Социальный аудит: сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ, виды

Существенным качественным сдвигом в глобальном экономическом мышлении на переломе XX–XXI вв. стало осознание того, что человеческие ресурсы являются решающими среди основных факторов производства, а инвестиции в человеческий капитал – наиболее эффективными. Очевидно, что социальная функция предприятий современного типа все в большей степени начинает обусловливать его экономическую функцию – достижение устойчивости и конкурентоспособности.

Социальный аудит – это способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений на различных уровнях (корпоративном, муниципальном, отраслевом, региональном, национальном), позволяющий выявить потенциальные угрозы ухудшения социального климата, вскрыть резервы развития человеческих ресурсов. Более того, результаты аудиторского обследования – хорошая предметная база для диалога социальных партнеров, который является единственной альтернативой конфронтации.

Иными словами, социальный аудит – инструмент регулирования социоэкономических отношений посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса.

Суть социального аудита это диагностика проблемных ситуаций, возникающих па предприятии, в отрасли или в регионе, а также оценка их важности, поиск путей их разрешения и формирование конкретных рекомендаций для заинтересованных сторон. Другими словами, социальный аудит – это анализ факторов социальных рисков и выработка предложений по снижению их воздействия.

Основная цель социального аудита – оценка результатов работы по реализации планов, соглашений и договоров, направленных на повышение эффективности трудовой деятельности, снижение текучести кадров, повышение удовлетворенности условиями труда и социальной жизнью работников и т.п.

Объект социального аудита – социоэкономические отношения в области разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.

Предмет социального аудита – достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования путем анализа существующей нормативно-правовой документации, а также используя данные полевых исследований, опросов, интервью, мониторинга, статистических данных.

Инициатор или заказчик проведения социального аудита – практически все участники социоэкономических отношений.

На современном этапе и в соответствии с практическим опытом социальный аудит можно классифицировать следующим образом (табл. 19).

Таблица 19

Классификация социального аудита

1

В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится

– в целом по стране (на уровне национального хозяйства)

– в отраслях

– в регионах

– в организациях, на предприятиях

2

По роли социального аудита в управлении социоэкономическими процессами

- внутренний социальный аудит (составная часть управленческого учета, обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства)

внешний социальный аудит (проводится агентствами социального аудита, составная часть социоэкономической отчетности, обеспечивает соответствующей информацией не только руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства, но и внешних пользователей, в том числе социальных партнеров)

3

По периодичности проведения

– перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона

– оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки

– текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период

4

По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится

– совместно с руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом

– руководством предприятий, отраслей, регионов, национального хозяйства профсоюзами предприятий, отраслей.

– регионов, национального хозяйства

– бизнес-сообществом, предпринимателями

– агентствами социального аудита по поручению руководства, профсоюзов, бизнес-сообществ

5

По содержанию и полноте изучаемых вопросов

– полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства

– локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли, региона, отдельных регионов национального хозяйства

– тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы

6

По функциональному содержанию выполняемых процедур

– социальный аудит соответствия, когда оценивается соответствие практических действий, реализуемых на объекте социального аудита, определенным эталонам – нормам, правилам, планам и предписаниям

– социальный аудит эффективности – изучение не только достигнутых результатов, но и всего спектра процедур, посредством которого они были достигнуты; происходит оценка соответствия методов внутреннего управления объекта социального аудита его целям и возможности их совершенствования

– стратегический социальный аудит – выявление степени согласования социоэкономической политики с целями объекта социального аудита его глобальной и социальной стратегиями, а также установление степени связи социоэкономической политики со спецификой предприятия, отрасли, региона и внешними условиями

7

По обязательности

– обязательный

– добровольный

Можно сделать вывод, что социальный аудит стал довольно устойчивой системой, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения и анализа нефинансовой отчетности.

Разработка, конструирование любой социальной технологии, в том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов:

– теоретический: определение цели, объекта технологизации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей;

– методологический: выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации;

– процедурный: организация практической деятельности по разработке социальных технологий.

Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социоэкономических показателей конкретных предприятий, отрасли или региона с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить воздействие на результаты деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации.

