Социальные науки

До сих пор мы использовали концептуальный аппарат, актуальный для всех типов наук. Пора очертить специфику социальных наук, которым как раз и посвящен данный учебник. В этой связи резонно иметь перед собой панораму всех современных наук (табл. 1.6).

Таблица 1.6. Отрасли и типы наук

Отрасли науки

Типы наук

Типы концептов

1

Философия

Метанауки

Изоморфизмы, описания, ценности

2

Логика

Формальные науки

Изоморфизмы

3

Математика

4

Физика

Естественные науки

Описания (дескрипции)

5

Химия

6

Геология

7

Биология

Аксиологические науки

8

Технические науки

Аксиологические науки, смежные естественным наукам

Ценности

9

Сельскохозяйственные

науки

10

Медицинские науки

11

Психология

Личностно ориентированные аксиологические науки

Ценности

12

Педагогика

13

Социология

Социальные науки

Ценности

14

Экономика

15

Политология

16

Юриспруденция

17

История

18

Лингвистика

Гуманитарные науки

Ценности

19

Искусствоведение

Таблица 1.6 составлена на основе двух документов – классификации научных специальностей, принятой в России[1], и номенклатуре научных специальностей, используемой в ЮНЕСКО[2]. Между двумя этими документами существуют определенные расхождения. Пытаясь учесть сильные стороны двух классификаций, мы, во-первых, в перечне отраслей наук оставили только те из них, которые указаны в обоих документах. Во-вторых, мы не следовали за авторами указанных документов, позиции которых в составлении списка типов наук не менее спорны, чем наши.

Отметим несколько моментов, актуальных в деле выяснения специфики социальных наук. Это, в частности, отличие естественных наук от аксиологических дисциплин. Принципы, законы и переменные естественных наук люди не вольны отменить или заменить. Они способны нанести природе ущерб, но не в их силах изменить ОГЛАВЛЕНИЕ концептов естественных наук. Имея это в виду, говорят, что концепты естественных наук являются описаниями (дескрипциями) того, что не создано людьми.

Принципиально по-другому выглядит ситуация с теми науками, которые в табл. 1.6 фигурируют под номерами 8–19. Их концепты, речь опять же идет о принципах, законах и переменных, созданы людьми, они выражают их собственный смысл. Учитывая это обстоятельство, резонно их считать не описаниями, а ценностями (греч. ала). По определению, науки, оперирующие ценностями, являются аксиологическими[3].

Что касается формальных наук, то они выражают некоторые классы изоморфных отношений, характерные как для естественных, так и аксиологических наук. Следовательно, они имеют дело не с описаниями и ценностями, а изоморфизмами.

Итак, после сделанных разграничений целесообразно перенести внимание на аксиологические науки. Во избежание недоразумений отмечу, что устойчивой традиции в выделении типов аксиологических наук не существует. Тем не менее очевидно, что следует пытаться ввести их классификацию.

Мы взяли на себя смелость выделить аксиологические науки, смежные естествознанию. Технические науки близки к физике, химии, геологии, сельскохозяйственные – к биологии, медицина – к биологии человека. Указанная близость у других аксиологических наук отсутствует.

Довольно часто рядом с психологией ставят педагогику. В этих двух науках изучают широкий спектр межличностных отношений, но акцент делается на природе отдельной личности. Личностно ориентированные исследования занимают центральное место как в психологии, так и в педагогике.

Принципиально по-другому обстоят дела в социальных науках. Здесь центром внимания является общество (лат. societatis). Личность рассматривается в контексте общественных отношений. Поэтому социальные науки часто называются также общественными науками.

Что касается гуманитарных (от лат. humanitas – человечность), наук, то представление о них было развито в эпоху Возрождения. Была сделана попытка выделить среди изучаемых дисциплин те, в которых главной ценностью считается человек, причем акцент делался на языках и литературе. Список гуманитарных наук постоянно расширялся, в конечном счете в него стали включать все науки, указанные в табл. 1.6 под № 11–19, а также философию и логику. В результате термин "гуманитарные науки" в качестве классификационного понятия существенно потерял в силе. Мы соотнесли его с двумя науками, лингвистикой и искусствоведением, т.е., по сути, использовали его первоначальное значение.

Что касается философии, то ее часто также относят к гуманитарным наукам. Впрочем, ее своеобразный статус не вызывает сомнений. Под философствованием всегда понимают размышление над чем-то. В этом своем качестве она находится не рядом с науками, а над ними. Иначе говоря, является наукой о других науках. Такие дисциплины принято называть метанауками (от греч. meta – за, после).

Исторический экскурс

Термин метанаука нельзя назвать удачным. Его появление во многом связано с греческим философом Андроником Родосским (I в. до н.э.). Он переводил трактаты Аристотеля. После трактатов, относящихся к физике, наступил черед другой группы трактатов, которые он назвал метафизикой. По сути, это были сугубо философские трактаты. Их не следовало соотносить именно с физикой. Возникла терминологическая сумятица. Наука более высокого уровня стала обозначаться посредством приставки мета. Если бы Андроник правильно понимал статус философии, то, надо полагать, он использовал бы для ее обозначения термин эпинаука (от греч. ері – над).

Как бы то ни было, термин метанаука к настоящему времени стал научной нормой.

Во избежание недоразумений мы вынуждены продолжить терминологические изыскания. Введение представления о метанауке сразу же ставит вопрос об имени для базовой науки. Считать ее просто наукой нельзя. Ведь метанаука также является наукой, а между тем следует отличать базовую науку от метанауки. Мы называем базовые науки субнауками (от лат. sub – под). Метанаука не является субнаукой. Как правило, сначала формируется субнаука и лишь значительно позднее метанаука.

Необходимое разъяснение

Три ошибки в интерпретации природы ценностей и социальных наук. Во-первых, частью исследователей не признается институт ценностей. Они стремятся заменить ценности описаниями. Указанная ошибка имеет место постольку, поскольку социальные науки уподобляются естественным наукам. Разумеется, своеобразие социальных наук невозможно отменить. Во-вторых, ценности то и дело стремятся свести к каким-либо более фундаментальным признакам, например, к потребностям. В данном случае игнорируется принцип теоретической относительности. Исходить следует из того, что содержится в самой теории. Тут же выясняется, что ценности – это не что иное, как концепты аксиологических теорий. Всякие определения ценностей безотносительно к содержанию соответствующих теорий несостоятельны. В-третьих, часто полагают, что статус науки как непредубежденного мероприятия не совместим с природой ценностей. В действительности исследователь изучает ценности такими, каковыми они являются безотносительно к его произволу. А это ни в коей мере не приходит в противоречие с идеалами науки.

Термин "наука" используется в самых различных контекстах. Показательна, например, терминология, используемая при классификации научных специальностей, – отрасль науки – группа наук – отдельная наука. Следуя ей буквально, социология, экономика, политология, юриспруденция и история должны считаться не науками, а отраслями наук. Все современное научное знание также часто называют наукой. Нам остается предупредить читателя: всегда учитывайте тот контекст, в котором используется термин "наука".

Выводы

1. Принципы, законы и переменные социальных наук являются не дескрипциями, а ценностями.

2. Статус аксиологических дисциплин отличается от природы естественных и формальных наук.

3. В границах аксиологических дисциплин социальные науки выделяются своим объектом, которым является общество и, соответственно, к общественным отношениям.