Социальные практики работы с пожилыми людьми

Среди современных технологий социальной работы с пожилыми людьми можно выделить самопомощь и взаимопомощь.

Практика свидетельствует, что группы самопомощи и взаимопомощи — небольшие (5—7 человек). Они объединяют живущих поблизости и имеющих периодические контакты людей. Такие группы нередко возникают спонтанно, чаще их организует один из наиболее активных среди будущих членов, иногда социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Таким образом, группу взаимной помощи будем определять как небольшую, привязанную к определенному месту группу, члены которой имеют общие проблемы (потребности), которые они сообща решают, удовлетворяют, помогая друг другу.

Свое внимание группы взаимопомощи сосредотачивают на различных областях жизни. Некоторые из них стремятся пробудить общественный интерес к проблемам их членов, пытаясь добиться изменения отношения к ним в обществе. Семьи инвалидов образуют нередко группы с целью обеспечения поддержки друг друга. Например, люди с ограниченными возможностями должны иметь реальное право на общение. Но далеко не во всех странах оно закреплено в законодательстве и осуществляется с помощью так называемых служащих для общения. Служащий для общения — это друг приблизительно того же возраста, что и инвалид, разделяющий его интересы. Он должен быть в состоянии дать совет в любой ситуации, помочь провести досуг. Этот вид деятельности осуществляется служащими в свободное время и оплачивается муниципалитетом. За решение этой задачи берутся в таком случае группы взаимопомощи.

Те сферы жизни, где пожилые люди охотно создают группы взаимопомощи, можно приблизительно обозначить следующим образом: кризисная ситуация или горе; состояние здоровья, инвалидность, общение, самореализация и др. Большинство групп действуют в нескольких направлениях. Ими могут быть терапевтическое и образовательное, исследовательское, социальное. Существует такая группа до тех пор, пока ее члены контролируют ее ресурсы, активно участвуют в осуществлении программ, опирающихся на ее силы.

Группы взаимопомощи обладают рядом особенностей, отличающих их от социальных служб, а также терапевтических групп, функционирующих на базе этих служб (например, группы пенсионеров, занимающихся с психотерапевтом, социальным работником в центре дневного пребывания) социальной организации.

Группа взаимопомощи может возникать на базе социальной организации и во взаимодействии с ней. И тогда она выступает в качестве одной из неформальных групп, обладая всеми качествами последних: спонтанность возникновения, добровольность членства, свобода выхода из группы и т.д. Таким образом, группы взаимопомощи пожилых людей -это не явление, возникающее само но себе, а только во взаимодействии с социальными службами (другое дело — способы взаимодействия), в сопоставлении с ними, на их фоне. Это положение имеет принципиальное методологическое значение.

Социальная служба в определенной мере определяет и специфику отношений, плотность контакта внутри группы взаимопомощи. Дефицит общения, испытываемый клиентами социальной службы, определяет специфику деятельности групп взаимопомощи пожилых людей, которые нередко так и называются — группы общения.

Таким образом, воздействие социальной службы на группу взаимопомощи оказывается в разных направлениях. Иногда группа полностью вписывается в социальную службу, накладывается на ее формальную структуру как одна из форм работы, иногда функционирует на альтернативных началах.

В свою очередь, группы взаимопомощи пожилых людей воздействуют на деятельность официальных структур, стимулируя или тормозя их развитие. При определенных условиях не социальные службы обеспечивают своевременную адресную поддержку нуждающимся, а группы взаимопомощи в силу того, что именно они обладают более гибкой структурой, сами по себе оказываются проще и доступнее. Эти группы объединяют тех, кто помогает, и тех, кому помогают. В них могут зародиться более совершенные технологии помощи, воздействия на социальное окружение пожилых людей. Иногда в процессе своего развития группа взаимопомощи официально оформляет программу своей деятельности, принимает устав, регистрируется в виде общественной организации. Так было с "Седыми пантерами" в США, так было с "Ветеранами СНГ". Последняя организация выросла (сравнительно недавно) на базе группы, которая боролась за соблюдение прав пожилых, людей в бывшем СССР, разработанных международными организациями и принятых в СНГ, но недоступных многим в силу дефицита информации, не говоря уже о сложившейся в ряде стран практике отношения к законности и порядку.

В организации взаимопомощи реализуются различные функции групп. Их члены: 1) получают рекомендации, как преодолевать возникающие затруднения; 2) в случае необходимости получают материальную помощь; 3) чувствуют к себе внимание и поддержку. Эта помощь имеет особый смысл, так как исходит от людей, переживших подобные же затруднения. Помогающий и тот, кому помогают, становятся равными хотя бы в том, что перед ними стоят одинаковые проблемы. Обнаружив, что казавшиеся им исключительными обстоятельства выпадают и на долю других, люди больше не чувствуют себя одинокими в борьбе с этими обстоятельствами.

Помощь, оказываемая группами, может принимать различные формы, в том числе обмена опытом между отдельными лицами, взаимной критики, общеобразовательных семинаров — нерегулярных или постоянных, по конкретной проблеме, общей для всех членов группы. У некоторых групп есть свои "горячие линии", например, некоторые группы предлагают немедленную помощь овдовевшим людям сразу после похорон.

На становление и развитие взаимопомощи пожилых людей прямое или косвенное влияние оказали следующие факторы:

• постепенный уход государства из социальной сферы, сбрасывание его социальных функций на региональный уровень, принять которые полностью местные власти не готовы, свертывание ряда социальных программ; социальная роль объекта помощи, отводимая в этих программах пожилым людям;

• осознание практиками социальной работы связи взаимопомощи и государственной поддержки пожилых, влияния первой на эффективность социальной политики государства в целом;

• наличие в практике социальной работы проблем старения, решение которых с помощью имеющегося арсенала социальных технологий не представляется возможным;

• постоянный рост затрат на социальную терапию и реабилитацию при прежнем уровне состояния здоровья пожилых;

• противоречивые результаты традиционных методов вмешательства: специалисты социальной работы могут даже мешать независимости индивида привычными способами профессионального вмешательства;

• фактическое неравенство пожилых в возможностях и качестве терапии.

Рост внимания пожилых к проблеме самореализации, обусловленный распространением идей социальной ответственности, привел к неприятию ситуации, когда имеющиеся ресурсы помощи не доходят до наиболее нуждающихся.

Взаимопомощь — это добровольное взаимодействие пожилых людей, имеющих общие потребности и проблемы, встречающихся время от времени в целях оказания поддержки, обмена информацией о действиях и ресурсах, которые могут быть полезны для решения проблем. В этих взаимодействиях обычно участвуют специалисты социальной работы, в отличие от самопомощи, и происходит это взаимодействие, как правило, на территории социальных служб или общественных организаций.

Существенным моментом в концептуальном плане является интерес социальных служб к самопомощи старшего поколения. Отражение обязанности содействия взаимопомощи в должностных обязанностях специалиста социальной работы, разведение понятий "самопомощь" и "взаимопомощь" и наполнение новым смыслом последнего из них означают признание мобилизующей и терапевтической силы взаимопомощи.

Участие специалиста социальной работы предполагает определение взаимопомощи как предупреждения и изменения трудной жизненной ситуации, как способа решения проблем людей, оказавшихся в этой ситуации. Но тогда взаимопомощь — это труд в истинном значении этого слова. Получается, что участие во взаимопомощи — это восстановление или укрепление связей, необходимых для сохранения своего места в обществе занятых. Меняется только ОГЛАВЛЕНИЕ, направленность этого труда: на себя посредством помощи другому в определенном пространстве. Не менее существенным моментом в концептуальном плане является то, что взаимопомощь пожилых людей рассматривается как деятельность. Что касается целей этой деятельности, то, согласно определению взаимопомощи, — это взаимоподдержка (рис. 28.3).