В качестве эталонов достижения социоэкономических показателей могут выступать:

– лучшие результаты, достигнутые самим объектом социального аудита в прошлые периоды времени;

– плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.);

– нормативные уровни показателей;

– средние или лучшие результаты: для предприятия – у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли в других отраслях и в стране; для региона – в других регионах и в стране;

– оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность;

– соответствующие нормы Международной организации труда;

– подтверждение соответствия социоэкономических показателей действующему законодательству РФ.

Проведение подобного сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить динамику того или иного социоэкономичсского показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой показателей, определить влияние на те или иные социоэкономические процессы, происходящие на объекте социального аудита, а в конечном итоге, оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита.

Эта оценка является базовой в системе и последовательности дальнейших возможных аналитических процедур социального аудита:

– рассмотрение каждого социоэкономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона;

– выявление факторов, повлиявших на величину конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора;

– прогнозирование необходимых величин социоэкономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин;

– выявление взаимозависимости показателей социоэкономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона;

– обоснование гипотез развития социоэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона при соответствующем изменении условий их деятельности.

Технология проведения социального аудита, вне зависимости от используемых методов, имеет логическую систему последовательности действий и состоит из следующих шагов.

Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах должен использоваться внешний аудит.

Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например, при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявлении причин недовольства сотрудников и пр.

Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.

При непосредственном проведении социального аудита основными этапами деятельности социального аудитора являются:

– знакомство с поставленной задачей (задачами);

– определение границ своих действий;

– изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов;

– составление вопросников и анкет;

– подготовка детализированной рабочей программы;

– реализация работы;

– составление отчета.

Такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из нескольких человек с привлечением по отдельным проблемам необходимых специалистов.

Социальный аудитор должен начать проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия, отрасли или региона, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов, если таковые имеются. Сравнение, как уже отмечалось, может быть проведено с лучшими достижениями, имеющимися у других предприятий, регионов, в целом по стране. Особое внимание при этом уделяется нефинансовой и социальной отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, результатам анкетирования, опроса, а также расходам на ОГЛАВЛЕНИЕ персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п.

Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей социального аудита в каждом конкретном случае. Например:

– занятость (ее уровень, природа предложенного труда, обеспечение стабильности состава работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, гендерная политика, занятость женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников);

– оплата и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды, динамика и структура, нижний уровень заработной платы и т.д.);

– безопасность и улучшение условий труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов);

– профессиональное обучение (объем, виды, ОГЛАВЛЕНИЕ, продолжительность, стоимость);

– состояние экологии и т.п.

После анализа социальной политики на изучаемом объекте социального аудита формулируются его сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз.

Диагностика позволяет выявить принципиальные источники социальных рисков, связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; зоны социальных издержек.

Перед началом обследования социальный аудитор должен четко зафиксировать для себя три основных отправных момента:

– убедиться в том, что существует реальность создания равновесия между выгодой заказчика социального аудита и надеждами работников;

– оценить возможность использования получаемых результатов для проведения в жизнь главных целей в области социальной политики;

– определить тип социального аудита и объекты изучения.

Поэтому важно правильно классифицировать социальный аудит.

В зависимости от вида социального аудита, уровня его проведения, того или иного этапа социального аудита возможно применение различных методов.

Методы социального аудита – это совокупность приемов, подходов, способов изучения социоэкономических процессов в их динамике и статике. Характерными особенностями методов социального аудита являются:

– использование системы социоэкономических показателей;

– изучение причин изменения этих социоэкономических показателей;

– выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Зарубежный социальный аудит опирается в значительной мере на правовые нормы, зафиксированные в ряде универсальных международных договоров, закрепляющих основные социально-экономические нрава: Устав Организации Объединенных Наций (1945), Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Заключительный акт Совещания но безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др.

Французский опыт социального аудита. На рубеже веков вопросами социального аудита активно начала заниматься французская общественность, и до сих нор они остаются актуальными для нее. Отличительной особенностью французского опыта в социальном аудите стала неразрывная связь с практикой социальной ответственности бизнеса, социально ответственных инвестиций в рамках концепции устойчивого развития. По мнению различных экспертов, во Франции рынок профессионального социального аудита (и в большинстве западноевропейских стран) находится на начальном этапе своего формирования, так как очень мало специализированных агентств и кабинетов по социальному аудиту. Известными агентствами по социальному аудиту являются: французское Vigeo, американское Innovest и швейцарское SAM.

