Лекция 10. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА

Знамя французского позитивизма первым поднял британский социолог Герберт Спенсер. Теоретические взгляды Г. Спенсера, как и О. Конта, формировались под влиянием достижений естественных наук. Но теперь уже не физики, а биологии. Оба они были инженеры, оба стали позитивистами.

Спенсер (Spencer) Герберт (1820–1903) – выдающийся английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии, идеолог социал-дарвинизма, теоретик либеральной политэкономии. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Получив высшее техническое образование, он сначала работал инженером на железной дороге, а затем помощником редактора в журнале "Экономист"

(1848–1853). Все последующие годы он вел жизнь кабинетного ученого. Жил в Лондоне, совершая время от времени поездки в Шотландию и в страны континентальной Европы.

О. Конт, Э. Дюркгейм и Г. Спенсер, ярые позитивисты, выступающие против подмены конкретных научных понятий абстрактными философскими категориями, за ясность и очевидность мышления, как сговорившись, сделали исключение для общества. Общество они рассматривали как особую сущность, не сводимую к сумме составляющих его частей.

Влияние Ч. Дарвина на социологию Г. Спенсера

Британский философ высоко оценил труд своего соотечественника Чарльза Дарвина "Происхождение видов". Позже историки отметили решающее влияние этой книги на Спенсера, поскольку тот построил свое учение в духе проповеди борьбы за существование. Оно так и называется теперь – социальный дарвинизм Спенсера. Для него общество превращается в арену непрерывной и всеобщей борьбы, столкновений, конфликтов между индивидами, социальными группами и классами, целыми народами и странами. Наиболее яркими выразителями идей социал-дарвинизма стали европейские социологи Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, американские – А. Смолл и У. Самнер.

Социологический практикум

Подумайте в связи с этим, а не является ли социальный дарвинизм шагом назад, а не вперед в истории социологии? Ведь он защищает то самое естественное состояние людей, против которого боролись теоретики общественного договора Т. Гоббс и Дж. Локк. Придавая социальным конфликтам статус естественного и неизбежного состояния людей, не оправдывал ли тем самым их социальный дарвинизм?

Не меньшее влияние оказали книги других англичан – экономистов Адама Смита и Томаса Мальтуса, а также утилитаристов, проповедовавших идеи радикального либерализма и индивидуализма. Все это укладывалось в единое русло социального дарвинизма. Основными понятиями социального дарвинизма Г. Спенсера стали "естественный отбор", "выживание сильнейшего", "борьба за существование".

Естественный отбор – процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Выживание сильнейших (англ, survival of thefittest) – афоризм, внедренный Гербертом Спенсером и указанный Дарвином в "Происхождении видов" (1859) как основной фактор теории естественного отбора и эволюции. Другое название – закон джунглей.

Борьба за существование (англ, struggle for existence) – один из движущих факторов эволюции, который проявляет себя в непрерывном соперничестве за ресурсы и редкие блага с целью сохранения жизни и обеспечения существования (либо преимуществ) потомства.

Какой общественный строй – капитализм или социализм – способствуют естественной эволюции человечества и соблюдению трех ее главных факторов? Г. Спенсер, не задумываясь, отвечал – капитализм. Но лишь при том условии, что правительство не вмешивается в ход естественных событий в обществе. Только тогда будут выживать самые приспособленные, а неприспособленные – вымирать. Лишь при капитализме сильнейшие успешно адаптируются, становятся олигархами, бизнес-вумен, элитой. Неудачники выпадают на социальное дно общества (рис. 10.1).

Справка. Элементы социал-дарвинистской теории используются различными консервативными движениями, либертарианцами, сторонниками лессеферизма и милитаризма. В своих крайних проявлениях социал-дарвинизм граничит с евгеникой и расизмом.

Рис. 10.1. В мире, где правит социальный дарвинизм, сильные оказываются всегда наверху

А что социализм? Он противоестественен для человеческой истории, поскольку представляет собой, выражаясь словами Спенсера, "попытку ускорить прогресс человечества с помощью административных мер", а это ведет "лишь к возрождению учреждений, свойственных низшему (т.е. военному) типу общества".

Отсюда логический вывод: капитализм – сфера действия естественного отбора; социализм – сфера действия искусственного отбора.

В эпоху советской власти у нас действительно господствовал военно-промышленный комплекс, и административное вмешательство практически не знало никаких границ. А сегодня? Социализм ушел в прошлое, на смену ему пришел капитализм. Что-нибудь у нас изменилось? Как вы думаете? Прав Спенсер или нет?

Опираясь на исследования Ч. Дарвина, Г. Спенсер предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, какие стадии проходит в своем развитии общество, а на том, почему происходят социальные изменения в обществе, как возникают противоречия и конфликты.

Социологический практикум

Наверняка вы сталкивались с понятием "пищевая цепочка" (food chain) оно относится к природному миру. А к обществу оно применимо? Как оно связано с механизмом борьбы за существование и выживанием сильнейших? А с социальной иерархией и "порядком клюва"?

Глубоко изучив биологическую эволюцию и социальную историю, Спенсер установил главные сходства общества и биологического организма (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Сравнительные характеристики общества и организма

Сходство общества и организма

Различие общества и организма

По мере своего развития оба они увеличиваются в размерах и объеме

Способность чувствовать и мыслить у живого организма локализована, а в обществе распределена повсюду

По мере биологической эволюции и социального прогресса усложняется структура того и другого

В организме все элементы зависимы и неразрывны, в общество они дискретны и самостоятельны

По мере их развития происходит дифференциация структуры и функций

Степень дифференциации функций в организме ниже, чем в обществе

Дифференциация структуры и функций сопровождается усилением взаимодействия составных элементов

В организме элементы существуют ради целого, в обществе, наоборот, целое существует ради благополучия своих элементов

Два процесса отвечают за развитие общества и организма – дифференциации и специализации. Дифференциация общественного развития выражает себя, в частности, в социальном расслоении и рождении новых организаций, усложнении разделения труда. Логика дифференциации ведет к разнообразию и усложнению структур, специализация – к совершенствованию отдельной части, функции, элемента.

Надежным гарантом социального порядка служит интеграция людей – их сближение, взаимное тяготение. Фундаментом социальной интеграции выступает принцип соразмерности получаемых выгод и оказываемых услуг: сколько отдал – столько и получил. Г. Спенсер описал четыре типа кооперации:

1) гомогенная, когда одинаковые усилия прилагаются ради достижения одинаковых и одновременных целей;

2) частично гомогенная, где одинаковые усилия соединяются для достижения одинаковых, но разновременных целей;

3) частично гетерогенная, когда неодинаковые усилия прикладывают ради достижения одинаковых целей;

4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия задействованы для достижения неодинаковых целей.

Животные приспосабливаются к окружающей среде – дружественной или враждебной – стихийно, в силу своих инстинктов. И общество вынуждено поступать так же. Но адаптация к окружению (географической среде, климату, флоре и фауне, биоресурсам и полезным ископаемым, наконец, к социально-экономическим условиям) у общества происходит сознательно и целеустремленно. Общество само направляет свое развитие в сторону милитаризма, промышленного процветания, демократических свобод или абсолютной монархии.

Социологический практикум

Напишите развернутый репортаж о том, как проявляют себя в современном обществе (либо в истории человечества) основные механизмы социального дарвинизма:

• естественный отбор;

• выживание сильнейшего;

• борьба за существование.