Социальные отношения. Город

Эпоха Древней Руси – время возникновения городов. Древнерусские города возникали в качестве политических, административных, военных, торговых и ремесленных центров, как места концентрации населения.

Важная особенность процесса возникновения древнерусских городов – отсутствие соответствующих традиций, восходящих к античности. В Европе существовали античные города, в Восточной Европе их не было, а опыт античных городов-государств Северного Причерноморья остался неизвестным. Можно сказать, что история возникновения древнерусских городов, по выражению Μ. Н. Тихомирова, позволяет изучать развитие средневековой городской жизни без ссылок на влияние более ранней римской или подобной ей культуры.

Сколько городов было в домонгольской Руси и правомерно ли ее скандинавское название Гардарики – "Страна городов"? Μ. Н. Тихомиров приводит следующие данные: в X в. известно 25 городов, в XI в. встречаем 64 новых города, к концу XII в. их число достигает 224, причем это цифра "скорее преуменьшенная, чем преувеличенная".

Существует несколько теорий самого механизма возникновения древнерусского города. Первая теория – классическая: города возникали на пересечении торговых путей как центры торговли, а затем и ремесла (В. О. Ключевский). Причем, по мнению Μ. Н. Тихомирова, эти торгово-ремесленные предместья, из которых затем выросли города, зарождались около княжеских замков и крепостей и развивались под их защитой. Таким образом, согласно данной теории княжеская власть и развитие феодализма стимулировали развитие городов. Б. Д. Греков полагал, что древнерусский город развивался именно как феодальный феномен, центр власти феодалов, противополагаемый сельской округе, деревне. По мысли Μ. Н. Тихомирова, настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма – в области общественных отношений. Как экономический организм город был центром ремесла и торговли, который нуждался в обмене с сельской округой.

Другая теория – "племенная"•, согласно ей древнерусские города основывались на месте славянских племенных центров эпохи родового строя и играли прежде всего административную, военную, религиозную роль (С. М. Соловьев, Д. Я. Самоквасов и др.). Эта точка зрения получила продолжение в концепции А. Ю. Дворниченко – И. Я. Фроянова. Они развили "племенную" теорию, сделав акцент на возникновении ранних городов как межплеменных центров в конце существования родового строя.

"Города на Руси, вероятно, как и в других странах, возникают, судя по всему, в определенной социальной и экономической ситуации, когда организация общества становится настолько сложной, что дальнейшая его жизнедеятельность без координирующих центров оказывается невозможной. Именно в насыщенной социальными связями среде происходит кристаллизация городов, являющихся сгустками этих связей. Такой момент наступает на позднем этапе родоплеменного строя, когда образуются крупные племенные и межплеменные объединения, называемые в летописи полянами, древлянами, северянами, словенами, кривичами, полочаиами и т.д. Возникновение подобных племенных союзов неизбежно предполагало появление организационных центров, обеспечивающих их существование. Ими и были города. В них пребывали племенные власти: вожди (князья), старейшины (старцы градские). Там собиралось вече – верховный орган племенного союза. Здесь же формировалось общее войско, если в этом имелась потребность. В городах были сосредоточены религиозные святыни объединившихся племен, а поблизости располагались кладбища, где покоился прах соплеменников".

В древнерусский период города возникали путем слияния нескольких поселков, являвшихся самоуправляющимися общинами свободного населения. При слиянии они образовывали городскую общину с вечевым управлением. И. Я. Фроянов данный процесс сравнивает с древнегреческим синойкизмом (соединением нескольких самостоятельных поселений или городов в единый полис). Действительно, и Новгород, и Киев, и Чернигов, и Суздаль появились подобным путем. Например, согласно гипотезе Μ. X. Алешковского и В. Л. Янина, средневековый Новгород возник в середине X в. из слияния трех разноэтничных поселков, находившихся на месте позднейших Людина, Нерейского и Славенского концов. Эти поселки были боярскими патронимиями, вокруг которых концентрировалась верхушка местных племен. Позже существование таких отдельных поселков, объединившихся в единый город, получило отражение в городской топонимике и в системе самоуправляющихся городских районов – концов.

Отдельно следует выделить концепцию, согласно которой городские поселения возникали вокруг капищ, кладбищ и мест народных собраний населения сельской округи (эту идею, высказанную Б. А. Рыбаковым, развили Μ. X. Алешковский и В. Л. Янин). По мысли Б. А. Рыбакова, древнерусский город "возник не из княжеских замков или торгово-ремесленных поселений, а из административных вечевых центров сельских округ-погосгов, мест концентрации дани и ее сборщиков".