Хотя социальный аудит в настоящее время обрел популярность и весьма востребован, тем не менее фирмы социального аудита остаются небольшими в сравнении с агентствами финансового мониторинга. На практике это объясняется тем, что предприятиям, желающим получить доступ к финансовым рынкам, необходимо в обязательном порядке получить соответствующую оценку их финансового рейтинга. В то же время никаких обязательных оценок по критериям социальным или экологическим пока не требуется.

Несмотря на разговоры о важности учета социальных и экологических показателей при инвестировании, в реальности во Франции доля социально-ответственных инвестиций в общем объеме инвестиций остается крайне малой – не более 1%! (В США, для сравнения, этот показатель равен 10%.)

В отличие от информации для социального инвестирования, большим спросом пользуется оценка показателей управляемости компаний, которую проводят агентства по социальному аудиту. К этому сегменту информации проявляют большой интерес и традиционные финансовые агентства, составляя нешуточную конкуренцию "социальным аудиторам".

Американский опыт социального аудита. Американская система управления на уровне хозяйствующих субъектов имеет особое значение, так как надо признать, что менеджмент как наука и искусство зародился в начале XX в. в США, а Фредерик Тейлор считается общепризнанным отцом "научного управления". Но нас в первую очередь интересуют национальные особенности системы управления, и прежде всего управление социально-экономическими отношениями, которые сложились под воздействием специфики американской цивилизации.

Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом, имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии. При этом американцы, с одной стороны, активно воздействовали на мировые интеграционные процессы, с другой – сами были подвержены внешнему влиянию других национальных культур.

Историческая эволюция социального аудита в США свидетельствует о многообразии его форм и определенной закономерности их развития. Аудиторское обследование начиналось с наиболее простой его формы – социального рейтинга. Затем произошел переход к социальной отчетности. Еще позже социальная отчетность стала опираться на социальные стандарты. При всем многообразии форм социального аудита он тем не менее обусловлен ростом корпоративной социальной ответственности.

Основной особенностью американской модели социальной ответственности является слабое государственное регулирование этой сферы. Правительство, заинтересованное в усилении системы социального обеспечения, перекладывает решение части социальных проблем на местный уровень, на некоммерческий сектор и бизнес. Местная власть, лишившись поддержки на государственном уровне, вынуждена искать союз с бизнесом для решения социальных проблем, поэтому социально-ответственное поведение компаний воспринимается в США практически как категорический императив. Основные характеристики американской модели корпоративной социальной ответственности:

– узко-сфокусированная (narrow focused). Благотворительная деятельность корпорации ориентируется на определенную сферу: молодежь, образование, экологию и т.д.;

– "деловая" (business otiented). Социальная ответственность используется для укрепления имиджа, лояльности сотрудников, укрепления связей с потребителями и внутри коллектива. Социальные программы разрабатываются и осуществляются совместными усилиями подразделений корпорации, связанных с маркетингом, человеческими ресурсами, продажами, внешними связями;

– ориентированная на местное сообщество (community oriented). Направлена на укрепление статуса компании в территориальной общине, где она действует;

– партнерская (partnership forming) с другими компаниями, "чужими" акционерами, некоммерческими организациями, лидерами местного сообщества, местным правительством;

– "экономная" (Cost Effective), ожидающая измеримую отдачу от каждого вложения, в том числе за счет контроля за деятельностью некоммерческих организаций, получающих помощь;

– комплексная (integrative). В разработке и осуществлении социальных программ взаимодействуют разные отделы корпорации, сами программы становятся "сквозными" и затрагивают все сферы деятельности фирмы. Проводя социально-ориентированную экономическую политику в своей территориальной общине, корпорация использует комбинацию различных форм социальной вовлеченности;

– волонтерская (volonteering). Поощряет волонтерскую активность сотрудников, включая первых лиц, связанную в частности с перечислением собственных средств на благотворительные программы. Возможно использование личного и или рабочего времени сотрудников на осуществление волонтерских проектов.

Цивилизационные и исторические особенности, специфика государственного устройства, система социальных отношений и менталитета – все это во многом определило характерные черты американской модели социального аудита.

Протестантская этика, экономический рационализм до сих пор пронизывают всю систему социальных отношений, в том числе и социальный аудит.

