Социальный потенциал молодого поколения

Формирование социального статуса молодежи сопровождается становлением ее социального потенциала.

Молодежный потенциал – возможность и способность различных групп молодежи выполнять всю совокупность социально-профессиональных ролей и функций в данном обществе; придерживаться в своем поведении социально одобряемых норм; активно и творчески относиться к себе и к окружающей социальной среде. С позиций системно-деятельностного подхода социальный потенциал молодежи включает в себя следующие составляющие: формирование, развитие и рациональное использование (реализацию).

Формирование социального потенциала молодежи осуществляется в процессе усвоения молодыми людьми тех функций и ролей, которые приняты в данной социальной среде. Эта среда (родители, сверстники, школа и другие агенты социализации) должна создать оптимальные условия для раскрытия и развития всех элементов молодежного потенциала, чтобы добиться наибольшей эффективности его формирования. Развитие потенциала молодого поколения состоит в оптимизации количественных показателей (с учетом демографических тенденций) и повышении качественных параметров (с учетом развития современной экономики и перспективных ориентиров реформирования) молодого поколения. Рациональное использование молодежного потенциала осуществляется в процессе общественного воспроизводства, а его результативность определяется направлениями и способами реализации потенциала молодого поколения – производственные цели, рекреация, деятельность в культурной, социальной или политической сферах общественной жизни.

Формирование, развитие и реализация социального потенциала молодого поколения осуществляются под воздействием трех взаимосвязанных факторов.

Факторы первого уровня – спектр внешних (по отношению к молодому поколению) объективных воздействий среды на социальный потенциал молодежи. К факторам среды относятся: экономико-географическое положение и природно-климатические условия места проживания молодежи, его природно-ресурсный и демографический потенциал, структура и специализация хозяйства, финансовая обеспеченность, тип (уровень) социально-экономического развития региона. Факторы среды являются движущими силами в формировании и развитии потенциала молодежи, они обеспечиваются индивиду обществом.

Факторы второго уровня – круг внутренних "факторов личности", которые индивид черпает извне (семья, друзья, знакомые, система образования), самостоятельно преобразуя в собственные, личностные составляющие, которыми являются: нравственность, духовность, образованность, интеллигентность, творчество, трудовая активность, ценностные ориентации, мотивы поведения, интересы, потребности.

Факторы третьего уровня – "институциональные факторы", связанные с необходимостью обеспечения относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе, воплощенной в деятельности основных социальных институтов, в первую очередь институтов социализации: семьи, государства, образования, религии, армии, права, СМИ. В результате деятельности таких институтов молодой человек усваивает нормы и ценности общества, а также модифицирует их в соответствии с собственными целями. В дальнейшем эти ценности воспроизводятся в последующих поколениях.

Социальный потенциал молодежи включает в себя такие структурные элементы и отношения между ними, как демографический потенциал; потенциал здоровья; образовательный потенциал; трудовой потенциал; культурный потенциал; гражданский потенциал; духовно-нравственный потенциал.

В наиболее общем понимании демографический потенциал молодого поколения – это ожидаемая продолжительность жизни всех возрастных когорт, образующих молодежную популяцию. Демографический потенциал молодежи характеризуется распределением молодого населения по полу, возрасту, национальной принадлежности, месту проживания (в селе, городе); включает в себя показатели брачности и разводимости; определяется показателями родительской и собственной семьи, а также количеством детей, находящихся на попечении государства. Информация о демографической компоненте позволяет выявить возможности участия определенных когорт молодых поколений в различных сферах общественной жизнедеятельности.

Потенциал здоровья молодежи – совокупность характеристик, отражающих состояние физического здоровья молодых индивидов. К таким характеристикам относятся: способность организма сохранять соответствующую возрасту устойчивость и стабильность функционирования при изменении параметров внешней среды; отсутствие заболеваний, функциональных отклонений, нарушений физического развития; гармоничность развития психофизиологических качеств и полового развития.

На формирование потенциала здоровья молодого поколения оказывают влияние следующие группы показателей:

1) комплекс физиологических и психологических показателей, характеризующих физическое, соматическое, психическое, сексуальное и нравственное здоровье;

2) комплекс показателей, отражающих экологическую обстановку и природно-климатическую комфортность;

3) показатели, характеризующие социальные факторы (жилищно-бытовые условия, материальный достаток);

4) уровень организации здравоохранения (профилактика, ранняя диагностика и лечение функциональных нарушений и заболеваний, эффективная медицинская реабилитация).

Основными среди них являются: доля детей, подростков и молодежи, не имеющих нарушений физического и психосексуального развития, заболеваний, функциональных нарушений, не подверженных вредным привычкам (табакокурению, злоупотреблению алкоголем и наркотиками); не имеющих выраженных акцентуаций характера и склонности к асоциальному поведению. Потенциал здоровья молодежи определяется также успешностью формирования здорового образа жизни молодого поколения.

