Социальные общности

Термин "социальная общность" употребляется в двух значениях, и оба можно встретить в литературе.

В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. В этом случае под социальной общностью понимается совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

В широком смысле данный термин выступает синонимом социальной группы, но не любой, а реальной группы. В этом случае социальные общности представляют собой такие объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).

Итак, социальная общность в широком смысле равна социальной группе, а потому представляет собой совокупность индивидов, объединенных любым общим признаком (общим пространственным и временным бытием, деятельностью, экономическими, демографическими, психологическими и иными характеристиками), придерживающихся принятых ими норм и выполняющих предписанные им социальные роли на основе стандартизованных образцов взаимодействия.

В иерархии социальных общностей, понимаемых в широком значении, центральное положение занимают социальные классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу и размерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п. К профессионально-территориальным группам следует причислить, например, временных или иногородних рабочих (раньше в просторечии их называли лимитчиками, а сейчас гастарбайтерами) и постоянные кадры предприятий; работников, занятых в нетрадиционных нормах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные (т.е. преступные) группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, алкоголики, члены бандформирований и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Кроме них в социальной структуре общества, или социальном составе (в данном случае эти понятия эквивалентны), выделяют: а) социальные слои, или страты; б) малые социально-психологические группы.

Например, университеты возникли как объединение студентов и профессоров ради приобщения к научным знаниям без вмешательства религиозных догматов или политических интересов. В этом смысле университеты можно уподобить монашескому ордену – организации единоверцев, построенной на жестокой дисциплине, субординации и коллективном членстве, подчиненной одной цели – преданному служению Богу, чистоте религиозного культа. Такие формирования мы вправе называть не только социальными организациями, но и социальными общностями.

Общность – это сообщество равных друг другу людей; в ней нет выделенных, особо привилегированных индивидов.

Организация – это всегда иерархия и неравенство, в основе которого лежит подчинение нижестоящих вышестоящим

Геометрически общность можно изобразить в виде круга, а организацию в виде пирамиды. В чистом виде социальные общности представлены утопическими колтунами, в которых нет формальной иерархии и управления, зато есть всеобщее равенство, самоуправление, периодическая смена и выборность руководителей, демократизм отношен ий. Социальную организацию в чистом виде представляет бюрократия, где нет периодической сменяемости и выборности руководителей, демократических отношений и всеобщего равенства, зато есть неравенство должностных лиц, жесткая субординация и подчинение нижестоящих вышестоящим, авторитаризм отношений между людьми. Если социальные

общности строятся по алгоритму малых групп, где все знакомы друг другу, то бюрократия – по алгоритму больших групп, где ценность межличностных отношений отодвигается на второй план. Это значит, что в любой большой социальной группе отношения всегда деперсонализированы.

Социальные общности занимают особое место на континууме социальных групп и сочетают в себе свойства больших и малых групп. Посредине находится промежуточный тип образования, соединяющий в себе свойства малых и больших групп, – социальные организации. Середина континуума дает целый спектр социальных образований (рис. 6.3).

Агрегаты, или ассоциации (профсоюзы, творческие союзы и т.п.), – самый слабый тип в этом ряду. Механизм интеграции людей в сообщество здесь маломощный:

1) регулярное внесение членских взносов;

2) более или менее регулярное действие органа самоуправления (советы, съезды, комитеты и т.д.);

3) эпизодическое проведение массовых мероприятий (собрания, съезды, конгрессы, демонстрации, митинги, пикетирования и др.).

Члены ассоциации не объединены общим местом жительства и местом работы.

Организации – промежуточный по силе интеграции тип социального объединения. Люди объединены общим

Рис. 6.3. Континуум социальных групп: от малых до больших

местом работы, которое часто выступает единственным или главным источником дохода. Регулярное выполнение производственных заданий строится на основе четкой формальной структуры, распределения должностных обязанностей, соблюдения дисциплины, несения ответственности и т.п. Эпизодические массовые мероприятия здесь как раз не приветствуются, так как отвлекают от дела.

Организация – это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических (экономических, политических или религиозных) целей. На всех уровнях внутри организации имеются неформальные сети (связи), изучение которых не менее важно, чем изучение формальных характеристик организации. Почти все крупные организации являются бюрократическими по своей природе: четкая иерархия власти; установленные правила, определяющие поведение должностных лиц; разделение между задачами должностных лиц внутри организации и их жизнью вне ее. По словам Т. Парсонса, в современном обществе наиболее важную роль играют не родственные союзы, а государство, церковь, университеты, корпорации и профессиональные ассоциации.

Общности – самый сильный тип интеграции людей. Они основаны па двух важнейших принципах:

1) единство места проживания;

2) единство места работы.

Русская поземельная община, советский колхоз, средневековые и современные утопические коммуны – пример такого рода единства.

Ассоциации, организации и общности базируются на единстве ценностных ориентаций, общей идеологии, верованиях, политических убеждениях и т.п. Но в каждой из них степень приверженности людей общей идеологии или верованиям различная. Политические партии и религиозные секты – промежуточные образования, стоящие между ассоциациями и организациями. Политическая партия в подполье – ярко выраженная организация, а демократическая партия у власти – это чаще всего типичный образец ассоциации.