Но такое повое явление, как растущая корпоративная социальная ответственность, безусловно, является концептуальной основой социального аудита и привела к его развитию: сначала в форме социальных рейтингов, затем – социальной отчетности и, наконец, социальной сертификации, т.е. к социальному аудиту, опирающемуся па социальные стандарты.

Современное развитие социального аудита обусловлено двумя группами факторов. Первая из них определяется стремлением использовать социальный аудит в целях получения экономической выгоды. Эта особенность придает американской модели социального аудита сугубо прагматический характер. Действительно, социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6–12 раз за период от шести месяцев до трех лет. Прежде всего, социальный аудит улучшает имидж фирмы. "Хорошая" репутация дает компаниям конкурентоспособное преимущество, особенно когда другие конкурентные факторы подобно качеству продукта или услуги и цены равны. Практика также показала, что социальный аудит – инструмент, который помогает менеджерам лучше понять и прогнозировать потребности стейкхолдеров. Этот инструмент обеспечивает существенную информацию об интересах, потребностях и ожиданиях стейкхолдеров, облегчая взаимозависимость, которая существует между бизнесом и его стейкхолдерами, поощряя взаимность, т.е. обеспечивает двустороннее развитие.

Социальный аудит способен придать большую эффективность менеджменту. Он интегрируется с существующими системами управления, и благодаря этому менеджеры, ответственные за ежедневное принятие решений, могут более эффективно управлять инновациями и реинженирингом.

Социальный аудит используется как технология контроля стратегических целей компании. В процессе социального аудита стратегия компании становится более осознаваемой и выявляются рассогласования тактики и стратегии.

Вторая группа факторов связана с общественным давлением на корпорации. Общество заинтересовано в повышении прозрачности деятельности корпорации. Социальный аудит, предпринятый добровольно или в результате внешнего заказа, предполагает более высокий уровень точности оценок и информации, получаемых в ходе аудита. Внешне осуществляемый социальный аудит может повышать доверие к компании, устраняя циничные заявления о том, что "Социальный аудит – не более чем заказной пиар". Тем самым социальный аудит повышает доверие общества к аудируемой организации, которая демонстрирует идентичность своих рыночных позиций с той миссией, ценностями, которые компания установила для себя в качестве корпоративных.

Наконец, у американской модели социального аудита есть еще одно важное обстоятельство. Это отношения между государством и корпорациями с точки зрения их социальной ответственности. США, как государство субсидиарное, снимает с себя основную часть социальных расходов, перекладывая их на плечи корпораций и просто граждан. Уже одно это обстоятельство значительно повышает социальную ответственность частного бизнеса. А так как социальный аудит основан в США на социальной ответственности, то он и ограничен в основном корпоративными рамками. Иными словами, социальный аудит практикуется на микроуровне отдельного хозяйствующего субъекта и не используется на макроуровне.

Немецкий опыт социального аудита. Становление немецкой модели социального аудита совпало с развитием теории социального государства, в соответствии с которой Германия должна стать демократическим и социальным федеративным государством, обеспечивающим справедливость и социальную защищенность гражданам. Это положение в 1949 г. было закреплено Основным законом (Конституцией) ФРГ.

В настоящее время социальный аудит в Германии направлен на осуществление двух основных задач: оказание помощи работодателям в исследовании социальной составляющей производственных процессов и анализе соблюдения на уровне предприятий социально-трудовых прав работников.

Развитие социального аудита в ФРГ за последние годы показывает большую заинтересованность в его проведении как со стороны работодателей, так и работников. Более того, он всячески поддерживается федеральными и земельными властями. Уже практически сформировалось мнение об использовании социального аудита для анализа и оценки социальной сферы не только на предприятиях и организациях, но и непосредственно в регионах или муниципалитетах (коммунах), поскольку предотвращение социальных конфликтов является в ФРГ одним из основных направлений общенациональной политики.

Таким образом, цивилизационные основы и особенности исторического и экономического развития Германии, характерные черты национального менталитета оказали и продолжают оказывать значительное влияние на формирование немецкой модели социального аудита.

Выделим наиболее характерные черты этой модели.

1. Такие исторически сложившиеся черты немецкого характера, как дисциплинированность, стремление навести строгий порядок, аккуратность, экономическая расчетливость, пунктуальность во времени и др., и сейчас пронизывают всю систему социальных отношений.

