Лекция 12. Социальные пенсии

Институт социальной пенсии в современном российском законодательстве регулируется нормативными положениями Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Статья 2 указанного Закона закрепляет дефиницию "пенсия по государственному пенсионному обеспечению", исходя из содержания которой можно вывести легальное определение термина "социальная пенсия". В частности, под социальной пенсией понимается ежемесячная государственная денежная выплата, выплачиваемая нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о государственном пенсионном обеспечении.

В связи с изложенным можно вывести признаки данного вида пенсионного обеспечения, которые условно подразделяются на общие (присущи для любого вида пенсий) и специфические (характерны исключительно для социальных пенсий).

К числу общих признаков относятся следующие.

1. Это денежная выплата. Социальная пенсия, как и любой иной вид пенсионного обеспечения, предоставляется лицам, имеющим соответствующее право, только в денежной форме, что влечет за собой невозможность реализации данного права в натуральной форме.

2. Периодичность выплаты. Указанный признак означает, что нетрудоспособные граждане имеют право, а государство в лице его органов, учреждений, организаций обязано обеспечивать граждан социальными пенсиями на регулярной основе. При этом указанное право, как следует из содержания ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, реализуется лицами, имеющими соответствующее право, ежемесячно.

3. Данная выплата производится за счет средств федерального бюджета. В подтверждение наличия данного признака можно привести нормы ст. 6 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

4. Государственно-правовой характер данной выплаты. ОГЛАВЛЕНИЕ этого признака заключается в том, что круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, условия его реализации и размер определяются федеральным законом. При этом следует отметить, что данный признак находит свое выражение не только в тексте Закона о государственном пенсионном обеспечении, но и является конституционной гарантией права каждого на такой вид социального обеспечения, как пенсия (ст. 39 Конституции РФ).

К числу специфических признаков относятся: 1. Предоставляется строго определенному кругу лиц, указанному в законе. Согласно содержания ст. 2 и 4 Закона о государственном пенсионном обеспечении, правом на социальную пенсию наделены нетрудоспособные граждане.

При этом под нетрудоспособными гражданами понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях.

В силу изложенного и принимая во внимание положения ст. 4 и 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, можно сделать вывод, что данные субъекты имеют право на получение социальной пенсии.

2. Социальная пенсия - основной источник средств существования пенсионера. На наличие данного признака указывает дефиниция понятия "социальная пенсия", приведенная в ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, в соответствии с которой пенсия предоставляется в качестве средства существования пенсионера.

Более того, в подтверждение данного вывода выступает п. 5 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении, закрепляющий, что гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), социальная пенсия не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании. Таким образом, указанная категория граждан не получает социальную пенсию в период осуществления ими трудовой деятельности, т.е. в период наличия у них иного дохода.

Социальные пенсии подразделяются на три основных вида, что прямо вытекает из содержания п. 6 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении, а именно:

1) социальная пенсия по старости;

2) социальная пенсия по инвалидности;

3) социальная пенсия по случаю потери кормильца. Таким образом, социальная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, финансируемая государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемая нетрудоспособным гражданам, перечень которых определен на уровне закона и являющаяся основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Обращаясь к вопросу об условиях назначения социальной пенсии, следует отметить, что данному вопросу посвящена ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Анализ данного законоположения позволяет вывести условия назначения социальной пенсии. 1. Наличие у лица одного из следующих статусов:

1) инвалид I, II, III группы либо инвалид с детства (назначается социальная пенсия по инвалидности);

2) ребенок-инвалид (назначается социальная пенсия по инвалидности); в то же время следует отметить, что несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, являющиеся ВИЧ-инфицированными, приравниваются по правовому статусу к детям-инвалидам, в связи с чем за ними в ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" закреплено право на социальную пенсию;

3) ребенок в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающийся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, потерявший одного или обоих родителей, и ребенок умершей одинокой матери (назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца);

4) гражданин из числа малочисленных пародов Севера, достигший возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчина либо женщина) (назначается социальная пенсия по старости). При этом необходимо, чтобы гражданин не только относился к числу малочисленных народов Севера, но и постоянно проживал на данной территории;

5) гражданин, достигший возраста 65 или 60 (соответственно мужчина либо женщина) (назначается социальная пенсия по старости).

Наряду с данными лицами правом на получение социальной пенсии обладают также:

1) граждане, которые соответствуют условиям назначения трудовой пенсии, предусмотренным ст. 7-9, 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, установленном п. 1 ст. 18, п. 1 и 2 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях;

2) граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

На отнесение указанных выше двух групп граждан к числу лиц, имеющих право на социальную пенсию, указывает постановление Минтруда России от 7 мая 2002 г. № 34 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"".

2. Лицо, претендующее на получение социальной пенсии, должно постоянно проживать на территории РФ. Положение о наличии данного условия закреплено в п. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При этом ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закрепляет под постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином лицо, получившее вид на жительство.

3. Отсутствие полного либо наличие неполного страхового стажа у лица, претендующего на получение социальной пенсии, либо у иного лица, в связи со смертью которого гражданин имеет право на получение социальной пенсии. В данном случае речь может идти о ситуации, когда лицо, подавшее документы для назначения социальной пенсии, вообще не имеет страхового стажа (например, ребенок-инвалид), либо страховой стаж менее требуемой продолжительности (например, мужчина, достигший возраста 65 лет и не имеющий пяти лет страхового стажа).

Следует отметить, что условие о страховом стаже может касаться как самого лица, претендующего на получение социальной пенсии (например, нетрудоспособный, достигший возраста 65 либо 60 лет соответственно мужчина либо женщина), так и иного лица, в связи со смертью которого возникает право па получение социальной пенсии у члена его семьи (например, ребенок в возрасте до 18 лет, потерявший обоих родителей, не имевших на момент смерти страхового стажа).

Таким образом, три данных условия в совокупности влекут возникновение права на получение социальной пенсии как гражданами Российской Федерации, так и иными лицами, на законных основаниях пребывающими на территории РФ.