Образовательный потенциал рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков общего и специального характера, позволяющих фактически заниматься определенным видом профессиональной деятельности, а также обусловливающих возможность перехода к иному (смежному, близкому, родственному или альтернативному) виду деятельности. Образовательный потенциал определяется уровнем и качеством полученного образования; его общей, профессиональной или иной специальной направленностью; мультиаспектными количественными и качественными параметрами профессионально-квалификационной структуры образования и занятости. Образовательный потенциал молодежи находится в тесной взаимосвязи с трудовым потенциалом, который представляет собой совокупность образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей человека, как уже готовых к использованию в общественно полезной деятельности, так и еще не выявленных, имеющихся потенциально, но которые могут быть востребованы в сфере трудовой деятельности индивида в будущем. Формирование образовательного и трудового потенциала в жизнедеятельности молодого поколения играет наиболее важную роль, поскольку образование и трудовая деятельность выступают основой самореализации молодых индивидов, а эффективность данного процесса определяется следующими факторами:

– наличие четко сформулированной социально-экономической стратегии развития общества;

выработка общенациональной доктрины образования;

– принятие концепции образовательных стандартов как государственной фиксации уровня и качества образования;

– выделение статьи "финансовые затраты на образование" в разряд защищенных статей бюджета страны и ее регионов;

расширение возможностей формирования образовательного потенциала молодежи за счет платного образования;

– становление и развитие системы банковского кредитования при получении образования;

– формирование и развитие системы страхования рыночного сектора образовательных услуг;

– стимулирование информатизации образования;

– организация дистанционного образования различных уровней;

– ознакомление молодежи с перспективными профессиями;

– пропаганда возможно "малоперспективных", но необходимых для развития территории профессий;

– ознакомление учащихся с деятельностью местных предприятий и организаций.

Особая роль при формировании трудового потенциала молодого поколения отводится системе профессионального образования, которая обязана гарантировать:

• качественную профессиональную подготовку;

• приобретение практических навыков по избранным специальностям;

• территориальную доступность учреждений профессиональной подготовки;

• взаимодействие с родственниками учащихся и другими организациями, контролирующими поведение молодежи;

• организацию получения учащимися дополнительных профессиональных навыков и знаний;

• индивидуальный подход к учащимся по выявлению их трудового потенциала;

• формирование трудовой мотивации и гражданской позиции воспитанников;

• взаимодействие с потенциальными работодателями;

• создание сети учебно-производственных комбинатов для прохождения первоначального трудового обучения и практики учащихся.

Реализация трудового потенциала молодежи предусматривает решение таких основных задач, как обеспечение законодательного регулирования вопросов занятости молодежи; осуществление контроля за условиями трудовой деятельности молодежи; создание рабочих мест для данной социально-демографической группы; создание условий для дальнейшего развития трудового молодежного потенциала.

Культурный потенциал молодого поколения – сформированные во взаимодействии с социально-культурной средой потребность и способность индивида и (или) группы взаимодействовать с миром материальных и духовных ценностей, способность понимать и критически оценивать разные типы и формы культуры, способность приобщаться к миру культуры в течение всей жизни, а также способность создавать культурные ценности. Культурный потенциал современного молодого поколения глубоко дифференцирован. Одни индивиды и (или) группы могут обладать высоким уровнем его развития, другие – низким. Если группа обладает постоянной потребностью и способностью к взаимодействию с миром культуры, то можно говорить о высоком уровне потенциала. Если же постоянная потребность отсутствует, а способность не развита, это свидетельствует о низком уровне культурного потенциала.

Формирование культурного потенциала направлено на достижение следующих целей:

– развитие у молодежи потребности в постоянном общении с миром культуры и способности ориентироваться в культурных ценностях (понимать их и оценивать);

– развитие умения выбирать в культуре то, что может обогатить внутренний мир и наполнить жизнь определенным социально значимым ОГЛАВЛЕНИЕм.

В современном мире сосуществуют и относительно независимо друг от друга развиваются два мира культуры: "высокая" (или "подлинная") культура и "массовая" культура. По наблюдениям исследователей, большая часть молодежи конца XX – начала XXI в. тяготеет к общению с "массовой" культурой. Это можно объяснить более высокой степенью доступности подобной культуры и с точки зрения финансов, и с точки зрения пространственных и временных перемещений (особенно с распространением интернет-технологий). Как отмечают исследователи, произведения "массовой" культуры, как правило, не являются культурой высокой пробы. Многие воздействия, идущие по перечисленным каналам, разрушительны для сознания и психологии молодых людей.

В современном обществе все более актуальным становится вопрос о необходимости увеличения объема вещания, транслирования, тиражирования произведений, которые содержат подлинные культурные ценности, что вполне достижимо при соответствующем контроле СМИ со стороны общества и государства. Так, массовизация телеканала "Россия – Культура", первого в условиях постсоветской России выбравшего путь сознательной преемственности по отношению к просветительским традициям отечественного телевидения, наглядно демонстрирует это.

В целом становление и развитие культурного потенциала молодого поколения невозможно без участия общества, которое призвано решать следующие задачи:

– инвентаризация всей системы культурных учреждений определенного региона с целью выявления ювенального аспекта их деятельности;

– выделение из имеющейся системы культурных учреждений тех, к которым можно было бы обратиться с социальным заказом, связанным с формированием отдельных компонентов культурного потенциала молодежи;

– определение базовых культурных учреждений, которые могли бы выступить в роли координаторов тех или иных видов культурно-воспитательной деятельности.