2. Немецкая модель социального аудита формируется в условиях социального рыночного хозяйства, концептуальной основой которого являются традиционные идеи социал-демократии, христианского социального учения (как протестантской этики, так и социальной доктрины католиков), теории государства благосостояния.

3. На социальную политику государства в большей степени, чем в других европейских странах, оказывают влияние нормативные акты Европейского союза. Одновременно правовая основа ЕС во многом ориентируется на социальные стандарты ФРГ.

4. В социальной сфере современной ФРГ до сих пор не ликвидированы полностью последствия послевоенного раскола страны: социальные условия существенно отличаются в западных и восточных землях страны.

5. Очень важной и характерной чертой немецкой модели социального менеджмента является реализация на деле принципа производственной демократии: участие представителей наемных работников в экономическом совете предприятия, их привлечение к управлению и расширению прибыли.

6. Одной из важных особенностей немецкого социального аудита является то, что в нем широко используется сравнительный анализ социальных показателей аудируемого предприятия в сравнении с аналогичными показателями на уровне региона и отрасли. Тем самым социальный аудит позволяет определить конкурентную способность предприятия как важнейшего условия решения социальных проблем.

7. Немецкие конкурентоспособные предприятия выделяют значительные средства для создания комплексов социальной сферы: баз отдыха, больниц и поликлиник, спортивных сооружений, детских садов и т.п.

8. В ФРГ в сравнении с другими европейскими странами более успешно решается такая сложнейшая социальная проблема, как трудовая миграция. Эффективная государственная политика в этом плане объясняется прежде всего строгими правовыми методами, направленными против нелегальной миграции.

9. В социальной сфере Германии широко развита благотворительная деятельность. Особенностью немецкой благотворительной деятельности является то, что она не ограничивается финансовыми пожертвованиями. Большое место в ней принадлежит личному участию граждан в общественных работах, по уходу за больными и инвалидами, в художественной самодеятельности и т.п.

Только в 2007 г. общий объем благотворительной деятельности оценивали около 2,5 млрд евро.

Японский опыт социального аудита. Будучи в XIX в. еще аграрной страной, не обладая практически никакими природными ресурсами, Япония в течение XX в. резко вырвалась вперед, превышая по темпам экономического роста многие ведущие страны Европы и оказывая огромное влияние на мировое развитие.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период исторического развития в Японии сложились определенные методы труда и поведения, соответствующие специфическим чертам национального характера.

Можно констатировать, что для японского социального аудита ведущими характерными чертами являются:

А. Социальный аудит получил наибольшее развитие в сфере окружающей среды и трудовых отношений. В то же время права человека в сравнении с другими предметами аудиторского обследования занимают значительно более скромное место.

Б. В разработке социальных стандартов решающую роль играет государство, а более конкретно – правительство. Если говорить о государственной инспекции трудовых отношений, то ее можно характеризовать как своеобразную форму "государственного социального аудита".

В. К процессу разработки социальных стандартов широко привлекаются профсоюзы трудящихся и представители науки и общественности.

Существенные различия между системами социальных отношений в Японии, с одной стороны, и с другой – в США и странах ЕС, можно видеть в табл. 20.

Таблица 20

Сравнительный анализ особенностей и характерных черт систем социальных отношений на Западе (США, Европа) и в Японии

Критерии

США, Европа

Япония

Этнические особенности

Плюроэтническое общество

Моноэтническая нация замкнутого типа

Религиозный фактор

Монотеизм, преимущественное влияние христианства (католицизма и протестантизма)

Политеизм, влияние буддизма, синтоизма, конфуцианства

Воспитание цивилизационных ценностей

Культивирование идеи личной выгоды, индивидуального успеха, самостоятельности, боязни наказания

Культивирование идеи взаимопомощи, коллективизма, долга и благодарности, чувства стыда

Индивидуальные

ценности

Приоритет личных интересов, интересов семьи. Любовь, семья, удовольствия как основные ценности. Постоянное стремление к повышению своего материального состояния

Приоритет общественных интересов. Усердие, исполнение долга – как основные ценности. Постоянное стремление к духовному самосовершенствованию

Общественные ценности

Государство находится на службе каждого гражданина.

Каждый гражданин – это органическая клеточка государства.