Рис. 28.3. Взаимопомощь как вид социальной поддержки

Значимость разных видов взаимопомощи зависит от многих факторов, в том числе конкретной ситуации. С точки зрения особенностей российского контекста — переходный социум, дефицит официальных ресурсов помощи важной является инструментальная поддержка (материальная помощь, услуги); с точки зрения поддержания субъектность существования, а это главное в силу избранной методологии концепции, — важными являются статусная и информационная поддержка. Эмоциональная поддержка — необходимое условие для принятия и эффективности других видов социальной поддержки. Общение — ведущий вид деятельности в пожилом возрасте. Оно же — существенная характеристика эмоциональной поддержки. Поэтому эмоциональная поддержка в конечном счете — основа взаимопомощи пожилых людей.

ОГЛАВЛЕНИЕ взаимопомощи связано, с одной стороны, с общими проблемами пожилых людей, адаптацией к новому статусу в трансформируемом социуме, с другой — с трудной жизненной ситуацией: горе, инвалидность и т.д. Причем изменения, происходящие в жизни пожилых, как и других людей, настолько велики и постоянны, что трактовка их взаимопомощи как гомогенной и постоянной величины представляется проблематичной. Тем не менее анализ "летописей", ведомых участниками взаимопомощи, интервью с этими участниками, позволяют обозначить роль, отводимую взаимопомощи ее участниками.

Роль специалиста социальной работы в такой группе посредническая. Какие бы процессы пи происходили в группе, социум призван уделять внимание и индивиду, и группе в одно и то же время: помогая индивиду выразить свои мысли и чувства в группе, а группе — выслушать индивида и принять его таким, каков он есть (рис. 28.4). Помимо этого, специалист социальной работы призван обеспечивать связь группы с внешней средой.

Рис. 28.4. Взаимодействие специалиста социальной работы

Разумеется, специалист социальной работы осуществляет в группе множество ролей, но посредничество -главная из них. При этом специалист должен знать, в каких случаях необходимо вмешательство, как взаимодействовать с "трудными" участниками, какие методы способствуют развитию группы.

Например, в процессе становления и развития группы взаимопомощи, когда каждый помогает друг другу разрешать проблемы, можно выделить три этапа: подготовительный, начальный и этап совершения действий.

На подготовительном этапе создается инициативный комитет. Это могут быть два-три пенсионера-активиста или один пожилой человек и один специалист социальной работы, заинтересованные в создании такой группы. Каждый из них берет под свой контроль одно из направлений организационной работы: поиск помещения, организация рекламы, работа с добровольцами и пр. Однако прежде чем предпринять какие-то действия в направлении создания группы взаимопомощи, специалисту рекомендуется сделать несколько предварительных шагов.

Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна группа, кому и для чего она нужна. Какого эффекта ждет социальная служба от группы? Можно ли вместо группы воспользоваться другими формами помощи?

Рекомендуется подумать о возможных трудностях и препятствиях. Организация группы потребует от специалиста затрат времени, сил и средств. В сто жизнь будут вторгаться люди и телефонные звонки. Работа в группе может не понравиться членам семьи специалиста социальной работы. Не менее важно проанализировать преимущества группы: в группе специалист может получить столько помощи, сколько никогда не имел; появится много новых друзей, способных по-настоящему понять другого и разделить его взгляды; группа может принести удовлетворение от появления новых интересов, занятий.

Если сравнение потенциальных проблем и возможных преимуществ, даваемых группой, выявит преобладание преимуществ, то можно сделать следующий шаг: найти несколько единомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Ее нельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по се организации. Если рядом пока нет мотивированных на создание группы людей, то рекомендуется на время отложить свои замыслы.

Это не означает, что о группе придется навсегда забыть. Распространение информации о само- и взаимопомощи, организация мероприятий для пожилых активистов, контакты с общественными организациями ветеранов, другими специалистами способствуют выявлению потенциальных участников взаимопомощи. Если не сидеть сложа руки, рядом обязательно окажутся люди, увлеченные идеей взаимопомощи.

При наборе добровольцев важно руководствоваться следующими принципами:

• быть уверенным в необходимости и значимости создаваемой группы, ее целях и ценностях взаимопомощи;

• использовать непосредственное общение "лицом к лицу", ибо большинство людей становятся добровольцами, потому что их кто-то об этом попросил;

• быть готовым к предоставлению необходимой информации потенциальным участникам группы о возможностях, которые у них могут появиться в связи с вхождением в группу;

• просить, не извиняясь, используя приемы типа: "Я столько слышал о Вашем опыте...", "У меня есть уникальная возможность...";

• демонстрировать интерес к потенциальным добровольцам, даже если человек вначале не ответил на призыв стать добровольцем. Имеет смысл рассказать интересную историю про существующие группы взаимопомощи. Другой прием — задать вопрос ответившему "нет": "Не могли бы Вы посоветовать, к кому можно обратиться с предложением о вхождении в формируемую группу?";

• как можно быстрее связывать "новобранцев" с конкретными делами и людьми; делать все возможное, чтобы вовлечь их в деятельность, пока интерес и энтузиазм высоки; специальные проекты — "крючок" для вовлечения людей в группу;

• не обещать то, что нельзя обеспечить; невыполнение обещания может серьезно повлиять на репутацию.

Даже если у специалиста появился один единомышленник из пожилых активистов, этого на первое время достаточно, если двое-трое — превосходно. Важно дать понять добровольцам, что группы как таковой еще нет, но есть люди, готовые быть вместе, создать такую группу.

Группы взаимопомощи бывают большие и малые. Большие — это общественные организации пожилых людей, в которые перерастают порой малые, после регистрации их в управлении юстиции. Юридическое оформление группы, создание общественной организации дает группе максимальную независимость и широкий спектр прав. Вместе с тем это накладывает много обязанностей. Примеров становления общественной организации из малой группы взаимопомощи немало. Так, в 1990-х гг. в Самарской области возникло четыре такие организации. Среди них — Самарская региональная общественная организация "Труженики тыла и ветераны труда" — к настоящему времени приобрела статус благотворительной организации, акцентируя внимание на развитии досуговой деятельности пожилых людей. Другая, Самарское областное общество ветеранов войны и труда "Дети — фронту", кроме всего прочего, инициировала открытие первого в России памятника детям — несовершеннолетним труженикам периода Великой Отечественной войны, участвуя в сборе средств для него.

Государственная регистрация позволяет организации стать юридическим лицом, т.е. иметь собственное имущество, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.

Если группа взаимопомощи становится юридическим лицом, у нее появляются формальные атрибуты: свидетельство о регистрации, печать, счет в банке. Юридическое лицо обязано: встать на учет в органах статистики, в налоговой инспекции, в государственных внебюджетных фондах; сдавать отчетность в эти организации ежеквартально. Большинство групп взаимопомощи пожилых людей существуют без создания юридического лица. Чтобы собраться вместе и за чашкой чая обсудить волнующие участников группы вопросы, формальных процедур не требуется. Но в таком случае у группы не будет имени, имущества, она не сможет получать гранты или иные виды поддержки.

