Лекция 7. Социокультурные смыслы искусства

Искусство строго, как монетный двор,

Считай его своим, но не присваивай.

Да не прельстится шкуркой горностаевой

Роль короля играющий актер.

С. Маршак

1. Универсальные компетенции.

• Социально-личностные и общекультурные:

ü способность к самоопределению в сфере искусства на основе художественного вкуса, развитие образного мышления;

ü непрерывное освоение художественно-культурного и культурно-исторического наследия.

• Общенаучные:

ü знание основных видов искусства, понимание роли искусства в обществе;

ü умение оценивать художественные произведения по критериям типологии, ценности и языка искусства.

2. Инструментальные:

ü готовность к сохранению культурного наследия;

ü готовность к участию в культурно-досуговой деятельности в повседневной жизни, выстраивание стратегии собственного досуга.

3. Профессионально ориентированные:

ü готовность к организации деловой среды с учетом эстетических критериев.

Ключевые слова: искусство, художественная компетентность, функции искусства, языки искусства, текст.

Особенность культурологического подхода к анализу искусства. Понятие художественной компетентности

При слове "искусство" у многих захватывает дух. У одних – от предвкушения удовольствия, у других – от осознания великого и прекрасного, у третьих – от возможности сотворения собственного... у преподавателя культурологии – от понимания того, что сфера искусства неисчерпаема и необозрима, а времени в лекционном курсе так мало...

Что значит: рассмотреть искусство с точки зрения культурологии? Материал для продвижения по этому пути накоплен огромный. Он аккумулирован в истории искусства, в эстетике, искусствознании; осмыслен в философии искусства, социологии искусства, искусствометрии и т.п. Можно подойти к этому материалу по-разному, и разные учебники показывают варианты таких подходов.

Мы же полагаем, что требуется видение двух срезов. Первый предполагает "пропустить" искусство через категории культуры, такие как динамика, ценности, структура, функция, текст, язык, символ, код и т.д. Второй позволяет рассмотреть место искусства в обществе через взаимодействие, взаимовлияние, взаимообусловленность, взаимодополнительность с другими феноменами культуры – наукой, техникой, религией и т.п. Тогда нам удастся достичь цели культурологического анализа искусства – обнаружить его встроенность в социокультурный контекст, осмыслить характер этой встроенности; зафиксировать, с одной стороны, уникальность места искусства в культуре, а с другой – его обусловленность иными культурными явлениями. Здесь есть эффект герменевтического круга: нельзя понять целого культуры, не поняв сущности его частей, но и осмыслить часть невозможно, не понимая целого.

Мы не первые, кто рассматривает искусство, встраивая его в социокультурный контекст. В связи с этим можно назвать имя уже цитировавшегося в другой главе И. Тэна, который одним из первых подошел к искусству именно с такой точки зрения. И все же это, скорее, предподход. А настоящей, глубокой методологией такого видения искусства явились, безусловно, работы П. А. Сорокина, к которым мы будем неоднократно обращаться.

Итак, главное – понять сущность и смысл искусства как явления культуры. Во введении мы обосновывали необходимость культурологии для высшего образования проблемой социогуманитарной компетентности. Теперь попытаемся, расшифровывая это понятие, показать одну из ее важнейших составляющих – компетентность художественную. Оговоримся сразу, что в данной главе мы будем использовать понятия "художественная культура" и "искусство" как тождественные, понимая, однако, что сфера художественной культуры шире, чем искусство, и включает в себя социокультурное взаимодействие, в процессе которого создаются, потребляются, сохраняются, творчески развиваются ценности искусства. Понятие художественной компетентности включает в себя знания, понимание, вкус, а также инструментальную способность использовать эти качества, т.е. в это понятие входят как теоретическая, так и практическая стороны (подчеркнем, что в данном случае мы говорим не о профессионалах художественной сферы).

Теперь посмотрим, что человек должен знать и понимать в сфере искусства. В обществе накоплены массивы художественной информации. Она везде: в музеях, галереях, книгах; в архитектурных памятниках, окружающих нас; в театрах, концертных залах, кинотеатрах и т.п. Разумеется, разными людьми она воспринимается по-разному, но есть общие черты такого восприятия у людей, принадлежащих к определенным социальным слоям. Так, например, что фиксирует в этой информации элита? (В данном случае будем пользоваться самым общим понятием элиты как избранной части общества, вне зависимости от критериев ее избранности.) Она демонстрирует интеллектуальное понимание искусства, т.е. способность к семиотической расшифровке художественных кодов, понимание логики и динамики стилевых изменений в рамках тех или иных художественных традиций и т.п. Искусство – важный способ осознания и репрезентации элитарного положения человека в обществе. Не случайно претензии на элитарность, как правило, сопровождаются коллекционированием художественных ценностей. Искусство фетишизируется, это подкрепляет позицию закрытости, кастовости: элита не только понимает искусство, но и владеет им.

Что касается массы, то здесь доминируют совсем другие ценности: массе не до тайных, зашифрованных в искусстве идей, она предпочитает отдохнуть, "расслабиться", развлечься, реагируя на искусство эмоционально. Отсюда – и выбор жанров, с которыми масса предпочитает иметь дело, и выбор форм и направлений искусства, в которых наиболее высоко оценивается реалистичность и узнаваемость. Поэтому максимальную популярность приобретают развлекательные, популярно-познавательные и "декоративные" формы искусства, снижающие в целом его социальные возможности.