Социальные группы. Типы социальных групп

Остановимся на социологических характеристиках групп подробнее.

В общественных науках группы классифицируются по разным основаниям.

1. По характеру контактов (непосредственные / опосредованные) группы делятся на уже упоминавшиеся первичные (где индивиды имеют непосредственные, личные, тесные связи друг с другом) и вторичные (где индивиды включены в безличные отношения, ориентированные на достижение некой конкретной цели).

Для формирования первичной группы имеет значение ее небольшой размер, но не сам но себе, а как залог обеспечения потенциальной возможности вступления индивидов в более тесные, частые и долговременные межличностные отношения, более близкого знакомства и формирования более определенного мнения друг о друге. Первичные группы играют важнейшую роль на начальных этапах социализации индивида (в раннем детстве), выступая в качестве своего рода мостов между индивидом и обществом в целом, транслируя систему ценностей, норм и правил, принятых в данном обществе.

Так, величайший российский психолог Л. С. Выготский обозначал систему социализации в раннем возрасте как систему "ребенок - общественный взрослый", подчеркивая, что родители, общаясь с малышом, выступают не только как носители индивидуально-личностных качеств, но и как трансляторы культурного наследия1. В более старшем возрасте первичные группы не утрачивают своей функции социализации (хотя и разделяют ее с вторичными группами, когда, например, ребенок идет в школу), поскольку именно первичные группы наделены особыми полномочиями в осуществлении социального контроля и распределении поощрений и наказаний. Первичные группы способствуют также удовлетворению базовых потребностей индивида в принятии, поддержке, формировании ощущения безопасности и благополучия.

На первый взгляд, удовлетворение потребностей в любви и принятии как потребности социального порядка кажется не столь необходимым для физического выживания человека, как утоление голода и жажды. На самом деле это не совсем так. И мы можем в этом убедиться, обратившись к историческому примеру.

В нацистской Германии был задуман невиданный эксперимент по созданию "идеального человека", соответствующего всем критериям представителя "высшей расы". Воспитание и обучение такого человека государство, разумеется, решило взять на себя. По был необходим "биологический материал". Для этого отобрали несколько мужчин и женщин, идеальных с медицинской точки зрения. Полученное от них потомство, также с идеальными показателями здоровья, отлучили от родителей с самого первого мгновения жизни детей и поместили в дом малютки, где уход и, как предполагалось, дальнейшее воспитание должны были бы осуществлять специально обученные люди. Однако этим планам не суждено было осуществиться. В доме малютки, где находятся сотни детей, невозможно обеспечить каждому ребенку такой уровень заботы, ласки и нежности, какой обеспечивает мать своему ребенку в семье. Да этот фактор и не принимался до тех пор во внимание. В результате эти совершенно здоровые дети начали болеть, часть детей погибла, а многие из них выросли умственно неполноценными.

Это явление, получившее название "госпитализма", наглядно демонстрирует значение, которое имеет для поддержания жизни ребенка психическая стимуляция и ощущение заботы и любви, сопоставимое со знамением правильного питания и физического ухода.

2. По отношению к индивиду группы делятся на внутренние (группа, к которой индивид принадлежит и с которой себя идентифицирует) и внешние (к которым индивид не принадлежит и с которыми не идентифицирует себя), что предполагает на субъективном уровне разделение на "Мы" и "Они".

На этом разделении на "своих" и "чужих" основывается межгрупповое взаимодействие. Такое разделение может привести как к отношениям сотрудничества, так и к отношениям конкуренции. Подобная двойственность обусловлена тем, что в процессе коммуникации с представителями других групп привлекаются как нормы и ценности своей группы, так и регуляторы другой, которые мало знакомы и поэтому мало значимы. В этой ситуации групповая идентичность может рассматриваться в качестве одного из важных инструментов, который оказывает влияние на сам процесс коммуникации.

В ситуациях несовпадения каких-либо явлений с принятыми в своей группе возникает понятие "чужой". Когда в коммуникацию вступают представители разных групп, то каждый из них в восприятии чужой группы придерживается позиции наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни - единственно возможны и правильны, что ценности, которыми они руководствуются в жизни, одинаково понятны и доступны всем. И только сталкиваясь с представителями других групп, обнаруживая, что привычные модели поведения непонятны для других, индивид начинает задумываться о причинах своих неудач.

"Должен без ложной скромности сказать, что у меня есть некоторые основания писать о том, "как быть иностранцем". Я ведь сам иностранец. Больше тою, я был иностранцем всю жизнь, хотя первые двадцать лет об этом даже не подозревал. Я жил в своей собственной стране, где было полно иностранцев, и не замечал за собой ничего особенного или необычного. Затем я приехал в Англию - и можете себе представить мое горькое изумление!

Вот как было дело. Несколько лет назад я довольно много общался с одной юной дамой, которая очень гордилась тем, что она англичанка. Однажды она спросила меня, не женюсь ли я на ней.

- Нет, - ответил я. - Не женюсь. Моя мать никогда не согласится, чтобы я женился на иностранке.

Юная англичанка посмотрела на меня не без некоторого удивления и даже возмущения и возразила:

- Это я-то иностранка?! Что за вздор! Я - англичанка. Это вы иностранец. И ваша матушка тоже.

- И в Будапеште? - не сдавался я.