Вместе с тем способы существования группы, связанные с созданием организации, с трудом сочетаются с психологическими принципами работы группы. Утверждение устава, ведение протокола, появление формальных лидеров могут оказаться излишне бюрократичными для группы. Формальное членство, характерное для общественной организации, нарушает анонимность общения, в которой заинтересованы некоторые участники. Словом, юридическая форма существования группы может быть разной и прежде всего зависит от масштабов деятельности, планов финансового развития.

Группа сохраняет неформальный характер своей деятельности, если ведет относительно замкнутую, неприметную для посторонних жизнь, не занимается поиском пожертвований, не подает заявки на гранты, не обращается к муниципальным и федеральным властям. Если же ей тесно в квартире одного из участников, или она крепко финансово стоит на ногах, или появилось желание заняться написанием заявок на гранты, от своего имени поддерживать связь с СМИ, то у нее, вероятно, достаточно сил для организационного оформления.

Важную роль в развитии общественных форм поддержки пожилых людей призвано сыграть сотрудничество центров социального обслуживания населения с общественными организациями старшего поколения. Осознание данного направления как перспективного привело ряд центров социального обслуживания города к организации смотров-конкурсов на лучшую работу с общественными организациями пожилых людей. Эти смотры рассматриваются как средство включения самих пожилых людей, в том числе не имеющих возможности выходить из дома, в посильную активную деятельность. Смотры-конкурсы предусматривают открытие клубов домашнего общения, деятельность которых будет направлена на обслуживание пожилых людей, прежде всего не имеющих возможности выходить из дома, силами самих пожилых людей — активистов, выявленных социальными работниками, домовыми и уличными комитетами, а также общественными организациями пенсионеров. Планируется включение в состав клуба активистов клубов общения, функционирующих на базе центров общения и здоровья центра социального обслуживания города, студентов вузов города, обучающихся на факультетах социальной работы.

Смотр-конкурс предполагает и открытие клуба "Взаимопомощь", деятельность которого будет направлена на обеспечение лиц старшего поколения посильным трудом. С другой стороны, пенсионеры будут иметь возможность получать бесплатные для них услуги по ремонту телерадио-аппаратуры, бытовой техники и т.п. Победители конкурса, наиболее активные пенсионеры награждаются памятными подарками из спонсорских средств, а также средств, выделенных районными фондами социальной защиты.

В некоторых районах хорошо зарекомендовали себя слеты домовых и уличных комитетов, на которых получает высокую оценку общественная активность пенсионеров с награждением последних. Иначе говоря, наблюдается единство действий центров социального обслуживания и общественных организаций, движения самопомощи пожилых людей в их обслуживании, выявления пенсионеров-активистов.

Среди других современных технологий социальной работы с пожилыми людьми является создание клубов по интересам.

Главной целью клубов пожилых людей является предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительных потребностей, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов. Эти учреждения должны предлагать пожилым людям определенные услуги, помощь, советы и организовать их отдых и развлечения. Для наиболее активных людей они должны быть местом полезной и нужной окружающей деятельности.

В целом, задачей клубов является удовлетворение разных духовных потребностей людей пожилого возраста. Существуют два основных типа клубов пожилых людей: клубы по месту работы, преимущественно при заводах и фабриках, а также территориальные, по месту жительства. Первые организуются для пенсионеров — бывших работников предприятий. В этих клубах встречаются люди, давно знающие друг друга, что способствует созданию особой атмосферы в клубе и дает ощущение сохраняющейся связи с предприятием, уменьшая этим самым у некоторых людей стресс, вызванный внезапным выходом на пенсию.

Преимуществом территориальных клубов является близость места проживания их членов, что способствует более частому присутствию пожилых людей на клубных занятиях. Клубы по месту жительства часто организуются в рамках местных домов культуры, это расширяет возможности дружеских контактов и вместе с тем позволяет принимать участие в интересных художественных мероприятиях, проводящихся в этом доме культуры. Кроме того, подобные клубы могут создаваться в библиотеках, кафе, центрах социального обслуживания населения, а в сельской местности также при администрациях управления. На эффективную реализацию общественных функций клуба влияют многие факторы: оборудование помещения, нормы работы, состав совета правления клубом и т.д.

Эффективность работы клуба зависит также от реализации программы. Кроме того, на его работу оказывает влияние личность руководителя, его квалификация, отношение к делу, методы работы. Деятельность клуба пожилых людей может быть богатой и разнородной. Это зависит в значительной мере также от его членов и особенно от самоуправления.

Помещение, предназначенное для клуба старых людей, лучше всего выполняет свою задачу, когда оно находится недалеко от места проживания его членов. Исследования показывают, что в клуб приходят прежде всего пожилые люди, проживающие па близлежащих улицах. Понятно, что клубное помещение должно находиться на нижнем этаже. Если нельзя избежать лестниц, то они должны быть удобными, оборудованы поручнями, выкрашенными в светлые тона.

Если здание, в котором клуб нанял помещение, окружает территория, пригодная для обработки, то ее можно использовать в интересах любителей садоводства, которые найдут применение своим способностям. В городах на территории вокруг клуба можно поместить лавочки и столы под тентами.

На самочувствие членов клуба оказывают влияние такие факторы, как температура воздуха, сквозняки, шум. Хорошо, когда в клубе тепло, хорошая вентиляция (но без сквозняков), звукопоглощающие стены делают помещение тихим и уютным.

Кроме того, помещение должно быть хорошо освещено, а стены выкрашены в светлые и теплые тона, чти противодействует ощущению холода и способствует созданию приятной атмосферы.

Наблюдения показывают, что большинство действующих клубов используют одно и то же помещение, проводя занятия в разнос время. И лишь немногие клубы располагают несколькими помещениями: для "громких" и "тихих" занятий, специализированные мастерские и т.п. Созданию хорошей атмосферы в клубе служит также оборудование и украшение помещений теми, кто его использует. Совместное изготовление стендов для прессы, полочек, цветов, салфеток, штор делают помещение клуба "вторым домом", как часто называют его пожилые люди.

Основную мебель клуба составляют столы и стулья нормальной высоты. Наиболее частой ошибкой в оборудовании помещений, предназначенных для пожилых людей, является установка низких столиков и мягких кресел, с которых трудно вставать. Наиболее подходят полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженные поручнями. В состав оборудования клуба входят также шкафы для различных материалов, пластинки, книги, проектор, проигрыватель, настольные игры, требуется также стеллаж для книг, журналов, стойка с ежедневной прессой. На практике оказывается, что желательным элементом оборудования клуба является столик па колесах, облегчающий транспортировку посуды и закусок из кухни в клубное помещение.

Желательно оборудовать в клубе небольшую кухню, отделенную от других помещений, чтобы она могла функционировать в часы занятий. Туалеты должны находиться на том же этаже, что и клубное помещение. Особого внимания требует гардеробное помещение; вешалки в нем надо расставить свободно, чтобы иметь удобный доступ к одежде; следует также выделить место для хранения свертков, сумок, покупок. Если условия помещения позволяют, то в клубе надо выделить небольшую комнату, в которой можно было бы побеседовать, выслушать советы, отдохнуть в тишине. Это помещение можно оборудовать кушеткой, а также аптечкой первой помощи.

В зависимости от потребностей, реализуемых форм работы и возможностей помещения рекомендуется организовать специализированные мастерские, снабженные соответствующим оборудованием, приборами, инструментами. Некоторые считают необходимым оборудовать клуб ванной. Поскольку жилищные условия сегодняшних стариков в целом далеки от комфортных (многие пожилые люди проживают в домах застройки, лишенных удобств), клуб должен облегчить и обеспечить старикам удовлетворение элементарных гигиенических потребностей. Можно даже установить стиральные машины.