Гражданский потенциал молодого поколения можно определить как сформированные во взаимодействии с социальной средой потребность и способность молодого индивида (группы индивидов) выполнять различные роли гражданина своей страны, общества, это способность жить интересами целого, способность по собственной инициативе ставить, обсуждать и решать проблемы обеспечения жизнеспособности и прогрессивного развития своего отечества.

Формирование гражданского потенциала молодого поколения является одним из основных направлений молодежной политики. При реализации указанного направления у молодежи должны формироваться сознание единения с Россией, с ее интересами, способность к мышлению общенациональными категориями, готовность к участию в гражданских инициативах, тех коллективных действиях, целью которых является укрепление российского государства, улучшение благосостояния российских граждан, развитие специфических для России форм культуры. От степени сформированности гражданского потенциала зависит результат выбора политического пути как самого молодого поколения, так и общества в целом (особенное значение это приобретает в условиях политического плюрализма). От этого зависит и степень отчужденности молодого поколения от жизни общества, а также готовность и способность иметь и отстаивать свою гражданскую позицию. Поэтому политическую компоненту гражданского потенциала молодого поколения чаще всего определяют как сформированные во взаимодействии с социальной средой потребность и способность выполнять одну из ролей гражданина, в частности роль участника политических процессов, способность неравнодушно относиться к внутри- и внешнеполитической обстановке, способность в необходимых случаях включиться в политические и связанные с ними другие общественные процессы.

Духовно-нравственный потенциал молодежи представляет собой совокупность духовных качеств, позволяющую ясно осознавать истинные моральные ценности и предпочтения, творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям. Система духовно-нравственного потенциала молодежи формируется на основе усвоения молодыми людьми народной (практической) морали, духовной морали, профессиональной морали, морали гражданского общества.

Народная (практическая) мораль – это совокупность правил поведения людей по отношению к миру, друг к другу и самим себе, направленная на общее и личное благо, обобщенно выраженная в фольклоре, закрепленная в обычаях и формах поведения данного народа. Народная мораль включает в себя нормы практической морали, нормы морали соседства и семьи, нормы морали отдельного человека. Нормы практической морали обеспечивают благополучие семьи и рода, широкое добрососедство, воспитание деятельной личности и продолжения рода. Моральные нормы соседства и семьи регулируют отношения человека и семьи, мужа и жены, родителей и детей. Моральные качества человека включают нормы трудолюбия, силы, смелости, верности, правдивости и бескорыстия. Духовная подготовка к поступкам регулируется нормами: любовь – равнодушие, надежда – отчаяние, возможность – невозможность, осторожность – безрассудство, добро – зло, слава – позор.

Духовная мораль подразумевает правила отношения людей к Богу, миру, друг к другу и самим себе, определенные основателями религий и их учениками и требующие особого обучения и воспитания личности за пределами семейно-родового обычая. Духовная мораль обобщает и преобразует народные правила поведения, объединяет людей разного родового, племенного и расового происхождения в рамках цивилизованного общества, члены которого сознательно исповедуют и неуклонно исполняют правила духовной морали. Духовная мораль, в отличие от практической (народной), управляет не только поступками, но и желаниями, чувствами, помыслами человека, дает человеку возможность не только реагировать на уже сложившиеся обстоятельства, но и самому создавать новые обстоятельства. В результате действия духовной морали осуществляется сознательное управление духовным развитием личности с опорой на общечеловеческие нравственные нормы (10 заповедей) и "золотое" правило нравственности: "Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Основными ступенями духовно-нравственного становления личности, формирования ее духовно-нравственного потенциала являются: усвоенность духовно-нравственных ценностей, закрепленных в культуре общества; выраженность соответствующих норм, стандартов и образцов в реальном жизненном поведении; формирование доминирующих ценностей, образующих ядро личности и определяющих направленность ее поведения.

Профессиональная мораль – кодексы поведения, обеспечивающие добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием. К наиболее широко распространенным и тщательно отработанным кодексам поведения можно отнести следующие виды профессиональной морали: воинскую, педагогическую, врачебную, юридическую, трудовую, коммерческую, мораль ученых, служебную.

Формирование социального потенциала современной молодежи является одним из важнейших направлений государственной молодежной политики в России, особенно в условиях трансформирующегося общества, или "общества риска". Действительно, сегодня на процесс формирования социального потенциала молодежи оказывает влияние достаточно большое число негативных социальных явлений, таких как сложная социально-экономическая обстановка, снижение уровня жизни больших масс населения, снижение качества образования, распространение девиантных форм поведения (алкоголизм, наркомания, игромания). Именно поэтому образовательная система и СМИ должны осуществлять сбалансированную, комплексную деятельность по формированию всех компонентов социального потенциала молодежи: демографического, образовательного, трудового, культурного, гражданского, духовно-нравственного и физического (здоровья).