Социальные революции и реформы.

Социальный прогресс и регресс

Понятие "социальные изменения" лишено оценочной составляющей, оно является нейтральным по отношению к направленности процесса и не отражает его результатов.

В отличие от него в основании категории "социальное развитие" заложен оценочный компонент. Процесс социального развития заключается в том, что в течение определенного промежутка времени в социальном объекте накапливаются изменения, идущие в определенном направлении, результатом чего становится его новое качественное состояние.

Характеризуя понятие "социальное развитие" социологи выделяют три его основные черты: необратимость (т.е. постоянство накопления количественных и качественных изменений), направленность (линия, показывающая направление, по которому протекают изменения), закономерность (необходимость осуществления изменений)[1].

Проблемы исследования процессов социального развития были в центре внимания социологической науки с самого начала ее формирования.

В XVIII–XIX вв. теория социального развития формируется в рамках социально-философской парадигмы. Мыслители этого времени (О. Конт, Г. Спенсер) рассматривали развитие как линейный однонаправленный процесс, ведущий человеческое общество к некоему идеальному, совершенному состоянию, одинаковому для всех. Согласно концепции социальной динамики О. Конта социальное развитие представляло собой трехстадийный эволюционный процесс, результатом которого должна была стать позитивная фаза развития, основанная на господстве научного взгляда на общество.

Еще одним вариантом социального развития, имеющим также однонаправленный характер, можно считать концепцию диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, основанную на идее последовательной смены общественно-исторических формаций (от первобытно-общинного строя к коммунизму), рассматриваемой как результат количественного накопления изменений, приводящий к новому качественному состоянию. Основой развития общества при этом считались, прежде всего, экономические факторы.

Однако анализ исторического развития показывает, что линейная схема нс всегда подходит к объяснению процессов, происходящих в социальных системах, поэтому социальные изменения могут приобретать и нелинейный характер.

Нелинейность социальных изменений может проявляться в том, что при определенных условиях поступательная цепь изменений может поменять свое направление, иногда достаточно неожиданно, при этом далеко не всегда результатом таких изменений может быть прогресс. Кроме того, иногда складывается возможность альтернативных вариантов социального развития, и выбор альтернативы имеет часто субъективный характер. Поэтому далеко не всегда череда последовательных событий может иметь предсказуемые последствия.

Следствием дальнейшего становления социологической науки стало формирование собственно социологического подхода к категории "социальное развитие", который, прежде всего, обращает свое внимание на его критерии и показатели. Социальное развитие может рассматриваться на макросоциологическом и микросоциологическом уровнях, что влияет на выбор объекта исследования и соответственно требует использования определенных методов исследования. Особенность социологического подхода к исследованию социального объекта заключается также и в обращении социологов к эмпирическим данным.

В рамках теоретической социологии особое внимание уделяется критериям социального развития. Социальное развитие рассматривается как:

1) усложнение структуры социального объекта;

2) усложнение или изменение функций социального объекта;

3) повышение эффективности и результативности деятельности социальных институтов.

Социальные изменения могут осуществляться в нескольких формах.

К эволюционным социальным изменениям относится постепенное количественное накопление каких-либо новых свойств и элементов, влекущее за собой в итоге качественно новое состояние всей социальной системы.

Социально организуемые изменения, проводимые "сверху" властными структурами, получили название социальных реформ. Реформы направлены на преобразование тех или иных сторон социальной жизни, социальных институтов или всей социальной системы в целом, как правило, не предполагая разрушения ее основ. Примером таких реформ можно считать реформы Петра I, реформы Александра II и, прежде всего, отмену крепостного права в 1861 г., экономические реформы в Советской России в 1920-е гг. и т.д.

Революционные социальные изменения наоборот предполагают быстрые, кардинальные изменения, влекущие за собой изменение всей социальной системы. Как правило, революционные преобразования – это преобразования "снизу", чаще всего происходящие насильственным путем.

Наиболее последовательно концепция революционных социальных изменений была обоснована в трудах К. Маркса и его последователей. Согласно марксизму переход от одной общественно-исторической формации к другой происходит через социальную революцию, наступающую, когда нарушается соответствие производственных отношений уровню развития производительных сил. В зависимости от преследуемых целей выделяются несколько видов социальных революций: буржуазные, целью которых является установление капиталистических общественных отношений (Английская революция XVII в., Великая французская революция конца XVIII в.); социалистические, направленные на ликвидацию классовой эксплуатации и связанные с установлением общественной собственности на средства производства (Октябрьская революция 1917 г. в России) и национально-освободительные, главной задачей которых является освобождение от колониальной зависимости и формирование национального государства (освободительные революции в странах Африки и Азии в процессе деколонизации в XX в.).