Учитывая потребности членов клуба, которые необходимо предварительно изучить, образуются и рабочие места для членов клуба и его работников. Для более полного удовлетворения нужд пенсионеров необходимо наладить тесное сотрудничество с различными учреждениями в том микрорайоне, где расположен клуб. Например, можно заказать место в ближайшей прачечной самообслуживания, установить время приема членов клуба в парикмахерскую. Таким образом, располагая даже только одним помещением и небольшим штатом сотрудников, можно работать очень эффективно.

В целом считается, что клубы должны быть доступны только для его членов, а число лиц в клубе должно быть ограничено. Не рекомендуется устраивать очень большие клубы, ибо это затрудняет организацию их работы, нарушает атмосферу интимности и уюта. Практика показывает, что оптимальное количество членов клуба составляет 100—150 человек. Обычно 25% членов клуба не приходят на отдельные встречи. Участие в занятиях бывает различным, в зависимости от содержания и форм клубной работы. Отдельные массовые занятия, например лекции, несложные ручные работы, следует проводить в группах, насчитывающих не более 30 человек, другие занятия требуют меньшего количества народа, например обучение новому виду рукоделия, изучение иностранного языка, занятия в художественной студии и т.п.

Из сказанного выше следует, что размеры групп зависят от характера занятий, а их число — от общего количества членов клуба. Надо помнить, что правильно подобранный численный состав группы определяет эффективность проведения занятий.

При создании клуба рекомендуется включить в состав его организаторов пожилых людей (потенциальных членов клуба), работающих в местных организациях пенсионеров. Фамилии их могут назвать организации местного жилищного самоуправления. Следующую категорию активистов можно найти, давая информацию о создании клуба в местной прессе, радиопередаче и телепрограмме, либо рассылая уведомления но почте, наконец, фамилии еще одной категории людей можно узнать, сотрудничая с местными службами социальной защиты и здравоохранения, Красным Крестом и другими организациями.

Как уже упоминалось, при создании клуба рекомендуется придерживаться принципа постоянного членства. Кроме того, устанавливается нижняя возрастная граница, которая соответствует моменту выхода на пенсию. Вводятся также членские билеты. В литературе по этому вопросу отмечается необходимость внесения членских взносов за участие в клубе. Обязанность оплаты месячных взносов, хотя и минимальных, исключает ощущение, что человек участвует в какой-то благотворительной организации, пробуждает у членов клуба интерес и общую ответственность за собранные деньги, расширяет область принятия решений во всей сфере рационального распоряжения клубным бюджетом.

Кроме упомянутых членских билетов, в некоторых клубах существуют клубные значки. На проект клубного значка объявляется конкурс среди членов клуба. Ношение значков является одним из объединяющих моментов, способствующих усилению интеграции и идентификации с клубной общественностью. Другим важным событием в истории клуба, также способствующим процессу единения, является присвоение клубу названия. Обычай присвоения клубу названий так же стар, как институт клубов. Названия некоторых элитарных клубов даже вошли в историю. Клубы, предназначенные для пожилых людей, также носят названия, выделяющие их среди других. Обычно они отражают принцип объединения, говорят о главных интересах членов клуба, привязываются к традициям района либо бывают шутливыми и веселыми, например клуб "Отдохни минутку".

Частота встреч в клубах различна. Наиболее многочисленны клубы, в которых их члены встречаются один раз в неделю, но частые, ежедневные встречи более желательны. Действуют также клубы, члены которых встречаются один раз в месяц. Частота встреч и их продолжительность зависят от желания членов клуба и возможностей предоставления помещений. Хорошо принять решение по этому вопросу уже в первой фазе организации клуба и последовательно его придерживаться. Частые смены установленных правил, незапланированные занятия других арендаторов помещений, внезапные изменения часов работы клуба создают атмосферу неуверенности, пробуждают чувство обиды и неполноценности, отталкивая людей от участия в клубных занятиях.

Многие руководители клубов, докладывая об удовлетворительной деятельности руководимых ими клубов, утверждали, что успех им обеспечил "первый шаг", первые организационные клубные собрания, к которым обычно старательно готовились. Кроме сердечных приветствий прибывших членов на них говорилось о цели создания клуба, устанавливались сроки встреч, организовывались развлекательные мероприятия, а также угощение собравшихся.

На начальном, организационном этапе необходимо взаимодействие руководства с клубным активом. По мере укрепления структуры организации самоуправление ее членов должно возрастать. Правление клуба, состоящее из 6—7 членов, должно быть избрано тайным голосованием. Перевыборы предлагается проводить ежегодно. Проведение общественного контроля за функционированием клуба облегчает ведение документации, которую некоторые клубы ведут очень подробно. Там можно найти дневники занятий, содержащие списки членов, планы работы, протоколы собраний, отчеты отдельных секций, хроники клуба, финансовую документацию, описания важнейших событий, фотографические и художественные иллюстрации, вырезки из газет, переписку и т.п. Документацию, кроме руководства, ведут отдельные члены правления, а иногда редакционный коллектив, которому поручается ведение хроники, отчетов об отдельных формах занятий, написание статей в прессу и сбор документов, касающихся клуба.

Хороню работающие клубы стараются наладить связи клуба с местной общественностью путем различных форм сотрудничества. Клуб пожилого человека не может быть местом изоляции старых людей. Свою общественную задачу он выполнит тогда, когда будет сотрудничать и создавать возможность завязывания контактов с другими общественными группами, организациями и клубами. Одновременно клуб пожилого человека может стать центром, где решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей в данном обществе.

В реализации функций клуба важную роль играет форма занятий, соответственно спланированная и приспособленная к потребностям пожилых людей. Исследования и ежедневная практика указывают на огромное богатство форм и содержания проводимых занятий.

Наиболее популярной формой занятий является организация просветительских акций в виде сообщений, циклов лекций, курсов, занятий в рамках народного университета, касающихся самых разнообразных областей знаний, культуры и практики. Проводятся встречи с интересными людьми, рекомендуется также коллективное и индивидуальное чтение книг и журналов.

В рамках культурной и художественной деятельности организуются различные кружки по интересам: художественные секции (для людей, увлекающихся живописью, скульптурой, рисунком), драматические (для любителей театра, кукольного театра), организуются кружки любителей театра (для посещения театров, дискуссий, встреч с актерами), существуют также вокально-музыкальные кружки, в рамках которых функционируют хоры и инструментальные ансамбли, украшающие своей деятельностью встречи и торжественные клубные мероприятия, а также популяризующие среди членов клуба песенные традиции. Специальное внимание в клубах пожилых людей уделяется двигательной рекреации. Особой популярностью пользуются автобусные экскурсии по интересным местам, оздоровительные экскурсии под лозунгом "поездки за здоровьем" с неутомительными развлечениями. Необходима популяризация пеших прогулок, пикников и т.п. В рамках двигательной рекреации, так необходимой каждому человеку, а особенно старым людям, организуются подвижные игры и развлечения, популярны танцы, лечебная и профилактическая гимнастика.

Старые люди охотно участвуют в разных формах занятий, связанных с отдыхом и развлечениями. К ним относятся настольные игры, разгадывание кроссвордов, слушание радио, просмотры телепередач, чтение журналов, книг (чаще иллюстрированных), а также дружеские беседы. Эти формы проведения свободного времени выполняют важную функцию в жизни членов клуба, ибо объединяют отдельных людей в коллектив благожелательных и заинтересованных друг в друге людей, противодействуют чувству пустоты и одиночества. Созданию хорошего климата способствует также организация хотя бы в минимальном объеме общественного питания. В некоторых клубах его членам выдаются обеды, что имеет особое значение для одиноких людей.

