Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В данной главе рассматриваются социальные институты как значимый элемент социума, раскрывается их роль и место в системе педагогических отношений в процессе социализации личности. В главе дается социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности, раскрывается специфика каждого отдельного социального института, в частности, семьи, образовательного учреждения как официального института социализации личности, общественных социальных институтов, служб социально-педагогической поддержки развития личности в процессе ее социализации. Излагаются сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ педагогического потенциала социальных институтов: ОГЛАВЛЕНИЕ, оценка, формы и методы его реализации.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

• основные характеристики социального института как элемента социума и его педагогического потенциала;

уметь

• организовывать реализацию педагогического потенциала социального института в образовательном процессе;

владеть

• системой знаний о формах и методах развития педагогического потенциала социального института.

Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности

Основные понятия: социум, социальный институт, виды социальных институтов общества, экономическо-социальные институты, политические институты, социокультурные и педагогические институты, нормативно-ориентирующие, разновидности социальных институтов.

Понятие "социальный институт", его социально-педагогические аспекты существования

Социальные институты – это важнейший элемент социума, представляющий собой организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Понятие "институт" включает в себя также группу людей, выполняющих определенные функции. В этом случае можно говорить об институте классных руководителей, наставников, уполномоченных по защите прав несовершеннолетних, социальных педагогов, врачей.

В социальном институте сложным образом переплетаются разнообразные сферы жизнедеятельности общества: экономические, политические, нравственные, правовые и иные отношения, благодаря чему обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация человека.

Интеграция индивидов в целостное социальное объединение – группу, общность или общество – предполагает не только заинтересованность людей в создании такого рода связей, но и наличие возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой всеми ценностно-нормативной системы и др.). Это способствует организации союзов на базе общих платформ для реализации многообразных социальных потребностей людей.

Таким же образом создаются институты брака и семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального контроля. Распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни людей (например, при отсутствии институтов правопорядка или их неэффективной деятельности), поэтому общественность заинтересована в стабильности и эффективном функционировании институтов.

Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. Несмотря на многообразие теорий социальных институтов, можно выделить общие элементы, которые характеризуют любой социальный институт.

Во-первых, группы, имеющие зачатки институционализации, используют определенные способы действия от имени членов группы как целого; эти способы не зависят от личных интересов включенных в данный институт индивидов.

Во-вторых, любой социальный институт выполняет функции (или задачи), имеющие разный характер. Среди них – функции, регулирующие поведение членов общества, социальных групп; обеспечивающие устойчивость общественной жизни; осуществляющие интеграцию и сплоченность институционных отношений.

В-третьих, в рамках отдельных социальных институтов выделяется система социальных ролей. Их ролевая структура обозначается по самым различным основаниям и зависит от пола и возраста до вида занятий и способностей; от отношений к существующим в обществе нормам действий, а также от механизмов социального контроля.

Социальный институт – это более сложное образование социума, потому что в нем задействованы люди с их потребностями, способностями, деятельностью и отношениями.

Нормативно-организационная природа социальных институтов позволяет говорить об их двух типах:

– государственные, официальные, юридически закрепленные и обеспеченные властью социальные институты с жесткими нормативами их деятельности: парламент, дума, правительство, мэрия, суд, прокуратура, армия, школа, вуз, семья, полиция, тюрьмы, воспитательные колонии, оздоровительные лагеря, больницы, музеи, дома творчества, клубы, учреждения культуры и спорта;

– общественные, неофициальные социальные институты двух видов: юридически оформленные – партии, движения, союзы, объединения, фирмы; неформальные, юридически незафиксированные объединения, группы, сообщества – творческие коллективы, криминальные структуры, подпольные организации.

При всем этом каждый социальный институт имеет собственную структуру и определенную нормативность деятельности: устав, кодекс, правила, регламентацию, условия входа и выхода. Нормативность является гарантией стабильности, устойчивости института.

Социум поэтому можно рассматривать как систему социальных институтов города, каждый из которых обладает своим воспитательным и жизненным потенциалом, активно используемым в социально-педагогической деятельности.

Структура социальных институтов общества очень сложна. Во-первых, потому что сложны и многообразны человеческие потребности и интересы, стимулирующие создание данных социальных институтов. Во-вторых, социальные институты постоянно видоизменяются. В процессе исторического развития общества отдельные элементы структуры институтов могут утрачиваться, наполняться новым ОГЛАВЛЕНИЕм, приобретать новые задачи и функции.

Таким образом, социальный институт – это образование, созданное для использования различных ресурсов социума (общества) ради удовлетворения конкретной социальной потребности, стабилизации деятельности людей. Определяющими чертами социального института принято считать организованность, предсказуемость образцов социальных ролей и ожиданий, четкость социальных норм. По мере усложнения общественных отношений наблюдается развитие и увеличение числа социальных институтов, их дифференциация. В дальнейшем мы будем рассматривать те из них, в которых прослеживаются воспитательные функции и отношения: семью, школу, группу сверстников и др.

Виды и функции социальных институтов

В современном социуме можно выделить следующие социальные институты: экономические, обеспечивающие воспроизводство и распределение материальных благ, организацию труда, денежный оборот и т.д.; политические, связанные с выполнением функций власти; социальные (в узком смысле этого понятия), организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, регулирующие поведение людей в процессе взаимодействия, социальных отношений; педагогические, обеспечивающие передачу от поколения к поколению социального опыта в различных областях знаний; религиозные, регламентирующие отношения людей с представителями религиозных структур (служителями церкви); институты воспроизводства (институты брака и семьи).

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

Социологи разных направлений выделили четыре основных функции социальных институтов: воспроизводство членов общества; социализацию; производство и распределение; функцию управления и контроля.

Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций, определенных нормами.

Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, устанавливают методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., закрепляют регламент собраний, заседаний, деятельность каких-либо объединений.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

– он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

– он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

– институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

– социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами.

Каждый социальный институт имеет:

• более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

• набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

• систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

• конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Социальные институты, равно как и каждое из образований социума, обладает различными ресурсами и возможностями, среди которых педагогический потенциал, так или иначе участвующий в социализации детей и подростков.