Социальные поля и субполя

Социальное поле является крупной единицей социального пространства. Социальные поля соотносятся друг с другом по принципу системы и подсистемы: одно социальное поле является подсистемой другого и само включает в себя более мелкие социальные поля – субноля. Каждое субноле имеет свою собственную логику, свои правила, свои специфические закономерности. Внутри полей равные предпочитают взаимодействовать с равными. Так, студенты вуза общаются между собой, оказывая друг на друга воздействие, гораздо более интенсивно, чем с рабочими соседней фабрики.

Социальное пространство общества состоит из бесчисленного множества социальных полей, внутри себя представляющих собой однородное целое, например университет, церковь, спорт, образование, политические партии, профсоюзы, наука, журналистика, выборы и т.д.

Примером субполя может служить поле философии в эпоху Хайдеггера, которое П. Бурдье анализирует в своей книге "Политическая онтология Мартина Хайдеггера". В политическом поле существуют такие субполя, как партия и профсоюз. Бурдье изучает не партии и политические течения или реальных политиков. Он рассматривает иоле политики как рынок, в котором существуют производство, спрос и предложение продукта особого сорта – политических партий, программ, мнений, позиций. Понятие поля культурного производства, или культуры, включает субполя изобразительных искусств, журналистики, литературы, университета, науки и др. (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Каждое социальное поле состоит из множества взаимосвязанных субполей

Соотношение сил между институциональными агентами устанавливается распределением специфического капитала, накопленного в течение предшествующей борьбы, а также целями и задачами будущей стратегии. Поскольку поля и субноля представляют собой структурированные пространства позиций, они могут быть проанализированы независимо от характеристик индивидов (агентов поля), которые занимают эти позиции.

Каждое субполе, как и поле, бесконечно. Это напоминает модель пузырьковой вселенной, состоящей из бесконечного числа пузырьков-вселенных, каждая из которых в свою очередь бесконечна и может содержать встроенное бесконечное число новых вселенных. К примеру, церковь – субполе. Католическая и православная церкви содержат огромное число субполей, связанных с мирскими общинами, монастырями, церковной иерархией, отношением с государством и между собой. Поскольку система встречающихся и взаимодействующих людей здесь и теперь постоянно меняется, то бесконечно разнообразно количество суб- и субсубполей.

Социальное поле. Социальное поле – состояние силового взаимодействия агентов этого поля (индивидов и организаций) с использованием различных видов капиталов (экономического, социального, культурного, символического) и ресурсов (в том числе административных), техник и тактик, результатов и исходов.

Яркий пример силового поля – схемы, составляемые следователями при раскрытии и анализе хода преступления. Вот несколько примеров таких схем (поиск в Яндекс-картинки по теме: схема преступления)[1].

При описании криминалистического поля употребляются такие понятия и характеристики действий, как рейдерский захват, силовое прикрытие, хищение, фирмы-однодневки, перевод денег, бюджетные деньги, "откат", отказ в возбуждении уголовного дела и т.д.

Модель социального поля еще более усложнится, если вспомнить об огромном заряде иерархии, которую Бурдье заложил в неравновесную модель поля. Выпускник Гарварда, менеджер прославленной компании может оказаться чернокожим американцем, а значит в этнической иерархии, формирующейся, конечно же, не на основе государственных постановлений, а исключительно через механизмы общественного мнения и обывательского сознания, он будет занимать не высокие, но низкие позиции. Субполя как части единого социального поля неравны между собой, они выстроены в иерархическом порядке таким образом, что социальный агент, занимающий вершину в одном субполе, окажется у подножья в другом. Либо подняться наверх в одном субполе ему не даст общий низкий рейтинг другого, скажем этнического, субполя, который оно, это субполе, занимает в общественной табели о рангах. Индивид поднимается и спускается по общественной лестнице не только индивидуально, но и вместе со своей группой, к которой он принадлежит по классовым, экономическим, образовательным, религиозным или этническим признакам.

Этническое субполе в большинстве стран мира, особенно в крупных, состоит не из одного, а из множества наций, каждая из которых обладает собственным социальным пространством, которое характеризуется присущей только ему социальной структурой. А определяет эту структуру история народа. В результате социальное пространство общества еще более дифференцируется и усложняется.

Социальное поле у П. Бурдье – это система взаимодействующих через индивидов социальных сил, потенциал которых задан той или иной величиной одного из четырех видов капитала – экономического, социального, культурного или символического.

Межгрупповая или межсубполевая иерархия постоянно модифицируется и изменяется. Итальянская диаспора, в первой четверти XX в. занимавшая низкие рейтинговые позиции благодаря тому, что большинство ее представителей занимались неквалифицированным трудом или криминальным бизнесом, к концу столетия изменила свое положение. Но не только в этнической иерархии, но также в экономической и культурной. Чернокожие американцы, составлявшие подавляемое этническое меньшинство, сегодня прославились своими артистами, музыкантами и бизнесменами. В субполе культурного капитала их место стало совсем иным. Но оно изменилось и в других субполях.

Бурдье добавляет, что общий рейтинг этнической группы в одном или нескольких субполях определяется также тем, как ее состав распределяется вокруг среднетипичного образца, т.е. коэффициентом дисперсии, а также численностью группы, занимающей высокопрестижные или низкопрестижные позиции в конкретных суб полях. Иными словами, если группа разнородна, в ней немало тех, кто приобщился к искусству и криминалу, то общий рейтинг группы в иерархии социального пространства будет не только неустойчивым, но и невысоким. Так, среди чернокожих немало не только звезд Голливуда, но и уличных бандитов. Стало быть, у них одинаково многочисленное представительство в высших и низших позициях культурного субполя. Иными словами, у данной группы высока дисперсия – статистический показатель отклонения от средней нормы. Он не позволяет сложиться позитивному имиджу этнической группы в общественном мнении. Но вопреки ему, утверждает Бурдье, группа способна к вертикальной мобильности, т.е. продвижению вверх по социальной иерархии, если у нее окажутся эффективными внутригрупповая солидарность, протестное поведение, коллективное противодействие и давление на общество.

Возможности солидарных действий и коллективной мобильности у Бурдье совершенно непонятны в свете его рассуждений о классах. Он отказывается признать их реальными группами, способными создать свою партию, профсоюз, консолидировано выступать на общественной сцене, социализировать свое потомство в духе классовых ценностей, обладать классовым сознанием и т.п. Он так и заявляет: "Я признаю только классы на бумаге"[2]. У него классы существуют только в логическом смысле. Их нельзя пощупать, увидеть, передвинуть, свергнуть, уничтожить. Классы – только теоретические конструкции, существующие в голове ученого. Его реальные представители могут осознавать свою классовую принадлежность, но как-то очень туманно, приблизительно догадываясь о ней и даже затрудняясь ее сформулировать в анкетном опросе. Возможно, так оно и есть, особенно в постиндустриальном обществе эпохи постмодернизма, когда люди считают социальным предрассудком расовые барьеры, классовую борьбу, политические границы, этническую принадлежность. Они мультикультуралисты, плюралисты, интернационалисты. Правда, так живет золотой миллиард развитых стран, а остальные три четверти землян все еще держатся устаревших убеждений. По всей видимости, Бурдье предлагает им побыстрее избавиться от них и принять концепцию бумажных классов.

Социологический практикум

Научный авторитет, т.е. престиж, признание, известность, цитируемость, представляет собой элемент символического капитала, который может преобразоваться в другие виды капитала, усиливающие соотношение сил, "конституирующих структуру социального пространства".

Приведите конкретные примеры и раскройте эту закономерность.