В работу каждого клуба пожилых людей вводят какую-то форму ручных работ, ремесел. Это могут быть моделирование, столярные работы, ткачество, металлопластика, кройка и шитье, вязание, вышивание, шорные работы, фотография, огородничество, плетение корзин, собирание трав и т.п. Деятельность в этих областях часто сопровождают конкурсы, выставки работ ("Золотые руки") или распродажи. Средства, получаемые от распродаж, пополняют клубный бюджет. Члены секции ручных работ изготовляют множество предметов для клубных нужд, обеспечивают ими организации и людей, которых опекают, используют эти изделия в качестве призов в лотереях.

Клуб пожилого человека может быть также центром для широкого круга коллекционеров, может проводить инструктаж, давать возможность проводить обмен опытом, организовать выставки коллекции и пробуждать интерес к коллекционированию.

В клубах привился обычай организации торжественных мероприятий по случаю праздников, дней рождения. Во многих клубах их члены уделяют много внимания организации взаимной помощи. В этих целях создается специальная секция социальной помощи, задачей которой является прежде всего выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Кроме того, им оказывается материальная помощь, устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.

В рамках клубов специалисты дают советы членам клуба, например, по жилищным вопросам (обмен квартир, установка специального оборудования, облегчающего передвижение, бесконфликтное проживание совместно с другими членами семьи, соседями и т.п.). Пожилые люди охотно принимают также советы врача, юриста, представителя социальной опеки, медсестры. Развивается и взаимное консультирование между членами клуба, поскольку каждый из них, как правило, является специалистом в какой-либо области, например, опытная портниха-пенсионерка дает советы, касающиеся стиля одежды, и т.п. В некоторых клубах составляются списки желающих работать профессионально и осуществляется посредничество в приеме пенсионеров на работу.

Желательно, чтобы штатные работники в клубах пожилых людей обладали соответствующей квалификацией, умением использовать методы общественно-воспитательной работы, известным запасом знаний из области психологии, педагогики и социологии старого человека, знали отдельные вопросы в области профилактики заболеваний в пожилом возрасте, ориентировались в социальной проблематике, касающейся старых людей, а также в области нрава. Некоторые считают, что таких работников следует обучить ведению занятий по трудотерапии, гимнастике, играм и развлечениям. Желательно уметь обращаться с проигрывателем, магнитофоном, кинопроекционным аппаратом, т.е. должен быть специалист по социальной работе широкого профиля.

Хорошо зарекомендовали себя клубы пожилых людей в Пензенской области. Примером может служить работа клуба "Ровесник", который объединяет около 200 человек в возрасте от 55 до 85 лет, в распоряжении которых уютная большая кухня и "банкетный" зал, свои парикмахерская, массажная, библиотека, два пианино, бильярд и даже... спортивная комната, оборудованная тренажерами. И все это хозяйство не простаивает без дела. Члены клуба разделились на секции по интересам и ведут настолько активный образ жизни, что молодым, ссутуленным будничными заботами людям остается только завидовать энергии родителей. Вот, к примеру, секция "Хозяюшка" организует такие праздничные застолья — просто на удивление. Здесь можно научиться готовить блюда, иным из которых позавидовали бы титулованные повара, работающие в дорогих ресторанах. А неизменные конкурсы садоводов и огородников? Не стоит думать, что, помимо клуба, других забот у его членов нет. Так же как и все наши пенсионеры, трудятся они и дома, и на дачных участках. Трудятся так, что молодые опять только головой качают. И успевают еще и делиться друг с другом опытом, изучать и даже изобретать новые подходы к нехитрому, казалось бы, дачному делу. А в результате — удивительные и незабываемые выставки с чудо-фруктами, гигантскими тыквами-рекордсменами и дружелюбно-состязательной атмосферой.

Названия других секций говорят сами за себя: "Краеведы", "Гостиная муз" и многие другие. Регулярные визиты артистов и музыкальных ансамблей перемежаются концертами, подготовленными собственными силами. Петь и музицировать здесь умеют и любят. Есть свои поэты и композиторы. Даже гимн клуба есть. Приглашаются лекторы для бесед на самые насущные и актуальные темы. Экскурсии по историческим местам и музеям города и области, просто выезды на природу. Неудивительно, что дети и внуки искренне завидуют жизни членов клуба. Хотя, впрочем, и для них двери "Ровесников" всегда гостеприимно распахнуты. Дети, вернее, внуки принимают самое активное участие едва ли не во всех мероприятиях "Ровесников".

Все, кто работает в клубе, делают это на общественных началах. Но в отличие от общепринятого на этот счет, делают это с немодным ныне энтузиазмом и воодушевлением. Суть этого лучше всего выразил сам руководитель клуба Федор Михайлович Куликов. Человек с богатейшим жизненным и административным опытом, сегодня он, как и до выхода на пенсию, решает сотни больших и малых вопросов, откровенно признаваясь: "Никогда не знал, что на пенсии у меня будет такая цельная жизнь..." В настоящее время в Пензенской области работает уже около 100 таких клубов, они объединяются в ассоциацию для пожилых людей.

Пожилой возраст — время подведения итогов, оценки сделанного или несделанного на протяжении жизни. Людям старшего возраста хочется мысленно и эмоционально вернуться в прожитые годы, вспомнить значимые события своей биографии. Соответствующие технологии работы, широко применяемые за рубежом, в последние годы начинают использоваться в России как одно из перспективных направлений повышения активности и взаимной поддержки пожилых людей, средство позитивной психогимнастики.

"Театр (клуб) воспоминаний" может быть особенно эффективным в работе с пожилыми людьми, оказавшимися в ситуации изоляции вследствие инвалидности, длительной болезни или утраты близких. Кроме того, всем людям старшего возраста полезно мысленно вернуться в то время, когда они были молоды, здоровы, активно включены в социальную действительность. Воспоминания стимулируют память и независимое мышление; поддерживают чувство собственного достоинства, гордость за жизненные достижения; служат импульсом для появления новых интересов в жизни; помогают лучше понять современность через связь прошлого с настоящим; дают возможность обмениваться опытом; способствуют общению; могут быть использованы на встречах со школьниками и студентами, интересующимися историей, что служит укреплению отношений между молодыми и пожилыми людьми.

Для пробуждения воспоминаний о прошлом в отделениях дневного пребывания используются старые фотографии, книги, газеты и журналы.

Пожилые люди приносят фотоснимки, сохранившиеся с детства или юности. Можно использовать и изданные альбомы. Разбирая, рассматривая их, участники "Театра воспоминаний" рассказывают об интересных событиях и людях. Фотографии легче использовать, если спроецировать их на экран. Очень интересны старые фотоснимки исторических мест региона. Собравшаяся группа может благодаря им обсудить происшедшие перемены.

Помогают пробудить воспоминания и исторические книги. Выбирается какой-то отрывок, все получают его копии, а затем обсуждают прочитанное. Данная форма работы особенно действенна в работе с ветеранами Великой Отечественной войны.

В старых газетах и журналах можно найти упоминания о местных и общегосударственных событиях, о моде, фильмах и спектаклях ушедшего времени.

Массу эмоций вызывают у пожилых людей старые вещи. Их можно принести из дома или взять в местном музее, чтобы обсудить в группе.