Предприятие – это место работы

Предприятие – это "дом", "семья", коллектив

Характерные

национальные

черты

Прагматизм, индивидуальный эгоизм, уважение закона, целеустремленность

Трудолюбие, упорство, долготерпение, вежливость и деликатность, коллективизм

Отношение к труду

Труд – это необходимость, которая дает средства к существованию

Труд – это долг, который позволяет постоянно самосовершенствоваться

Философия

фирмы

Основная цель – получение прибыли

Основная цель – развитие предприятия. Приоритет интересов клиента

Ключевой принцип организации

Экономически эффективный проект предприятия

Предприятие – большая "семья"

Основные требования к менеджменту

Профессионализм, инициативность, выполнение взятых обязательств

Умение работать с людьми, социальная коммуникабельность, умение адаптироваться к системе социального патернализма

Процесс принятия решений

Все решения принимаются соответствующим руководством, директивный характер указаний "сверху вниз"

Проведение всестороннего (на всех уровнях) обсуждения проекта решения, движение информации "снизу вверх"

Стиль

управления

Преимущественно

авторитарный

Преимущественно сопричастный

Отношение между работниками

Уважение иерархического статуса, конкуренция между сотрудниками

Широкий круг общения, ценится готовность к сотрудничеству, преимущественно неформальные отношения

Метод найма и кадровая политика

Найм работников через сеть университетов, школ бизнеса и приглашение работников из других фирм. Индивидуальная оценка и аттестация работников, оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов

Система "пожизненного найма", мобильность внутри компании, переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме

Способ разрешения конфликтов

На основе законодательства и решений арбитражных комиссий

На основе корпоративной этики не выходя за рамки предприятия

Российский опыт социального аудита. Особенности российской модели социального аудита обусловлены многими факторами, в том числе: историческими традициями, национальным менталитетом, спецификой социоэкономических отношений, а именно:

– государство воспринимается россиянами как главенствующий орган и верховный арбитр в управлении общественными отношениями;

– важная роль в формировании социальных сообществ отводится коммунитаризму;

– приверженность россиян принципу социальной справедливости;

– неуважение к частной собственности и законам;

– общее благо как основная цель социальной деятельности и альтернатива личной выгоде;

– традиции благотворительности и меценатства российского и др.

Принципиально важной особенностью российской модели является то, что социальный аудит рассматривается как инструмент системы социального партнерства. Включенность российского социального аудита в систему социального партнерства значительно расширяет круг заказчиков обследования социоэкономических отношений.

Стратегическая направленность также характерна для российской модели социального аудита (за рубежом преимущественно используется в оперативном и тактическом социальном менеджменте). В России же стратегический характер социального аудита во многом определяется возможностью его использования на более высоких уровнях (федеральном, региональном, отраслевом и др.), а также – относительно более длительным периодом формирования нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом и обществом.

Рассматривая российскую практику и перспективы развития, заинтересованность в социальном аудите разных сторон способствует тем явлениям, которые отражены в табл. 21.

Таблица 21

Для региона

– выявить потенциальные угрозы и риски обострения социальных отношений, основные причины их возникновения

– выявить нарушения норм законодательства в сфере социальных отношений, несоответствие социальной ситуации правовым и этическим нормам

– определить пути минимизации социальных рисков, достижения социального консенсуса па основе принятия согласованных мер по развитию человеческого фактора социально- экономического развития

оценить в сопоставлении социальные стороны деятельности отдельных предприятий

– выявить несоответствия заявленных целей предприятий практике в названной сфере

– добиться финансово-экономической отдачи от социально ответственного поведения

– увеличить репутационный капитал предприятия для инвестиций и персонала

– проанализировать стратегический эффект

от активной и ответственной социальной практики власти, бизнеса и профсоюзов

Для руководства предприятия и бизнес- сообщества

– использовать информацию как всего комплекса социального аудита, так и отдельных его элементов: кадровый аудит, аудит управления персоналом, подготовки и переподготовки кадров, формирование общего корпоративного интереса, формирования оптимального баланса интересов участников производственного процесса

Для органов власти

– получить более широкую и объективную

информацию о социальных отношениях в различных отраслях экономики (на предприятиях – для регионального и местного уровня), чем приводимые данные официальной статистики, документы политических партий, заявления руководителей вскрыть латентные формы социальной напряженности и своевременно принять необходимые меры

– эффективнее регулировать социальные отношения через механизмы социального партнерства

