Социальный эксперимент в структуре технологий управления

Экспериментальный метод в управлении стал использоваться с середины XIX в. Его классическая схема была предложена английским социологом Дж. С. Миллем в 1843 г. и в той или иной мере используется до настоящего времени. Основное назначение эксперимента – проверка гипотез в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент дает не только описание состояния или изменений объекта, но и объяснение причин изменений.

Однако использование эксперимента в качестве метода управления в социальных науках вплоть до 1920-х гг. отрицалось многими учеными (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.), поскольку они отвергали саму возможность научного экспериментирования с людьми. Кроме того, считалось, что социальные явления слишком сложны для выявления четких причинных зависимостей.

В настоящее время под социальным экспериментом понимается. 1) способ апробации новых форм социальной организации и оптимизации практики социального управления; 2) искусственное построение ситуации с целью получения нового знания, обогащающего социальную практику; 3) метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие [Винокур А. В., Рывкина Р. В., 19661.

Первая характеристика социального эксперимента как способа апробации новых форм социальной организации впервые упоминается в XIX в. в связи с деятельностью английского социалиста-утописта Р. Оуэна по созданию опытных коммунистических общин на территории США и Великобритании. Суть его социальных опытов заключалась в построении справедливого, основанного на социалистических идеях общества на отдельно взятых территориях.

Широко известны социальные эксперименты Ф. Тейлора и Г. Форда, имеющие глобальное значение для дальнейшего развития и совершенствования управления промышленным производством.

Огромный интерес представляет управленческий социальный эксперимент по созданию "советского человека", включающий принятие долговременных мер по ликвидации неграмотности, формированию рабочего класса, созданию межнациональных отношений, распространению профессиональных навыков среди больших групп выходцев из деревни, привитию им норм индустриальной субкультуры и т.д.

Постепенно социальный эксперимент стал рассматриваться, во-первых, как одна из технологий социального управления, как способ внедрения в жизнь новых форм социальной организации, во-вторых, в качестве метода определения и анализа причинно- следственных связей и изменений в исследуемых социальных процессах и явлениях.

Социальный эксперимент как метод определения и анализа причинно-следственных связей и изменений в основном создается на принципе сравнения двух и более явлений, отличающихся друг от друга наличием либо отсутствием гипотетических условий и факторов. В этих условиях изучаемое социальное явление описывается как совокупность переменных, среди которых выделяются переменные (экспериментальные факторы), управляемые экспериментатором и выступающие в качестве гипотетической причины определенных изменений.

Метод проверки гипотез, повышающий чистоту эксперимента, предполагает работу с двумя объектами: экспериментальным и контрольным. Экспериментальным называется тот объект, к которому "применяется" изучаемая независимая переменная; контрольный же объект идентичен экспериментальному по заданным параметрам, но остается вне экспериментального воздействия.

Гипотеза считается доказанной, если вследствие воздействия экспериментального фактора в одном из социальных явлений наблюдается изменение, которое отсутствует в контрольных.

Начиная с 1960-х гг. начинают проводиться многочисленные, в том числе широкомасштабные, социальные эксперименты. Они как технология управления широко применяются в различных областях общественной жизни, представляющих общенациональный интерес (для выяснения эффективности социальной политики в сфере муниципального управления, ЖКХ, образования, культуры, семьи), а также в локальном и региональном масштабе (например, по изменению дорожного движения, оказанию помощи беззащитным группам населения, организации детского отдыха).

Социальный эксперимент в управлении должен осуществляться с учетом правовых и нравственных норм общества, ограничения степени риска, обеспечения строгого контроля за ходом процедур и возможности его повторной проверки. Кроме того, требуется достичь внутренней и внешней валидности эксперимента, т.е. уверенности в том, что именно изучаемый фактор является причиной регистрируемого изменения, что выявленная зависимость является закономерной и объективной для аналогичных условий.

Алгоритм социального эксперимента включает в себя выдвижение идеи; обоснование, построение гипотезы (научное предположение); разработку концептуальной модели эксперимента; выявление фактора, определяющего экспериментальную ситуацию (независимой переменной); выделение зависимого фактора (группы следствий); определение критериев оценки эксперимента (проверка гипотезы); определение условий эксперимента.

Организационное обеспечение эксперимента составляют: разработка программы эксперимента (цель, задачи, объект, субъект, продолжительность, этапы, алгоритмы, результаты); выбор и подготовка субъекта и объекта эксперимента; разработка конкретного плана действий; реализация экспериментальной программы; измерение (сравнительный анализ) независимой и зависимых переменных в динамике (эмпирическая фиксация исходного и последующего состояний экспериментальных объектов); контроль и коррекция эксперимента; предварительная оценка итогов эксперимента; вывод объекта из экспериментальной ситуации; осмысление и теоретическая интерпретация итогов эксперимента (подтверждение гипотез, прогноз, разработка теории); разработка научных рекомендаций.

