Лекция 13. Социальные проблемы замещающей семьи и пути решения

В результате изучения главы 13 студент должен:

знать

• теоретические и практические этапы системного подхода к созданию замещающей семьи;

уметь

• анализировать основные положения теории привязанности;

• формулировать основные проблемы и принципы замещающей семьи для классификации основных форм замещающей семьи;

• профессионально анализировать и разрешать практические психологические задачи в системе социальной защиты населения, в учреждениях реабилитации и образования, в социальной сфере в целом;

владеть

• навыками в области методического сопровождения замещающей семьи.

Основные проблемы защиты детства

Российская система защиты детства переживает период активной модернизации. Улучшение положения детей признается одной из основных стратегических задач государства. Построение современной системы защиты детства в России – сложный и многогранный процесс, требующий межведомственного и междисциплинарного подхода. Сегодня в него вовлечены законодательные и исполнительные органы власти, государственные учреждения, российские общественные институты, международные организации, научное сообщество. Они занимаются разными аспектами проблемы, предлагают новые подходы, но едва ли не в один голос говорят о том, что "центр тяжести" новой системы защиты детства должен приходиться на профилактику кризисных ситуаций.

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в ст. 54 СК РФ.

По данным Росстата в стране около 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе:

– в условиях институционализации – около 144 тыс. детей;

– под опекой и попечительством – более 330 тыс. детей;

– в приемной семье – более 55 тыс. детей;

– на усыновлении – свыше 140 тыс. детей;

– на других формах – свыше 5 тыс. детей[1].

Динамика социального сиротства.

С 1993 по 2011 г. число случаев лишения / ограничения родительских прав увеличилось в 3,3 раза. Только в 2008 г. 5154 российских гражданина были ограничены в родительских правах, 63 096 – лишены родительских прав, из них 11545 – в связи с жестоким обращением с детьми. В результате лишились родительского попечения 81357 детей. Из них дети старше семи лет составляют 60%, что свидетельствует о позднем выявлении детского и семейного неблагополучия.

Основные причины социального сиротства:

– массовое обнищание и дезорганизация жизни семей, материальные и жилищные трудности родителей в условиях экономической нестабильности;

– исключение из систем социальной безопасности;

– нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев родителей.

Исследования отечественных психологов (М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Е. О. Смирнова, Η. Н. Толстых) показали, что ребенок, воспитанный в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, имеет низкую самооценку, с трудом осознает свою идентичность. Он не имеет представления о положительной модели семьи и коллектива. Недостатки общественного воспитания в детских домах влекут искажения личности ребенка:

– неправильная организация общения взрослых с детьми (отсутствие выбора, жесткая регламентация жизни, поведения, отсутствие личного пространства);

– дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым;

– высокая частота сменяемости взрослых с несовпадающими требованиями к поведению детей;

– групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий;

– гиперопека в деятельности: пошаговое планирование и санкционирование их поведения; в итоге положительное отношение взрослого ребенок должен заслужить выполнением его требований, примерным поведением, хорошими отметками;

– недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей;

– недостатки программ воспитания и обучения, которые не компенсируют дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

– бедность конкретно-чувственного опыта детей, обусловленная чрезмерной суженностью окружающей их среды;

– постоянное нахождение детей в условиях коллектива.

Обеднение среды, как показали результаты исследований, приводит к сенсорной депривации, уменьшение коммуникаций с окружающими – к социальной депривации, уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом – к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации. Во всех отечественных исследованиях описывается особый тип личности, характерный для ребенка из детского дома. А. М. Прихожан указывает на недоразвитие внутренних механизмов активного, инициативного и свободного поведения, преобладание зависимого, реактивного поведения детей из сиротских учреждений. Недоразвитие механизмов саморегуляции компенсируется формированием различного рода "защитных реакций". Так, вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо становления произвольности поведения – ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справиться с трудной ситуацией – тенденция к излишне бурному эмоциональному реагированию, обиде.

В. С. Мухина и другие исследователи выделяют два симптомокомплекса у младших школьников, воспитывающихся в детских домах, – тревога и враждебность по отношению к взрослому. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного, конструктивного разрешения конфликта, что проявляется в агрессии, неумении признать свою вину, стремлении переложить всю ответственность на окружающих. Дефицит общения приводит к тому, что у ребенка закрепляется негативная агрессивная позиция по отношению к другим людям, что распространяется и на родных братьев и сестер. Дети практически не имеют родственной привязанности к собственным братьям и сестрам и в процессе общения оказываются неспособными устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения с другими людьми.

С. Л. Левин сформулировал следующие типичные черты личности выпускника интерната:

– отчужденность от мира взрослых;

– негативизм, сформированный в ситуации психологического насилия в учебе;

– неспособность к планированию своей работы и жизни в целом;

– инфантилизм и неразвитое индивидуальное сознание – равнодушие к себе и своей судьбе;

– неразвитый социальный интеллект.

Важнейшим этапом становления личности является

формирование идентичности – системы представлений о себе, о мире и о себе в мире. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей – тех жизненных ориентиров, которые, благодаря свой значимости и эмоциональной насыщенности, создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели в процессе содержательного, доверительного общения ребенка со значимым для него взрослым.

Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни; у воспитанников сиротских учреждений не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как конформность, ведомость, что делает этих детей легкой добычей криминальных структур.