Социодинамика культуры

Под социодинамикой культуры понимают те изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения - неотъемлемое свойство культуры. Термину "динамика" близок по значению термин "развитие". Развитие культуры - это поступательное движение культуры, переходы от одного состояния к другому, возникновение качественно новых форм культуры.

Динамика включает в себя как восходящую прогрессивную линию (прогресс - направленность развития от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному), так и регрессивную (регресс - переход от высшего к низшему, моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам). Для анализа социокультурных изменений исследователи выделяют три типа шкал времени:

o микромасштабные шкалы времени (1-25 лет) применяются при анализе процессов, происходящих в жизнедеятельности групп и отдельных индивидов;

o среднемасштабные шкалы времени используются при рассмотрении таких важных факторов социокультурной динамики, как экономические подъемы и спады (48-55 лет), процесс смены поколений (25-30 лет);

o макромасштабные шкалы времени (100 и более лет) применяются при исследовании традиций, процессов смены династий, общественных формаций, изменений языка и т.п.1

Поскольку изменения в культуре протекают как в форме активизации, так и в форме замедления процессов, принято различать ритм и темп социокультурных изменений.

Современный культуролог Ю. М. Лотман в книге "Культура и взрыв" выделяет два пути изменений в культуре: постепенные, или предсказуемые, изменения и "взрывные непредсказуемые" процессы изменений культуры, когда каждый "момент взрыва" имеет определенный набор равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние, из которых реализуется только одна из возможностей. Нередко эти процессы взаимодействуют друг с другом: так, например, по мысли Ю. М. Лотмана, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. Новое в технике всегда обусловлено и стимулируется практическими потребностями и вследствие этого оно предсказуемо, т.е. выступает "реализацией ожидаемого". Новое же в науке или искусстве всегда есть "осуществление неожиданного". Таким образом, динамические процессы в культуре строятся как своеобразные колебания маятника между состоянием взрыва и состояниями постепенных процессов изменения.

В процессе функционирования такой системы, как культура, в различных ее элементах и подсистемах формируются и накапливаются противоречия, возникают изменения и деформации. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер. Периоды кризисов неизбежны для любой культуры и могут играть не только негативную, но и позитивную роль в социокультурной динамике. Важную функцию в динамических процессах выполняют периоды подъема культуры. На этой конструктивной фазе рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы нового культурного опыта. Огромную роль при этом играют культурные заимствования - внедрение предметов, норм деятельности, ценностей, апробированных жизнедеятельностью других культур, и инновационно-поисковая деятельность - сознательный отход от устоявшихся норм и использование новых образцов деятельности.

В реальной практике два вида процессов (процессы восхождения и кризисные процессы) зачастую тесно переплетены между собой. Процесс отмирания старых норм и процесс внедрения новых осуществляются параллельно, иногда стремительно, иногда постепенно, а потому незаметно.