Социогенез труда

С точки зрения социологии самым важным фактором развития трудовой деятельности является собственно социальная организация древних людей. Человек принадлежит к социальным животным, его первоначальная социализация отличалась от социальности приматов несущественно.

В XIX в. социологию предлагали строить на основе зоосоциологии — общей науки о поведении животных (Альфред Виктор Эснинас, 1844—1922), но теперь известно, что социальная жизнь человека отличается от существования коллективных животных и приматов в том числе.

Интересные факты.

1 Вот некоторые отличия: в обществах люден половой диморфизм (различие мужских и женских особей) не развит, разница в размере около 10%, что существенно отличается, например, от горилл, где самки намного меньше самцов. У животных с развитым половым диморфизмом скорее наблюдается полигиния — гаремная структура социальной жизни (опять у горилл), а с неразвитым — моногамия. Однако для людей характерна скорее не пожизненная, а сериальная моногамия, которая до сих пор широко распространена в существующих и ныне примитивных племенах. Она означает, что полигиния распространена очень ограничено (не более 5% мужчин имеют более одной жены); обычная ситуация — один мужчина, одна женщина в семье; но пожизненная моногамия характерна не более чем для 20% пар, развод так же легок, как и в современном обществе; большинство меняют партнеров один-два раза за жизнь [1].

Разве не подобный тип семьи у современного человека? Среди такой сериальной моногамной семьи возникло устойчивое разделение труда па мужской и женский: мужчины занимались охотой, женщины собирательством и приготовлением пищи (в связи с этим роль женщины существенно возросла). По причине того, что только в обществе людей женщина способна вступать в половые отношения без сезонного ограничения (и помимо этого овуляция в отличие от приматов скрыта), конкуренция среди мужчин за женщин не так сильно развита, как в сообществах приматов. Это приводит к установлению неагрессивных отношений между мужчинами в группе. Между мужчиной и женщиной в семье создаются прочные связи, доверительные отношения, связанные общей заботой о потомстве. В обществе людей у женщин самая длительная продолжительность беременности по сравнению с приматами и, что более важно, продолжительный период филогенеза. Ребенок человека — самое неподготовленное для жизни существо при рождении, детеныши приматов гораздо более развиты при рождении и приспособлены к жизни. Период филогенеза предполагает социализацию (обучение социальным нормам поведения) и передачу знаний посредством воспитания.

Современная социология настаивает на том, что у человека нет инстинктов, что они "потерялись" в ходе социальной эволюции. Дело в том, что инстинктом (в отличие от рефлекса) называется сложная система поведения, передаваемая по наследству (например, инстинкт материнства), и эта система очень ослаблена при рождении ребенка. Все сложные модели поведения (например, материнство, которое обусловливает то, что девочке сразу дают в качестве игрушки куклу; самосохранение; труд и т.д.) передаются человеку посредством воспитания и обучения.

Однако принципиально значимое отличие социальной организации жизни людей от социальной организации жизни животных (например, приматов) в том, что животные — социальные существа, а людиультрасоциальные. Как и в случае с речью, животные обладают системой коммуникации, языком, но он однозначен и прост, а люди владеют синонимичной разветвленной знаковой системой. Так и в случае социальной организации — люди научились так гибко трансформировать и развивать виды и типы социальных отношений, что никакой группе приматов за ними не угнаться. В примитивной социальной группе могут быть как "демократические", так и "деспотические" модели организации; те или другие формы семьи (моногамия, сериальная моногамия, полигиния, полиандрия); вырабатывается огромное количество культурных форм деятельности, обычаев и традиций. Все это делает социальную организацию человека очень гибкой, адаптивной, способной эффективно приспособиться к любым изменениям внешней среды. Талкотт Парсонс (1902—1979) в определении общества в отличие от всех других типов сообществ и социальных групп называл фактор наивысшей адаптивности как основной и системоформирующий. Такая социальная организация сама выступает производительной силой, даже без всяких орудий труда. Например, охота зависит не только от орудий (копья или лука со стрелами), но прежде всего — от слаженной и четкой работы социального организма.

Сделаем краткие выводы. Истоки возникновения трудовой деятельности человека связаны не только и не столько с орудийной деятельностью. Труд человека в отличие от животнообразного, инстинктивного труда возникает при условии достаточно сложной социальной организации, при которой происходят передача навыков и обучение видам труда от одного поколения к другому; сама социальная организация и есть главная производительная сила в первобытном обществе; труд как достаточно сложная целесообразная деятельность предполагает в качестве своих источников наличие системы рационального мышления и развитой коммуникативной системы (речи). Наконец, человеческий труд возникает тогда, когда человек начинает не просто приспосабливаться к условиям изменчивой окружающей среды, а самостоятельно формировать собственную окружающую среду, менять природу, в том числе и свою.