Социальные и протестные движения

Конфликтное поведение или борьба за перераспределение экономических выгод (социальных благ) проявляет себя через групповое давление, принимающее формы прямых акций (забастовки), выдвижения политических требовании (превентивная стачка) либо мобилизации общественного мнения в поддержку той или иной стороны. Массовое недовольство – исходная точка конфликта, а групповой негативизм – его следствие. И то и другое может проявляться в социальном протесте – массовом несогласии с существующим порядком вещей. Протест определяется как форма "нетрадиционного" политического поведения. В большинстве случаев протестное поведение оказывается не столь продолжительным и включает такие формы, как демонстрации, всеобщие забастовки, уличные столкновения и прочие действия, связанные с нарушением общественного порядка (рис. 10.6). Изучая протестное движение, социологи пытаются ответить на вопросы: встречают ли те или иные формы протестных действий поддержку среди населения и в какой мере люди сами готовы принять в них участие? Какова динамика и масштабы протестного движения, меняются ли формы поведения и ценностные ориентации его сторонников?

В ходе эмпирических исследований отечественным социологам удалось выяснить масштабы, динамику и накал протестного движений в России конца XX в. Еще в 1989 г., согласно данным ВЦИОМ, ни о каком массовом протесте речи не шло. За каких-то два-три года ситуация в стране резко изменилась. Массовое недовольство и массовый протест в России стали очевидным свидетельством недовольства населения экономической политикой правительства. Уже летом 1991 г. громадное большинство (88% опрошенных) соглашается с тем, что люди "устали от политики": сложился

Рис. 10.6. Протестная акция

устойчивый фон недоверия но отношению к институтам и носителям власти[1]. С тех пор социологические опросы обнаруживают постоянное снижение протестных настроений (мониторинговые показатели возможности массовых выступлений и готовности населения участвовать в них).

Протест – это форма политической активности, с помощью которой люди непосредственно выражают свои мнения, требования, недовольство. В современной социологической литературе к причинам или источникам протеста относят[2]:

1) конфликт между социальными группами;

2) социальное самочувствие населения;

3) социальную напряженность;

4) динамику социальных ожиданий населения.

Одним из центральных элементов во многих объяснительных моделях конфликтов и сопряженных с ними протестных действий выступает депривация – субъективное чувство недовольства по отношению к своему настоящему.

В отличие от сопротивления, пассивного способа выражения своего несогласия, протест – активная форма защиты своих интересов от посягательства извне. Среди форм организованного протеста выделяют:

открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

К формам открытого активного протеста относят демонстрацию – временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то. Демонстрация требует предварительного планирования и подготовки: реклама в газетах, официальное разрешение властей, изготовление транспарантов, распределение ролей, выбор маршрута движения и ораторов. Демонстрации способны вызвать необратимые изменения в обществе. В частности, массовые демонстрации в России, организованные левыми силами, привели к двум революциям – Февральской и Октябрьской (1917).

Перестройка середины 1980-х гг. вызвала волну демонстраций в разных городах СССР. Хотя в них принимало участие менее 1% населения, демонстрации левых сил (одноразовое участие от 200 до 700 гыс. человек) оказались очень эффективными: распалась советская держава, с исторической сцены ушла КПСС, социалистический строй сменился капиталистическим, развалилась международная социалистическая система.

Демонстрации нередко начинаются с митингов, а заканчиваются всеобщей забастовкой или восстанием.

В 1956 г. в Будапеште систематически проводились студенческие митинги и демонстрации, на которых все громче звучали протесты против существовавших порядков. Студенты требовали вывода советских войск, проведения свободных выборов, отмены цензуры, освобождения политзаключенных, введения многопартийной системы, смещения сталинистов с ключевых государственных постов, реформы сельского хозяйства, подвергнутого насильственной коллективизации. К студентам вскоре присоединились вооруженные рабочие. Началась всеобщая стачка. После этого СССР ввел свои войска в Будапешт и подавил народное восстание.

Протестные движения входят в более широкий класс явлений, называемых социальными движениями.

Социальные (общественные) движения – это инициативные действия больших социальных групп, организованные по сетевому принципу, имеющие защитный или протестный характер; организованные коллективные усилия, способствующие или препятствующие социальным переменам. Они могут быть направлены на изменение социальных институтов и существующей системы стратификации, например женское движение, движение за гражданские права. Их своеобразие заключается в заявительном характере репрезентации своего мнения.

Движения можно отнести к категории субъектов, называемых коллективными акторами. Им присущи слаженные действия, наличие общей цели, организация усилий сторонников движения в заданном направлении, разработка стратегии и тактики действий, подготовка пропагандистской литературы, выступлений по телевидению и в СМИ, нагрудная символика, плакаты и другие формы наглядной агитации. Некоторые движения, к примеру, за гражданские права, движение зеленых и феминизм, имеют множество рабочих групп, разбросанных по разным городам и даже странам. Они координируются в международном масштабе. Многие политические партии начинали свою историю как общественные движения. Основой для солидарного выступления служит чувство несправедливости или потребность в справедливости. Социальный активизм сплачивает массы людей, несмотря на половозрастную, политическую, профессиональную, религиозную или классовую принадлежность. Ядром движения выступают харизматические лидеры и группы активистов, которыми руководит чувство протеста и недовольства, связанное с конкретными проблемами: ограничение избирательных прав, повышение цен, загрязнение окружающей среды, строительство атомной станции, повышение квартплаты, монетизация льгот, низкая заработная плата или неудачный опыт общения с чиновниками, правоохранительными органами.

