личности как высшего критерия социального прогресса.

На втором этапе (1890 г. — начало XX в.) начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки преподавать социологию как учебную дисциплину. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии не получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных социологических изданий. Тем не менее количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы наиболее известных западных социологов.

В тот же период возникают новые направления в социологии, среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н. М. Коркунов (1853-1904), С. А. Муромцев (1850-1910), П. И. Новгородцев (1866—1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удалось глубоко разработать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии, а М. М. Ковалевский и П. Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации российской социологии. Благодаря усилиям М. М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника "Новые идеи в социологии".

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется признанием се в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм, наиболее известными представителями которого были К. М. Тахтарев (1857—1925) и П. А. Сорокин (1889-1968).

Среди российских социологов К. М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в социологии эмпирических методов — наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения. Он постоянно подчеркивал, что без математики социология не может стать точной и объективной наукой. Отсюда его стремление переориентировать социологию на изучение функциональных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические методы верификации знания.

Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская концепция получила в работах П. А. Сорокина, который сформулировал пять "основных и руководящих принципов" социологического подхода: 1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна быть "объективной дисциплиной", т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказаться от "философствования" в смысле создания умозрительных систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

Итогом российского периода творчества П. А. Сорокина (в 1922 г. он был выслан из России) является двухтомная "Система социологии". Высказанные здесь идеи о критериях социальной стратификации (6.4), вертикальной и горизонтальной мобильности (6.7), методологии изучения социальных групп и социальной структуры общества стали исходными для тех теорий и концепций, которые принесли их автору всемирную известность.

Научная и организационная деятельность П. А. Сорокина во многом способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, учреждается ученая степень по социологии.

Процесс институционализации социологии по инерции продолжился и в первые годы советской власти: в 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П. А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой и научные исследования в этой области были запрещены.

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвинула немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение социологической науки в нашей стране начинается в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне Институт социологии). С 1974 г. счал издаваться журнал "Социологические исследования", появились социологические службы на предприятиях. Последующее интенсивное развитие социологии связано с кардинальными переменами в жизни страны начиная с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали распространенным явлением. Социология вошла в структуру высшего образования, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины. Открылись широкие возможности для интеграции российской социологии в мировое научное сообщество.

Значительный вклад в развитие современной социологической мысли вносят известные отечественные социологи: И. В. Бестужев-Лада, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, В. А. Ядов и др.