Участники собраний "Театра воспоминаний" с волнением слушают песни и другие музыкальные произведения 20-, 30-, 40-х, даже 70-х годов прошедшего столетия, подпевают любимым записям.

При наличии материальных, денежных ресурсов и хорошем состоянии здоровья пожилые люди с удовольствием участвуют в экскурсиях, которые также могут иметь ностальгическую окраску (по местам боевой или трудовой славы). В последнее время популярность приобретает организованное посещение религиозных учреждений, святых мест.

Сочетание социальной и двигательной активности, целесообразного умственного напряжения лиц пожилого возраста и инвалидов достигается с помощью различных технологий трудотерапии. Трудотерапия помогает пожилым людям организовать продуктивную, независимую жизнь и получать от нее удовольствие. Труд в данном случае подразумевает любую деятельность, занятие, включая производительные, досуговые, бытовые формы.

В привычном для нашей страны значении трудотерапия представляет собой привитие инвалидам профессиональных навыков, привлечение их к трудовой деятельности с соблюдением рекомендованных условий и характера труда в целях достижения определенного терапевтического эффекта, положительных сдвигов, в первую очередь в психическом состоянии, повышении самооценки. К людям старшего возраста данный подход в большинстве случаев уже не может быть применен. Лишь небольшая часть представителей старших возрастных когорт проявляет интерес к продуктивной трудовой деятельности.

Применительно к пожилым людям трудотерапия предполагает осуществление индивидуально подобранных мероприятий по восстановлению социальных навыков, коммуникативных возможностей, способности принимать решения по организации своей жизни, проведению досуга; всемерное содействие активной и самостоятельной жизнедеятельности. В данном контексте трудотерапию можно рассматривать как инструмент социальной реабилитации, направленный на возможно более полную реализацию реабилитационного потенциала даже в случаях, когда он весьма ограничен и не касается профессиональной деятельности.

В старшем возрасте очень важно, чтобы труд приносил радость и удовлетворение, а его результаты были наглядны. Для пожилых людей целесообразно организовывать такие виды деятельности, как цветоводство, занятия творческим трудом, изготовление предметов по технологиям традиционных художественных промыслов.

Практика свидетельствует о том, что социальная реабилитация в форме трудотерапии дает положительный эффект, выражающийся в улучшении объективных показателей соматического и психического состояния, в более высокой самооценке, положительном эмоциональном тонусе, ощущении полноценной, равноправной жизни.

Для успешной социальной адаптации пожилых людей в общество среди технологий социальной работы все более активную роль занимают университеты "третьего возраста".

В России университеты "третьего возраста" чаще всего имеют статус общественных инициатив. Первый опыт бесплатной школы для взрослых в России относится к 1855 г. Воскресные школы организовал в Киеве общественный деятель, педагог, ученый Н. И. Пирогов, оставшийся в памяти народа в основном как великий хирург. Регулярные попытки создать нечто подобное начались в России с середины XIX в. и были, как правило, благотворительными проектами.

Университеты "третьего возраста" преследуют следующие основные цели:

• стимулирование жизненной и общественной активности пожилых людей;

• предупреждение преждевременного старения, профилактика одиночества;

• развитие социально одобряемых форм деятельности, интересов, потребностей.

Модель университета "третьего возраста" состоит в организации обучения пожилых людей-клиентов силами сотрудников квалифицированных специалистов: психологов, юристов, музыкальных работников, специалистов по социальной работе, имеющих дополнительное образование программиста, флориста, прикладника, либо какие-то иные художественные навыки, знание основ театральной постановки и т.д. В университете действуют факультеты информатики, правовой грамотности, психологической поддержки, творческого развития, здорового образа жизни и др.

Обязательное условие существования университета — создание его атрибутики, которая рождает колорит и настроение молодости, оптимизма, познания. Неотъемлемыми атрибутами университета являются: логотип, девиз, гимн, корпоративные цвета, диплом об окончании университета.

Обучение в университете построено так, что "студенты" получают знания на определенном, ими выбранном факультете. Если "студентам" интересно что-то еще, то после завершения обучения они имеют возможность продолжить его на другом факультете либо овладеть более углубленными знаниями, но уже в виде факультативных индивидуальных занятий в вечернее время.

Преподаватели ведут журнал посещений занятий, выдают каждому студенту программу обучения, график занятий, "памятку студента" и т.д. У обучающихся нет зачетных книжек и студенческих билетов. Главные критерии успешности обучения пожилых людей — проявляемый интерес к занятиям и применение полученных знаний, умений, навыков в жизни.

Результатами социальной работы с пожилыми людьми в рамках деятельности университета можно назвать:

• несколько случаев трудоустройства в результате получения знаний, необходимых на новом месте работы;

• сформированные навыки работы па компьютере, умение пользоваться техникой цифрового формата;

• умение самостоятельно составлять претензии и исковые заявления;

• наблюдаемые успехи в физическом и эмоциональном состоянии пожилых людей (устранение дефицита общения, более активный образ жизни, улучшение самочувствия, настроения и т.д.).

В качестве примера на рис. 28.5 приведена структура университета "третьего возраста" Москвы.

Рис. 28.5. Структура университета "третьего возраста"

Среди новых технологий социальной работы с пожилыми людьми все более активным становится социальный туризм.

Современный туризм многообразен. Различают плановый и самодеятельный туризм. Плановый туризм — это туры и путешествия по путевкам, организованные учреждениями, которые обеспечивают транспорт, жилье, питание, экскурсионное обслуживание. Самодеятельный туризм предоставляет туристу больше самостоятельности в выборе маршрута, организации питания, размещения, экскурсий.

Кроме того, по различным признакам можно классифицировать туризм следующим образом:

• по цели {функциям) — оздоровительный, познавательный, спортивный;

• основному занятию — поход, путешествие на трапе-порте;

• способу передвижения — пешеходный, водный, лыжный, с использованием животных (например, лошади), железнодорожный, автобусный, автомобильный;

• сезонности — летний, зимний, межсезонный;

• составу туристов — молодежный, школьный, семейный;

• продолжительности — туризм выходного дня или отпускного периода;

• характеру нагрузок — пассивный, активный.

Все виды туризма благотворно влияют на человека. Очень широко распространен спортивный туризм.

Рассмотрим функции туризма с социальной точки зрения.

Развитие науки и техники, рост производительности труда, интенсификация производственных процессов, применение компьютерных технологий сопровождаются повышением ритма жизни, увеличением числа стрессовых ситуаций, нарушением экологического баланса в природе, поэтому важной задачей становятся восстановление психофизических ресурсов общества и трудоспособности человека, рациональное использование свободного времени.

Основной функцией туризма с социальной точки зрения является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил. Туризм не ограничивается пассивной формой восстановления физических и психических сил, а использует формы, благодаря которым можно изменить характер деятельности и окружающие условия, активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи.

Туризм вызывает контрастную перемену монотонной жизни, будь то производство, связанное с нервным напряжением и однообразием окружающей обстановки, или пребывание человека с ограниченными возможностями в стенах своего дома, длящееся годами, или жизнь человека пенсионного возраста, который оказался вне привычных социальных контактов и не может привыкнуть к "пустоте", возникающей у многих людей с выходом на пенсию.

Туризм всегда связан с перемещением. Он обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни. Чистый воздух, активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению. Наступает психологическое расслабление, так как отсутствуют раздражающие факторы производственной и городской среды (шум, напряженность рабочего режима, суетность городской жизни и т.д.).

Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для человека всегда очень важно увидеть своими глазами, услышать, потрогать, попробовать все самому.

Не менее важны компенсаторные функции туризма, которые обеспечивают специальные нужды людей с ограничениями.

В наше время туризм становится все более доступным для людей пожилых, с проблемами здоровья, с инвалидностью. Благодаря развитию медицины и фармации, техники, туристской отрасли появляются способы для поддержания здоровья и жизнедеятельности в активной форме. Так, принимая регулярно лекарственные средства, человек поддерживает оптимальный уровень нарушенных функций, а с помощью технических средств и усовершенствованного транспорта он может комфортно передвигаться на большие расстояния. Развитие социального туризма, который становится приоритетным в туристской индустрии, разработка туристских программ с учетом доступности для людей со специальными нуждами — все это создает равные возможности для осуществления права на отдых, для приобщения к культурным ценностям. Стандартные правила, принятые ООН в 1993 г., рекомендуют государствам в сотрудничестве с общественными организациями обеспечивать равные возможности людям с ограничениями для реализации их прав.

Пожилых людей и инвалидов все чаще можно встретить в экологической экспедиции, турах в разные страны мира, они поднимаются на вершины гор, пересекают ледовые материки, путешествуют на колясках, автомобилях, сплавляются по рекам, принимают участие в международных конгрессах и конференциях.

Туризм становится стилем жизни современного человека, в том числе и людей с ограниченными функциями. Вместе с этим возрастает значение туризма как средства реабилитации.

Реабилитационный потенциал индивидуален и зависит от психосоциальных установок, физического ресурса, а также от мотивационно-устойчивых установок. Потребность человека в освоении ценностей культуры стимулируется чувством удовольствия, успехами в повышении жизненной активности, умением управлять своим физическим и эмоциональным состоянием.

Результативность реабилитационного процесса зависит от типа мышления. В трудных ситуациях (болезнь, инвалидность, какие-либо жизненные проблемы) человеку свойственен патогенный тип мышления, суживающий сознание и приводящий к стрессу, страданию, депрессии, погружению в негативную среду. Многофакторное воздействие туризма способствует переключению мышления на саногенное (оздоровительное), когда ситуация не кажется безвыходной и человек находит решение своих проблем.

Очень важна профилактическая и реабилитирующая роль туризма, когда существует кризис адаптации, растет число психосоматических заболеваний, увеличивается число людей с инвалидностью, которые вместе с пожилыми все больше оказываются в маргинальном состоянии.

Туризм имеет огромный потенциал положительного воздействия не только на человека, по и на общество в целом. Безусловно, развивая нормативно-правовую базу туристской индустрии и стимулируя туристскую деятельность, можно в полной мере реализовать этот потенциал во благо человека.

Социальный туризм (social tourism) — чисто экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемых из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения, при использования их права на отдых.

Основной функцией туризма с социальной точки зрения является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил. Туризм не ограничивается пассивной формой восстановления физических и психических сил, а использует формы, благодаря которым можно изменить характер деятельности и окружающие условия, активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи.

Туризм способствует психологической реабилитации и адаптации пожилых людей и людей с инвалидностью, их интеграции в общество. Практика показывает, что включение в социум, уверенность в себе, активность в проведении досуга, навыки и умение активного процесса интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями активно реализуются в процессе социального туризма.

В программу "Социальный туризм" входят следующие виды туризма: туризм с целью изучения культуры, туризм с целью отдыха, спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический, приключенческий, политический. Эти виды туризма активно используются специалистами центра социального обслуживания для социокультурной реабилитации пожилых и инвалидов.

Туризм с целью изучения культуры — посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей, мест, имеющих особое религиозное значение. Каждая такая поездка — не только прогулка и отдых, но и возможность больше узнать о нашей истории, о своей стране, городе. Участие в поездках, экскурсиях приносит разнообразие в жизнь людей с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста, наполняет ее особенным ОГЛАВЛЕНИЕм. Туризм, ориентированный на познание культуры, подразделяется на познавательный и паломнический.

Туризм с целью отдыха заключается в кратковременном (однодневном) отдыхе для физического или психологического восстановления организма. Это поездки на рыбалку, за грибами, проведение соревнований по рыбной ловле и сбору грибов. Для людей с ограниченными возможностями здоровья это способ слияния с природой, возможность комфортного и доступного отдыха. Данный вид туризма способствует повышению настроения, жизненного тонуса, расширению круга общения.

Лечебно-оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различного рода заболеваний, реабилитации после травм, аварий, операций и оздоровлении организма в целях поддержания молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости. Здесь оказывается содействие молодым людям с ограниченными возможностями в оздоровительном отдыхе в Словении и Израиле, ветеранам войны и труда в Болгарии.

Спортивный туризм — это физическая рекреация, двигательно-активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Спортивный туризм в центре социального обслуживания — это технология реабилитации пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта.

Экологический туризм — ознакомление туристов с природными ценностями и экологическое просвещение. Он включает в себя посещения экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, ботанических садов, национальных парков). Программа экологического туризма предусматривает натуралистические познавательные и историко-этнокультурные экскурсии, лекционный материал, викторины, видеофильмы, фотовыставки, фольклорные праздники по экологии, мастер-классы с применением природных материалов, разработку проекта "экологическая тропа".

Приключенческий туризм — это методика адаптивной физической культуры клуба "Приключение" Дмитрия и Матвея Шпаро. "Большое приключение" дает возможность открыть для молодых людей с ограниченными возможностями новый мир, преодолеть серьезные походные трудности, почувствовать уверенность в своих силах, обрести самостоятельность, ответственность, склонность к сотрудничеству, способность принимать решения, зарядиться оптимизмом, желанием улучшить свою жизнь, научиться путешествовать. Здесь оказывается содействие молодым людям с ограничениями здоровья в данном виде туризма.

Политический туризм связан с политическими событиями и мероприятиями, участие в конгрессах, форумах. Молодые инвалиды, в том числе колясочники, участвуют в молодежных политических акциях ("Вахта памяти — эстафета поколений", День молодежи, митинги партии Единая Россия, Первый Московский съезд общественных организаций, работающих с молодыми инвалидами).

Программа "Социальный туризм" дает возможность доступного, интересного, активного отдыха пожилым людям. Это прекрасный метод расширения коммуникативного пространства, утверждения их активной жизненной позиции, развитие духовного, физического, интеллектуального и общественного потенциала.

Важно учитывать, если человек па коляске отправился в путешествие, то он должен быть уверен, что не будет испытывать дискомфорт. Желательно организовать в какие-то моменты персональную помощь, т.е. помощь, которая требуется именно этому человеку, а не вообще всем, кто передвигается на коляске. Характер помощи зависит от имеющихся физических ресурсов, потребностей, привычек и многого другого. Человек на коляске, отправляющийся в путешествие, может не представлять всех проблем и барьеров, с которыми он столкнется. Поэтому желательно предусмотреть именно персональную помощь в таких ситуациях со стороны членов групп, специально выделенного лица или волонтера.

Для эффективного использования туризма в качестве реабилитационного средства для людей со специальными нуждами необходимо соблюдать следующие правила и условия:

1. Вид туризма подбирается в зависимости от нарушенных функций и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; необходимо также учитывать персональный интерес, желание, финансовые возможности, место проживания (город или сельская местность), ожидаемые реабилитационные результаты.

2. Туризм должен быть безопасным для туристов и окружения.