В движениях принимают участие в основном две категории людей: маргинализованные слои и индивиды с повышенным уровнем притязаний. Большинство людей участвуют в общественных движениях непрямо. Они вносят свой вклад тем, что симпатизируют тому или иному движению и поддерживают его программу, не участвуя напрямую в каких-либо формальных организациях, возглавляющих социальное движение. Формальные организации, такие как Фонд мира, претворяют абстрактные цели и идеалы движения в практику конкретных действий – организацию велопробегов, сбора подписей, митингов и манифестаций, финансирования, презентаций, рекламы в прессе. Согласно Б. Кландермансу один из мотивов участия в движении – расчет на получение части коллективных благ, на которые нельзя рассчитывать при индивидуальных действиях.

Социологи XIX в. рассматривали движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений, которые должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи считают, что движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Таково движение антиглобалистов, которое объединило прокоммунистически и социалистически настроенную молодежь, выступающую против богатства, социального неравенства и несправедливости. Оно состоит более чем из тысячи мелких молодежных, прежде всего студенческих, группировок, в основном левацкого толка, хотя среди них есть и рабочие, экологи и даже симпатизирующие "левым" верующие – христиане и мусульмане.

В соответствии с целями, которые преследуются, обнаружены следующие типы движений:

реформаторские – выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы;

регрессивные – выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам;

утопические – выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества;

революционные – подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов;

оппозиционные – выступают с критикой существующего строя или характера проводимых в обществе реформ.

Выделяют также экологические, городские, аграрные, рабочие, протестные, радикальные, прогрессивные, феминист-

ские, молодежные, культурные ("проекты"), патриотические, фундаменталистские, националистические, национально-освободительные, религиозные, альтернативные, консервативные, демократические, гражданские, правозащитные, пацифистские движения.

Французский социолог Ален Турен подразделяет движения на общественные (рабочее и женское), социокультурные и социоисторические. В свою очередь, Энтони Гидденс выделил четыре типа движений: демократические, рабочие, экологические и движение за мир.

Различают движения традиционные, существующие многие годы и даже десятилетия, и новые, возникшие в последнее время. Движения феминисток и зеленых относятся к первому типу, движение обманутых пайщиков – ко второму.

Традиционные движения характеризуются такими признаками, как: наличие собственной идеологии, признанных лидеров; отлаженная организация и структура, четко налаженная система коммуникации, пропаганды своих идей в СМИ; наличие своего лобби и т.д.

В новых движениях участвует преимущественно молодое поколение из среднего класса с высоким уровнем образования. В большинстве новых движений нет четко организованной структуры и иерархии, отсутствует система контроля над действиями лидера. Они носят не институциональный, а сетевой характер. Новым движениям не хватает денежных средств, у них, как правило, нет мощного информационного ресурса. Часть проблем решается ими с помощью волонтеров.

Социальные движения как форма сетевой организации отличаются следующими принципами: децентрализация, преимущественно горизонтальная и/или функциональная кооперация участников; подвижность, изменчивость форм и конфигураций; легкость и быстрота создания и распада структур; открытость сети для "входа" и "выхода"; общедоступность ресурсов сети (прежде всего информационных); равноправие участников независимо от их роли, масштаба и др.

По своему масштабу движения могут быть глобальными, национальными, региональными, локальными (местными). Некоторые движения носят организованный характер и служат источником революций и религиозных реформаций.

В XIX в. одним из массовых общественных движений в России являлось "хождение в народ". Оно было организовано народниками революционерами, выступавшими за самобытный путь России к социализму на основе крестьянской общины.

В общем и целом социальные движения считаются признаком зрелости гражданского общества либо активно идущего процесса демократизации.

Согласно М. Веберу движение в процессе своего развития проходит четыре стадии: беспокойства, возбуждения, формализации и институционализации. На завершающей стадии харизматические лидеры становятся бюрократами и борются против врагов внутри движения, требующих изменений, возвращения к потерянным целям. Возникает новая правящая элита. Движение формируется на подготовленной почве общественного мнения и, в свою очередь, по мере развития, влияет на него, используя СМИ и пропаганду. Непосредственным импульсом, или поводом, служит конфликт, стычка, слух, угроза, эмоциональное негодование. Причиной выступает объективно существующее общественное противоречие, осознаваемое как проблемная ситуация. Для ее разрешения, собственно, и формируется движение, участники которого разочаровались в иных средствах. Причиной возникновения движения могут служить препятствия и барьеры в распределении ресурсов, умаление или ограничение прав и т.п. Как только цели движения достигнуты, его участники утрачивают к нему интерес и переходят к другим делам.

Реакция общественности и властей может быть поддерживающей, равнодушной, противодействующей. Исследования показывают: если широкая публика воспринимает движение как подлинный протест, шансы его поддержки повышаются. Шансы снижаются, если на участников движения смотрят лишь как на группу нарушителей порядка. Умеренное противостояние властей необходимо для поддержания боевого духа участников движения, однако слишком жестокое противодействие властей может уничтожить движение или вытеснить его в подполье. Равнодушие общественности или властей вынуждает лидеров движения пересмотреть его цели или методы, сделать их более радикальными.

Против движений используется две тактики:

• репрессии – заключение в тюрьму, депортация, использование армии, измор;

кооптация – прием сторонников движения в лидерские структуры. Когда лидеры гражданского движения становятся сторонниками президента, это расценивается как прекращение движения и достижение поставленных целей, общественность больше не поддерживает их.

Большинство движений сопровождается контрдвижениями, цель которых – защита статус-кво. Движение эмигрантов вызывает контрдвижение местного населения; молодежные движения усиливают сопротивление лиц старшего возраста.