Вместе с тем, при подготовке и осуществлении социального эксперимента нужно видеть его особенности и ограничения (пределы): сложность его организации, так как социальный объект порождает дополнительные требования к эксперименту, обладает памятью; многомерность социальной детерминации, использование принципа "не навреди"; этические проблемы манипулирования людьми, обращение с ними как с материалом; качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их высокую стоимость; необходимость научной и общественной экспертизы.

Классификация социальных экспериментов выглядит следующим образом: 1) по характеру экспериментальной ситуации выделяют полевые (проводятся в реальной социальной ситуации) и лабораторные (проводятся в искусственно созданных условиях); 2) по объектам и предметам исследования – эксперименты, выявляющие причинные зависимости внутри определенной сферы (производство, обслуживание, образование и т.п.) или определенного вида социальной деятельности (социально-психологический, правовой, социально-управленческий и т.д.); 3) по специфике поставленной задачи – научные эксперименты, направленные па приобретение нового знания, и прикладные, нацеленные на получение практического эффекта (решение социальной проблемы, повышение эффективности и пр.).

Современное использование социального эксперимента направлено на поиск эффективных техник и технологии управления, его результаты рассматриваются как важный фактор снижения риска при принятии управленческих решений.

Главный критерий социального эксперимента – реальное улучшение организации жизнедеятельности людей, управления социальными процессами. Однако в силу сложности, затратности, неоднозначности результатов и последствий, а также недостаточной разработанности теории и методологии социального эксперимента данная социальная технология в настоящее время не так популярна и даже игнорируется под самыми различными предлогами.

В современной науке предлагается использование виртуальной реальности, виртуальных миров как идеального места для проведения социальных экспериментов в области экономики, здравоохранения, лингвистики, социологии, психологии т.д.

Результатом проверки любого эксперимента во всех сферах деятельности, в каждой организации является инновация, под которой понимается новое решение или оригинальное исполнение. Применительно к материальной сфере это результаты исследований и разработок: новые технологии, новые материалы, новые изделия, новые средства, методы или изобретения: оригинальные решения, содержащиеся в проектах и разработках, а также в рационализаторских предложениях технического, организационного, экономического, социального и правового характера. Их особое значение заключается в том, что от них прямо зависят производительность и эффективность труда, освоение производства новых изделий и насыщение ими рынка товаров [Травин В. В., 1997].

Фактически весь процесс доведения инновации до потребителя состоит из двух стадий: первая – создание концепции, опытного или лабораторного образца, изобретения; вторая – поВперед организация массового выпуска продукции и ее коммерциализация. Если творчество определяет новую, неизведанную комбинацию или ассоциацию идей, имеющих полезную цель, то инновация представляет собой способность реализации творческих идей. В случае инициативной творческой разработки ее результаты реализуются с помощью инновационного процесса, осуществляемого посредством рыночных реалий при обратной связи с творческим процессом. В ситуации творческой разработки по заказу, исходя из рыночного спроса, условия творчества определяются инновационным процессом при обратной связи творческого процесса с рыночными потребностями. Могут быть и другие варианты, в частности, когда инновационный процесс выполняет посредническую миссию между творческим и рыночным процессами.

Исходя из принятой стратегии реализации творческих идей и направлений инновационной деятельности, решаются вопросы структуры производственной организации и обеспечения благоприятного климата для осуществления нововведений, определяются конкретные действия, которые уточняются в ходе их реализации.

При этом делается выбор между эволюционным и революционным путем освоения новшеств. Следовательно, инновационный процесс учитывает и воздействует на четыре фактора: стратегию, структуру, благоприятный климат и действия. Причем творческий подход в полной мере касается каждого из этих компонентов.

Инновация чаще всего является результатом не индивидуальной, а совокупной деятельности по исследованию, разработке и внедрению новой технологии решения производственной проблемы. При оценке изменений под влиянием предпринятых действий учитывается как желаемый, так и побочный, отрицательный эффект. В случае если последний преобладает, следует вернуться к определению инновационной задачи и внести в нее нужные коррективы. Особенно важно учесть, что новизна разработки должна быть лишь необходимой – не ниже, но и не выше, с тем, чтобы не допускать необоснованных затрат, делающих инновацию невыгодной для потребителя, а значит, и неприемлемой для производителя [Киперман Г. Я., 1995, с. 87].

Способность предприятия к нововведениям, его инновативность, с одной стороны, диктуется изменением рыночной ситуации, а с другой – балансом интересов между разработчиками новшеств и производственниками, т.е. между субъектами творческого и репродуктивного труда. Исходя из этого, в инновационной деятельности можно выделить две ключевые фигуры: генератор идей, инноватор (единоличный или коллективный автор инновации) и предприниматель, оказывающий финансовую и организационную поддержку реализации инновации с учетом рыночной ситуации. Таким образом, формула инновации как средства эффективного изменения практики может быть определена суммой двух равных по значению компонентов: творческая идея плюс способность к ее реализации. В той же мере, как инновация неосуществима без творчества, творческий процесс нуждается в инновации, имея в виду, в частности, применение моделей и игр, других современных средств технологии поиска решений [Лапин Н. И., 2008].