- Везде, - решительно заявила она. - Истина не зависит от географии. В Англии, в Венгрии, на Северном Борнео и в Венесуэле истина одна и та же.

Я понял, что теория эта столь же неопровержима, сколь и проста. Понял и очень расстроился...

Быть иностранцем стыдно, и спорить по этому поводу совершенно бессмысленно. Исправить положение невозможно. Преступник может одуматься и стать приличным членом общества. Преступник - но не иностранец. Родился иностранцем - иностранцем и умрешь, и тут уж ничего не поделаешь. Иностранец может стать британцем, но англичанином - никогда.

<...>

Предупреждение начинающим. В Англии все наоборот.

По воскресеньям в Европе даже самый бедный человек надевает свой лучший костюм, старается выглядеть пореспектабельнее, жизнь в стране становится веселой и радостной. В Англии же даже самый богатый пэр или автомобильный магнат напяливает в этот день какие-то причудливые лохмотья, не бреется, а пейзаж становится каким-то унылым и блеклым.

В Европе говорить о погоде не принято. В Англии же, если вы не будете повторять по меньшей мере раз двести в день "Прекрасный день, не правда ли?", вас сочтут не вполне вменяемым. В Европе воскресные газеты выходят в понедельник. В Англии, стране экзотических обычаев, они выходят по воскресеньям. В Европе вилкой пользуются, как совком. В Англии же ее переворачивают и на покатой стороне пытаются удержать еду, в том числе и зеленый горошек.

В европейском автобусе, когда он подъезжает к остановке по требованию, кондуктор звонит в звонок, если хочет, чтобы автобус не останавливался; в Англии вызвоните, если хотите, чтобы автобус остановился. В Европе о бездомных кошках судят в зависимости от их личных качеств, - одних любят, других уважают; в Англии же их всех безоглядно боготворят, как в Древнем Египте. В Европе любят хорошо поесть; в Англии предпочитают хорошо вести себя за столом.

В Европе публичные ораторы учатся говорить бегло и гладко; в Англии они кончают специальные курсы по заиканию. В Европе образованные люди любят процитировать Аристотеля, Горация, Монтеня и вообще блеснуть эрудицией: в Англии эрудицией блещут лишь самые необразованные люди; греческих же и латинских авторов цитируют исключительно те, кто никогда их не читал.

В Европе нет пи одной страны, большой или маленькой, которая хотя бы раз не заявила, что превосходит все прочие страны; в Англии, напротив, в борьбе с этими опасными идеями во все времена велись героические войны и при этом никогда не говорилось, кто на самом деле высшая раса. Европейцы обидчивы и раздражительны, англичане же все воспринимают с отменным чувством юмора; на вас они обидятся лишь в том случае, если вы скажете им, что чувство юмора у них напрочь отсутствует. Население европейских стран состоит из небольшого числа преступников, из небольшого числа честных людей, остальные же нечто среднее; в Англии есть небольшой процент преступников, все же остальные люди честные.

Многие европейцы считают, что жизнь - это игра; англичане же убеждены; игра - это крикет.

Таким образом, групповая идентичность выступает одним из механизмов освоения человеком действительности. При этом она представляет собой индивидуализированное отношение человека к тому культурному окружению, в котором развертывается его жизнь.

3. По значению для формирования системы жизненных ориентиров и выработки стратегий поведения особо выделяются референтные группы. Это общности, на которые индивид ориентируется при оценке себя и окружающих, при выработке индивидуальных норм, ценностей и моделей поведения.

Референтные группы выполняют оценочные и нормативные функции, предоставляя индивиду систему норм и стандартов поведения, задавая таким образом принципы и ориентиры для "культивирования" соответствующих личностных качеств, привычек, системы притязаний. Референтная группа может одновременно быть и группой членства, то есть такой, к которой индивид принадлежит на самом деле, но это необязательно, так как человек, в действительности принадлежа к одной группе, может стремиться быть похожим и соответствовать стандартам оценки, характерным для другой группы. Субъективно подобная ситуация расхождения между группой членства и референтной группой может переживаться как конфликтная. Стрессогенность этого конфликта усиливается в случае, если притязания индивида на самоидентификацию с референтной группой наталкиваются на неприятие его членами референтной группы в общее "Мы".

Подобное неприятие часто испытывают мигранты, попавшие в новую социокультурную среду, оказавшиеся волей обстоятельств или в результате принятия собственного решения исключенными из прежней группы в ситуации, если общество принимающей страны не желает признавать их в качестве равноправных членов. Переживание конфликта и его стрессогенность особенно остры у беженцев, "вытолкнутых", "выброшенных" из привычной системы координат.

В ситуации подобного конфликта возможны два сценария развития событий. Либо у индивида нарастают проявления деструктивных последствий стресса, в том числе соматических и психических заболеваний (таких как заболевания сердечнососудистой системы, язвенная болезнь, астма, депрессия, алкоголизм и др.). Либо, что более вероятно, в случаях, когда недовольство носит массовый характер, индивид включается в общественное движение и продолжает борьбу за право на признание. При развитии событий по второму сценарию понятие референтных групп оказывается связанным с механизмом социальных трансформаций.

Используя предложенные критерии типологизации социальных групп, охарактеризуйте такие группы, как семья, студенческая группа, дружеская компания, профессиональный коллектив, этническая общность.