– более объективно проводить конкурсы по социальной тематике на основе критериев социального аудита

– аргументировано привлекать бизнес к участию в финансировании социальных проектов, в том числе по охране окружающей среды

– использовать результаты объективного аудиторского обследования в борьбе с теневыми формами организации трудовой деятельности

Для профсоюзов

– позволит эффективнее защищать работника в диалоге с работодателем, используя результаты независимого анализа коллективных договоров и их исполнения, соответствия корпоративной этики общепринятым этическим и правовым нормам, информированности работников о стратегических целях и текущем положении дел предприятия, обоснованности взаимных требований работников и работодателей друг к другу

Впервые в России в 2008 г. была проведена процедура социального аудита на ОАО "Череповецкий азот" в Вологодской области. Целью исследования стало изучение существующих рисков в сфере социальных отношений на предприятии, путях их минимизации, а также изучение отдельных явлений, воспринимаемых персоналом в качестве нарушений законодательных и этических норм и создающих существенные препятствия формированию позитивного имиджа руководства компании в глазах сотрудников. Задачами исследования стали: выявление степени лояльности трудового коллектива по отношению к руководству; выявление уровня информированности трудового коллектива о перспективах развития завода и текущих делах на предприятии; оценка качества социально-бытовых условий на предприятии; выявление факторов, влияющих на текучесть кадров. Для решения этих задач использовались индикаторы по следующим параметрам:

– отношения собственности на предприятии;

– ОГЛАВЛЕНИЕ труда;

– нормативы труда;

– условия труда и охрана труда;

– организация и оплата труда;

– существующие программы повышения квалификации

– и профессионального роста;

– трудовые споры и технологии их разрешения;

– социальные программы предприятия (программы жилищного строительства и работы с молодыми кадрами; системы медицинского и пенсионного страхования; система охраны здоровья и рекреационных возможностей);

– экологические программы предприятия;

– кадровая ситуация;

– гендерное неравенство;

– информационная политика предприятия;

– перспективы развития предприятия.

Итоговые индикаторы были сведены в 5 групп:

1) индикаторы оценки образа руководства работниками или персоналом;

2) индикаторы оценки работниками ряда аспектов информационной политики, осуществляемой на предприятии;

3) индикаторы оценки персоналом существующей системы организации и оплаты труда, системы социальных гарантий;

4) индикаторы оценки персоналом кадровой ситуации на предприятии;

5) индикаторы гендерного неравенства.

Опыт проведения исследования показал востребованность именно такого набора параметров и индикаторов. Между тем подобные исследования могут служить примером эффективного использования фрагментов информации для получения лишь частичной картины социальной ситуации. Полная картина могла бы быть получена при внедрении в России стандартизированных методик социального аудита, что предполагает: во-первых, разработку критериев оценки ситуации на предприятии, территории, во-вторых, разработку стандартов социальной ответственности как на предприятии, так и на территории.

Реализация концепции социального аудита в долгосрочной перспективе позволит оптимизировать процессы управления, принятия административно-управленческих решений на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Таким образом, в России существует объективная основа непосредственной заинтересованности в социальном аудите прежде всего самого бизнес-сообщества и представляющих его организаций. Привлечение к социальному аудиту институтов гражданского общества позволяет государству выступать не в качестве контролера, а преимущественно как координатора социоэкономических отношений и тем самым придавать более гибкий характер системе регулирования отношений в социальной сфере.

Социальный аудит в России имеет возможность стать эффективным инструментом социального партнерства, позволяющим осуществлять диалог между заинтересованными сторонами на основе достоверных результатов добровольного, независимого и объективного аудиторского обследования, имеющего целью достижение консенсуса в регулировании социоэкономических отношений.

Как любое новшество, социальный аудит вызывает неоднозначную оценку. Однако не вызывает сомнения тот факт, что в сильно усложнившемся и нестабильном мире все социально-экономические факторы осознают необходимость нового мышления, основанного на идее устойчивого развития, важнейшим компонентом которого является "социальное измерение". Социальный аудит, даже с учетом его дальнейшего совершенствования, конечно, не решит современных социальных и экологических бед. Однако его по праву можно рассматривать как своеобразную социальную инновацию, способную со временем трансформироваться в действенный механизм регулирования социально-экономических процессов в условиях глобализации.