Лекция 14. СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В западной социальной психологии и социологии для обозначения социальных установок используется термин "аттитюд", который переводится на русский язык как "социальная установка", или употребляется без перевода как "аттитюд". Изучение аттитюдов представляет собой одну из самых разработанных областей социальной психологии. Необходимо отметить, что в английском языке существует еще обозначение для термина "установка" – "set", но это другая линия исследований, близкая по смыслу пониманию установки в школе Д. Н. Узнадзе.

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются следующие периоды:

20-40-с гг. XX в. – первый период бурного роста популярности проблемы и числа исследований. У. Томас и Ф. Знанецкий в 1918 г. впервые ввели в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда. Под аттитюдом они понимали "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта", или как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности". В определении раскрыты основные признаки аттитюда: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность отношений и поведения, эмоциональный компонент и регулятивная роль.

В дальнейшем развернулись дискуссии о содержании понятия и способах измерения социальной установки (Г. Оллпорт, Д. Хартман, Л. Терстоун, Р. Лайкерт и др.). Наиболее цитируемым стало определение аттитюда, данное

Г. Олпортом в 1935 г.: "Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан".

40-50-е гг. XX в. – второй период снижения интереса к исследованиям по данной проблематике в связи с возникшими затруднениями. В рамках "мультикомпонентного взгляда на аттитюд" (М. Смит, Д. Креч и Р. Крачфилд) изучались структурные составляющие социальной установки. В ней было выделено три компонента: когнитивный (знания об объекте установки), аффективный (эмоциональная оценка объекта), конативный (поведенческий) компонент (целенаправленные действия по отношению к объекту).

50-60-е гг. XX в. – третий период возрождения интереса к проблеме, возникновение новых идей, но и признание кризисного состояния исследований. Изучаются проблемы изменения социальных установок (функциональные теории, убеждающая коммуникация К. Ховланда), условий и механизмов изменения аттитюда (теории когнитивного соответствия), связи ее различных компонентов между собой, совершенствуются методы измерения аттитюдов. Представители функциональной теории выделили и обосновали основные функции аттитюда.

70-е гг. XX в. – четвертый период застоя связан с множеством противоречивых и несопоставимых фактов по проблеме аттитюда. Разработка "мини-теорий", предназначенных для объяснения накопленного эмпирического материала.

80-90-е гг. XX в. – пятый период изучения аттитюдных систем, проблем изменения аттитюдов (когнитивные модели убеждающей коммуникации Р. Пети, Дж. Качоппо, Ш. Чейкен), роли социальных установок в обработке поступающей информации, взаимосвязи аттитюдов и поведения (Э. Аронсон, Р. Фазио, Д. Майерс и др.).

В отечественной психологии проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Смысл, который Д. Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, отличался от принятого в зарубежной психологии. По его мнению, установка представляет собой не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Возникновение установки обусловлено как объектом, так и субъектом, установка возникает:

1) как реакция на определенную ситуацию;

2) как результат удовлетворения определенной потребности.

Перед осуществлением любой деятельности, считает Д. Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, даже если этот процесс им и не осознается. Целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией, Д. Н. Узнадзе назвал установкой.

Установка, по его мнению, является первичным свойством организма, самой примитивной, бессознательной реакцией на внешние раздражения. Предположив, что должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики, Д. Н. Узнадзе ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации.

На уровне установки поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. На уровне объективации деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер, поскольку человек в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

В отечественной психологии концепции и понятия, которые в некоторой степени близки к идее социальной установки, возникли в рамках изучения других психологических проблем и отражают только отдельные свойства социальной установки. Это категория отношений в концепции В. Н. Мясищева, которая понималась им как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. По Мясищеву, система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Понятие личностного смысла в теории А. Н. Леонтьева раскрывает личностную значимость предмета, действия или события, оказавшегося в поле действия ведущего мотива и определяющего направление ожидаемого поведения или деятельности личности. Личностные смыслы производим от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции. Перемена социальной позиции человека влечет переосмысление его отношений к действительности, в некоторых случаях может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов и проявиться в "потере себя" и утрате смысла существования.

Направленность личности в работах Л. И. Божович рассматривается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению и отдельным объектам социальной среды. Эти позиции могут быть различными в отношении к многообразным ситуациям и объектам, но в них можно констатировать доминирующую тенденцию, которая позволяет определенным образом прогнозировать поведение по отношению к новым ситуациям и объектам. Направленность личности также может быть рассмотрена в качестве предиспозиции, как предрасположенность личности действовать определенным образом, включающая в себя всю сферу ее жизнедеятельности, все самые сложные социальные объекты и ситуации.

Функции аттитюда. В работах М. Смита, Д. Брунера и Р. Уайта был намечен подход к проблеме функций аттитюда. Исследователи выявили следующие функции, которые выполняет социальная установка:

1) функция оценки объекта, выполняемая аттитюдом, задает "готовые" оценочные категории и позволяет субъекту оценивать с его помощью поступающую информацию соотносить ее со своими мотивами, целями, ценностями и интересами:

2) функция социального приспособления – аттитюд помогает субъекту оценить, как другие люди относятся к социальному объекту и направляет его к тем объектам, которые служат достижению поставленных целей. Социальная установка опосредует межличностные отношения: аттитюд может выступать как средство сохранения отношения человека с другими людьми, либо как средство разрыва этих отношений;

3) экстернализация (функция воплощения) связана с существованием у человека внутренних проблем и противоречий и является "выразителем" глубинных мотивов человека.

Д. Кац, интегрируя представления, разработанные в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии и когнитивизме, обосновал установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет, и выделил четыре функции.

Инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей, помогает человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми.

Эгозащитная функция – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от получения неприятной информации о самом себе и о значимых для него социальных объектах.

Функция выражения ценностей (функция ценности, самореализации) – аттитюд выступает как средство самоопределения, освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности в отношении к социальным объектам, организации своего поведения.

Функция организации знаний – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту, позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает направление интерпретации событий.

Таким образом, социальные установки в процессе социального познания позволяют людям организовывать свои представления об окружающем мире и способах поведения по отношению к конкретным объектам или ситуациям, в процессе регуляции социального поведения помогают человеку самоопределяться, ориентироваться в изменяющихся условиях социального мира, выполняют функции эгозащиты и выражения ценностей.