Социальные измерения модернизации

Модернизация представляет собой сложный комплексный процесс изменений, охватывающий все сферы общественной жизни, и предполагает одновременное движение к различным целям.

В сфере экономики модернизация предполагает внедрение наукоемких технологий, прогресс в энергетике, углубление разделения труда, формирование рынков товаров, капиталов, труда, рост независимости экономики от политики. Вместе с тем предполагается различение "экономического роста" и "экономического развития": если первое предполагает устойчивое увеличение национального продукта на душу населения, то второе – структурные изменения в экономике, сопровождающиеся устойчивым, "самоподдерживающимся" ростом.

В сфере политики модернизация предполагает постепенное формирование политической системы современного западного образца: централизации и в то же время – разделения властей, установление политической демократии, включение все более широких масс в политические процессы.

В социокультурной сфере модернизация предполагает развитие индивидуализма и безличных форм социального взаимодействия как базовых; секуляризацию и растущее разнообразие форм духовной жизни; рационализацию сознания на основе широкого распространения достижений научно-технического прогресса и специфических форм рыночного регулирования экономики и предпринимательства. Но главная цель социокультурной модернизации – формирование духовных и нравственных предпосылок для новых форм деятельности, в первую очередь – стимулов хозяйственной и предпринимательской активности. Развитие социокультурных предпосылок модернизации может ее облегчить и ускорить – подобно протестантской этике и развитию индивидуализма на Западе, а отсутствие таких предпосылок, неприятие общественной нравственностью и культурой новых форм поведения и деятельности приводят к срывам модернизации и понятным тенденциям развития.

Множественность целей и задач модернизации отражается в общественном сознании, расставляющем собственные приоритеты развития. В России в начале XXI в., по данным исследования "Готово ли российское общество к модернизации?", респонденты так оценили значимость основных задач модернизациионных преобразований в различных сферах общественной жизни:

• равенство перед законом, соблюдение гарантированных конституцией прав человека – 41%;

• жесткая борьба с коррупцией – 38%;

• обеспечение социальной справедливости – 31%;

• формирование эффективной инновационной экономики – 24%;

• укрепление силы и могущества державы – 21%;

• возрождение русских национальных ценностей и традиций – 14%;

• расширение возможностей свободного предпринимательства и развитие конкуренции – 12%;

• демократическое обновление общества – 7%.

В теориях модернизации часто возникает необходимость в понятии, охватывающем весь комплекс культурных ценностей и институтов, присущих капиталистическому Западу. Для этого используется понятие "модернити".

"Модернити" – комплексная характеристика культуры развитого западного буржуазного общества, "приверженность европейскому рационализму и сциентизму, стремление к росту материального богатства и техническому прогрессу, отношение к природе как к объекту приложения своих сил и знаний. Это также идея социального равенства и личной свободы, индивидуализм, готовность человека к постоянным переменам в производстве, потреблении, образе жизни, в политических институтах, правовых нормах, моральных ценностях, как и желание быть инициатором таких перемен, желание "быть современным”".

В научной традиции модернизация связана с развитием и распространением "модернити". Французский социолог А. Турен отметил, что модернизация и есть "модернити" в действии. При этом А. Турен различает "модернизацию" и "модернити", подчеркивая, что самобытное по социокультурным основам японское общество является в некоторых аспектах (например, в сфере менеджмента) более "модернизированным", чем американское – признанный образец наиболее чистой культуры "модернити".