Структура и облик древнерусского города довольно типичны. Само название "город" означает "огражденное место" или "место, обнесенное ограждением, стеной". Населенные пункты располагались недалеко от рек (обеспечивавших водоснабжение и пути сообщения). Их ставили на мысах (в устьях), что позволяло легко создать оборонительную систему (путем выкапывания рва, соединявшего два берега реки и превращавшего городскую площадку в остров). Для небольших городов (городищ) также выбирались возвышенности, холмы, создававшие естественные укрепления.

Городская площадь окружалась защитными сооружениями. В Древней Руси это были деревянно-земляные укрепления – валы с деревянными стенами и башнями. Перед валами находились рвы, нередко соединенные с водоемом и затопленные водой. Каменные фортификационные сооружения до XIV в. встречаются редко: в некоторых городах (Киеве, Владимире) были каменные главные крепостные ворота с надвратной церковью (их называли Золотыми). Возможно, иногда строились башни из камня или на каменном основании (такая башня найдена археологами в Старом Изборске на Труворовом городище). В 1116 г. "Павел, посадник ладожскый, заложил Ладогу город камеи". Есть указания на наличие каменных укреплений в XI–XII вв. в Переславле, Новгороде и др. Но основная масса крепостей была деревянно-земляной.

Центральная часть города называлась детинец и была укрепленной. По мнению Μ. Н. Тихомирова, название "детинец" восходит к термину "детский", которым обозначался княжеский дружинник. Внутренний замок получил название от "детских", составлявших его гарнизон. По мере роста города отдельные его части (окольные города) также могли обноситься укреплениями. В центральной части города находились административные учреждения, городской храм и другие официальные здания. В каждом городе было несколько церквей (до нескольких десятков), в том числе каменных.

Внутри городских стен располагались городские дворы: жилые усадьбы городской верхушки, мастерские ремесленников, торговые лавки и склады, жилища городской бедноты. Обязательным элементом города был торг. Вся эта территория называлась посадом. Чаще всего посад был неукрепленным. Города могли делиться на улицы и концы. Предполагается, что улицы (население которых могло объединяться по профессионально-корпоративному признаку) избирали своих старост, а городские районы – концы – могли иметь даже собственные веча.

На территории городов располагались усадьбы зажиточных горожан и знати. Примечательно, что археологи фиксируют неизменяемое существование изгородей между усадьбами на протяжении довольно долгого времени. Это говорит о том, что усадьбы были владельческие и передавались по наследству или продавались в целом виде, из чего можно сделать вывод о начале формирования слоя городских землевладельцев.

Необходимо подчеркнуть аграрный характер древнерусского города: горожане активно занимались сельским хозяйством. На территории городов были выпасы скота, распаханные площади под посевы, огороды и т.д. Кроме того, в городах работали многочисленные ремесленные мастерские (по обработке металлических изделий, кожи, дерева, керамики, кости, камня).

К сожалению, у нас нет даже приблизительных сведений о численности населения древнерусских городов. Ученые называют количество горожан от нескольких сотен в маленьких городах до 20–40 тыс. в крупных населенных пунктах (Киеве, Новгороде). По все эти цифры являются сугубо предположительными.

Управление древнерусскими городами со второй половины X в. осуществляли посадники – княжеские наместники и управляющие в городах, где нет князя. Они назначались из числа старших дружинников. С конца XI в. должность посадника в городе становится постоянной, вне зависимости от того, есть в городе князь или нет. Посадники управляли жизнью города, собирали подати и судили. Городским ополчением командовал тысяцкий. Волю городской общины выражали собрания горожан – веча. Как отмечает В. Я. Петрухин, начиная с 1016 г. в летописи резко возрастает количество упоминаний горожан, которые вмешиваются в княжеские усобицы; они на вече приглашают и изгоняют князей.

О роли веча в управлении городами, соотношении власти князя, посадника и веча ведутся споры. Согласно концепции А. Ю. Дворниченко – И. Я. Фроянова, древнерусские города представляли собой своеобразные города-государства (центры волостей-земель, республик, принявших форму города-государства). Они имели некоторое сходство с античными полисами. Эта концепция не была принята всеми учеными, но ее несомненной заслугой является акцентирование внимания на роли вечевого строя и республиканских порядков, самоуправляющихся городских общин в жизни древнерусского города.

За 200–300 лет фактически с нуля в Древней Руси была создана целая городская агломерация, насчитывавшая несколько сотен поселений городского типа. Это свидетельствует о необычайно высокой степени интенсивности социально-экономического и политического развития Древнерусского государства. Именно города в X–XII вв. стали средоточием развития культуры, ремесел, торговли, социальных отношений.