Сочетание идей линейного и нелинейного развития, эволюционных и революционных изменений можно обнаружить в концепциях циклических социальных изменений. Циклы представляют собой совокупность процессов, явлений, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение определенного промежутка времени. Однако циклические изменения не являются в чистом виде круговым процессом, поскольку конечная фаза цикла повторяет первоначальную, но на качественно новом уровне. Цикличность проявляется в различных сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и др.

В XIX в. получает распространение циклический подход и к интерпретации истории. Данный подход нашел отражение в цивилизационных концепциях общественно-исторического развития. В рамках философии эта теория разрабатывалась российским мыслителем Н. Я. Данилевским, зарубежными исследователями О. Шпенглером и А. Тойнби. В соответствии с ней любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждая цивилизация, не являясь совершенной или универсальной, вносит свой собственный вклад в развитие человечества.

В социологии теорию циклических изменений развил итальянский ученый В. Паретто, рассматривавший исторический процесс как последовательную смену, или циркуляцию, элит. Свою теорию "социокультурной динамики", в основе которой лежит идея циклического изменения социокультурной суперсистемы, предлагал и П. А. Сорокин. При этом, по мнению социолога, каждый новый цикл представляет собой не полное повторение предшествующего, а скорее новое воплощение его основополагающих принципов.

Близкими к циклическим теориям социальной динамики являются волновые концепции, поскольку в основе и тех и других лежат колебательные процессы. Наиболее интересным вариантом волновых теорий развития общества в социологической пауке стала теория "длинных волн" М. Д. Кондратьева. Согласно данной концепции, развитие общества напрямую зависит от чередования восходящих и нисходящих волн экономической конъюнктуры (длина периода 48–55 лет).

Как уже было отмечено выше, одним из предметов социологического исследования в рамках теорий социальной динамики является оценка результатов социального развития. В данном контексте ключевым понятием является социальный прогресс. Идея социального прогресса носит оценочный характер, отражая ценностные предпочтения социума.

Под социальным прогрессом в социологической науке понимаются такие изменения, которые оцениваются обществом позитивно и приводят к более совершенному социальному устройству и улучшению качества жизни человека. Соответственно социальные изменения, которые отдаляют человечество от данных целей, называют социальным регрессом.

Следует обратить внимание на субъективный и относительный характер понятий прогресса и регресса, поскольку одни и те же изменения в разные исторические периоды могут получать различную оценку со стороны разных социальных групп.

В социологической науке сложилось несколько подходов к проблеме социального прогресса.

Сторонники эволюционного однонаправленного линейного развития доказывали неизбежность прогрессивных изменений в обществе. Уже мыслители XVIII в. (А. Кондорсе, О. Конт) своей главной задачей ставили поиск законов прогресса и эволюции. Представители классической социологической мысли К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер при всем различии подходов к определению критериев и факторов прогресса развивали идею закономерного развития общества. Увеличение адаптивной способности общества в качестве главного критерия социального прогресса в рамках концепции неоэволюционизма определял Т. Парсонс. Идея социального прогресса поддерживалась в теориях индустриального и постиндустриального общества[2].

Однако далеко не все исследователи разделяли идею социального прогресса. Концепции нелинейного социального развития, обосновывая возможность многовариантности и непредсказуемости результатов социальных изменений, заставили усомниться в существовании объективных законов развития общества. Отсутствует идея прогресса также в циклических и цивилизационных концепциях.

Расходятся социологи и в оценке критериев общественного развития. Так, немецкий социолог Фердинанд Теннис утверждал, что переход общества от традиционного, локального к современному, индустриальному и урбанизированному не улучшил, а, наоборот, ухудшил условия жизни людей, лишив их личностных, человеческих отношений.

Потрясения XX в. поколебали уверенность в неизбежность прогресса. Революции и мировые войны, этнополитические конфликты, экономические кризисы, гонка вооружений, появление глобальных проблем, представляющих угрозу для самого существования человечества, порождают скептические настроения по отношению к судьбам современной цивилизации. Еще больше они укрепляются к концу XX в. Будущее представляется все более непрогнозируемым и вызывает больше опасений, нежели надежд.

Наиболее ярко эти идеи прослеживаются в теориях постмодернизма (М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари, Р. Рорти и другие), которые представляют исторический процесс как поток случайных событий, лишенных единой цели, в котором теряются различия между добром и злом, прогрессом и регрессом[3].

Вместе с тем это не означает полного отрицания возможности социального прогресса. Большинство представителей философской и социальной мысли соглашаются с тем, что прогрессивными могут считаться изменения, отражающие интересы большинства людей, а главным критерием оценки изменений служит их гуманистическая направленность, т.е. утверждение в обществе общечеловеческих ценностей, реализация прав и свобод человека.