Социальные полномочия органов местного самоуправления

В отличие от прежнего правового регулирования Федеральный закон № 131-ФЗ не относит обеспечение социальной поддержки населения (кроме обеспечения малоимущих граждан жильем) к вопросам местного значения, что, однако, не исключает участия органов местного самоуправления в решении связанных с этим задач. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 15 февраля 2005 г. № 17-0, конституционные цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности; человек, если он в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Законодательное закрепление соответствующих стандартов жизнеобеспечения является, по смыслу ст. 7,39 (ч. 1 и 2), 71 (п. "а", "в", "е") и 76 (ч. 1) Конституции РФ, предметом ведения Российской Федерации, т.е. общефедеральной функцией. Обязанностью государства установить в рамках регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина равные возможности для поддержания незащищенных категорий населения на всей территории РФ не исключается, однако, право субъектов РФ и муниципальных образований в силу ст. 72 (п. "ж" ч. 1), 76 (ч. 2), 130 (ч. 1) и 132 Конституции РФ предусмотреть исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей дополнительные формы социальной защиты, включая повышенное пенсионное обеспечение для населения соответствующих территорий за счет собственных бюджетных ресурсов, если такие решения не возлагают дополнительные обязательства на Российскую Федерацию.

В соответствии с этим в действующем федеральном законодательстве предусмотрены, в частности, полномочия органов местного самоуправления:

– по регулированию пенсионного обеспечения (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации");

– по осуществлению за счет собственных средств иных, помимо обязательного социального страхования, видов страховання работников (п. 3 ст. 1 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний");

– по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и к объектам социальной инфраструктуры (ст. 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");

– по установлению дополнительных мер по обеспечению чистыми продуктами питания, улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц (ст. 26 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС");

– по установлению дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участию в создании муниципальных юридических бюро и оказанию гражданам всех видов бесплатной юридической помощи, включая правовой консультирование в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации") и др.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны в силу п. 6 ч. 1 ст. 14 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ принимать меры к обеспечению малоимущих граждан, проживающих соответственно в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. При этом под нуждаемостью в улучшении жилищных условий в данном случае понимается и нуждаемость в жилье как таковом, что может быть связано в том числе с его утратой по независящим от правообладателя причинам. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ из конституционных предписаний о праве каждого на жилище, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.