3. Туристская деятельность обязательно предусматривает осмотр достопримечательностей.

4. Турист должен иметь некоторую физическую подготовку, готовность преодолевать трудности психологического характера и погодные условия.

5. Туризм должен снимать комплексы, приносить удовольствие.

6. Формы туризма должны соответствовать индивидуальности. Очень важны методические тренинги, в зависимости от степени нарушения функций.

7. В туризме физические нагрузки и условия должны быть адекватны состоянию здоровья.

Необходимо отметить комплексное влияние туризма на индивида и процесс реабилитации, которое определяет его успешность и результативность. Включение в социум, уверенность в себе, активность в проведении досуга, мысленное раздвигание границ, навыки и умение активного построения своей жизни, адекватное поведение — вот критерии успешного процесса интеграции в общество людей с ограниченными физическими возможностями.

Начинают свое развитие информационно-коммуникативные технологии общения с пожилыми людьми в рамках реального времени. Данная технология успешно применяется в ЮВАО г. Москвы.

На территории ЮВЛО по инициативе окружного Управления социальной защиты населения активно развивается система онлайн-приема посредством программного комплекса "Sкуре". Внедрение системы онлайн-приема значительно расширяет возможности социального обслуживания клиентов, в первую очередь одиноко проживающих пожилых людей, инвалидов.

По инициативе Управления социальной защиты населения округа в комплексных центрах социального обслуживания населения "Южнопортовый", "Выхино" и "Жулебино" открыты "Пункты общественного доступа" для проведения онлайн-приема. Установлено более 100 веб-камер социально незащищенным категориям населения. В настоящее время проводится работа по установке программного комплекса "Sкуре" в 217 квартирах инвалидов, ветеранов и пожилых людей.

Разработана схема взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления с населением посредством программы "5куре". Обучение управлению программным комплексом "Sкуре" ветеранов и инвалидов проводят сотрудники центров социального обслуживания.

Окружное управление разработало программу "Информационно-коммуникативное общение в режиме реального времени" с перспективой развития на 2010—2012 гг. Эта программа является инновационной формой социального обслуживания населения (пенсионеров, инвалидов и других категорий людей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Основные цели программы:

• повышение уровня и качества жизни клиентов;

• повышение доступности и оперативности предоставления социальных услуг;

• обеспечение условия для эффективного решения задач социальной защиты за счет создания и развития информационно-технологической системы.

Основные задачи программы:

• предоставление квалифицированной консультативной помощи клиентам;

• минимизация времени доступа к социально-значимым учреждениям;

• организация общения специалистов системы социальной защиты с клиентами в режиме реального времени.

Ожидаемые результаты программы:

• снижение социальной изоляции граждан;

• расширение круга общения и информационного пространства;

• получение полной статистики по взаимодействию клиента с сайтом учреждения социальной защиты населения;

• широкомасштабное использование в деятельности специалистов социально-значимых учреждений столицы;

• повышение социально-инновационной активности государственных учреждений.

Развитие программы:

1. В рамках программы будет продолжено обучение компьютерной грамотности инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны на базе КЦСО (ЦСО) округа, библиотек районов, на дому.

2. Управы районов ЮВАО продолжат работу по предоставлению компьютерной техники, бывшей в употреблении, инвалидам и ветеранам округа на безвозмездной основе.

3. Планируется организовать работу по составлению интернет-справочника электронных адресов пользователей интернет-ресурсами.

4. На базе центров социального обслуживания населения ЮВЛО г. Москвы будут работать клубы по интересам в режиме online.

ГУ КЦСО "Жулебино" стал стартовой площадкой для реализации прав граждан и организаций на доступ к информации на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в режиме реального времени. В ноябре 2009 г. в комплексном центре "Жулебино" в отделении социальной реабилитации инвалидов была установлена веб-камера.

Используя бесплатное программное обеспечение "Skype", специалисты центра имеют возможность не только проводить индивидуальные консультации, обмениваться информацией с клиентами, но и проводить веб-конференции.

Веб-конференции позволяют непосредственно общаться с собеседником. При этом передается не только звуковая информация, но и жесты, выражение лица. Для маломобильных слоев населения появилась возможность информирования и консультирования посредством веб-камеры. Клиенты отделения социальной реабилитации инвалидов принимают активное участие в веб-конференциях с представителями органов исполнительной власти.

Поддержка здоровья и активного долголетия лиц старшего поколения сейчас немыслима без их физической реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта.

Не хочешь стареть — тренируй резервы адаптации. Управляя личными ресурсами здоровья, можно существенно отдалить или приблизить процесс старения. Сущность метода "Активное долголетие" заключается в моделировании и оптимизации стиля жизни человека в зависимости от тех целей, которые он пытается решить. Особое значение этот метод приобретает в связи с ростом цен на диагностику и лечение болезней во всем мире. Поэтому весьма полезна возможность оценить состояние человека и улучшить его физическую и умственную работоспособность только с помощью имеющихся у пего самого резервов, изменив стиль его жизни. Образ жизни человека, контролирующего процесс старения, — регулярные специальные тренировки.

В системе мер социальной защиты лиц старшего возраста и инвалидов все большее значение получают ее активные формы, более эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Научно обосновано и доказано, что физическая реабилитация является не только составной частью социально-бытовой, профессиональной, социально-культурной, медицинской, психологической реабилитаций, но и лежит в их основе.

Семь лет назад в Центре социального обслуживания "Фили-Давыдково" (Москва) начали движение по пропаганде активного отдыха и туризма среди пенсионеров и инвалидов. На сегодня центр уже имеет определенный опыт работы по различным видам туризма, которыми могут заниматься люди старшего возраста. Туризм является уникальным средством рекреации и реабилитации для людей пожилого возраста. Одной из технологий социальной адаптации пенсионеров и инвалидов выступает адаптивная физкультура, которую можно условно определить как спортивный туризм.

Спортивный туризм — это физическая рекреация, т.е. двигательно-активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность.

В работе используются все виды адаптивной физической культуры:

• адаптивное физическое воспитание, предназначенное для формирования базовых основ физкультурного образования;

• адаптивная двигательная рекреация, предназначенная для организации здорового досуга, активного отдыха, игр, общения;

• адаптивный спорт, направленный на совершенствование и реализацию физических, психических, эмоционально-волевых способностей;

• адаптивная двигательная реабилитация, направленная на использование естественных средств и методов, стимулирующих скорейшее восстановление организма.

Основная задача состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, преодолению необходимых физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни.

Рассмотрим формы реализации адаптивной физической рекреации (АФВ).

1. "Школы здорового образа жизни". Это школы психического здоровья, безопасности жизнедеятельности, кардиологическая, по гастроэнтерологии, остеопорозу.

Клиенты имеют возможность получения необходимой информации в интересующих их областях от лучших специалистов. Каждый из них разрабатывает и читает лекции по утвержденному плану. Слушатели не только получают интересующую их информацию, но и имеют возможность использовать свои знания в повседневной жизни. Базовыми компонентом "школ" является повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни.

2. Общеразвивающие студии: "Восточные танцы" и "Движение в радость". Душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Танцевально-двигательная терапия объединяет работу с телом, движениями и эмоциями. Танец — один из способов жизни, общения, гармонизации человека, расширения и обогащения его творческого мира, самоактуализации, интеграции. В группах занимаются лица пожилого возраста с различными заболеваниями и молодые инвалиды с нарушением слуха, зрения, поражением опорно-двигательного аппарата, с психическими заболеваниями.