Социальные гарантии занятости

Социальные гарантии занятости – один из инструментов как государственной социально-экономической политики в целом, так и государственного регулирования рынка труда. Меры социальной защиты граждан в сфере труда и занятости естественным образом встроены в систему социальной защиты населения.

В настоящее время в большинстве промышленно развитых стран система социальной защиты населения – это совокупность социальных гарантий, устанавливаемых государством и обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами, независимо от вида деятельности или формы собственности. Термин "защита", или "социальная безопасность" (впервые появился в США в середине 1930-х гг. и постепенно распространился во всех странах с развитой рыночной экономикой), обозначает систему мер, защищающих любого гражданина (а в ряде случаев и любого жителя) страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения доходов, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и тому подобных событий. Современная практика построения системы социальной защиты населения имеет определенную специфику в различных странах мира. Но в большинстве из них имеется общность принципов реализации социальных программ:

• всеобщность системы социальной защиты населения, означающая охват социальными, экономическими и правовыми гарантиями всех граждан страны, независимо от уровня доходов, занятости и других социальных характеристик. Система социальной защиты должна охватывать весь жизненный путь человека, т.е. защищать его права и интересы на протяжении всей жизни;

• дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам и слоям населения, предусматривающий существование различий в формулировке целей и разработке конкретных мероприятий по комплексу социальной защиты в зависимости от экономической самостоятельности, уровня трудоспособности, способов получения доходов, которые могут существенно различаться как по группам населения, так и внутри них. Дифференциация мер социальной поддержки предполагает различный подход к трудоспособным гражданам и к гражданам, объективно слабым с точки зрения их конкурентоспособности на рынке труда в силу не зависящих от них причин.

Конкретные меры в области социальных гарантий разрабатываются и реализуются на общегосударственном и региональном уровнях, на уровне фирмы. Максимальный эффект может быть достигнут при соблюдении согласованности и сбалансированности конкретных мероприятий в области социальной защиты, осуществляемых на различных уровнях. Практически это проявляется в том, что, с одной стороны, выплаты социального характера, входящие во многих фирмах в систему материального стимулирования, приносят наибольшую пользу с точки зрения трудовой мотивации, когда ощутимо отличаются от общедоступных программ системы государственного социального обеспечения. С другой стороны, если практика социального партнерства гарантирует наемным работникам получение значительных по объему социальных льгот и выплат по месту работы, то государство может переориентировать свою социальную политику в пользу исключительно неработающего населения. При таком подходе существенно возрастает роль личных доходов трудоспособных граждан в поддержании достойного уровня жизни и удовлетворении основных материальных и социальных потребностей.

Особенно важным в построении системы социальной защиты населения является возможность адаптации ее отдельных элементов к изменениям социально-экономического положения страны. В зависимости от особенностей протекания различных этапов и фаз развития экономики к наиболее уязвимым могут быть отнесены различные социально-демографические группы населения. В условиях экономической стабильности (а тем более экономического подъема) трудоспособное население самостоятельно решает большинство материальных проблем и практически не нуждается в дорогостоящих социальных программах. В условиях экономического кризиса трудоспособные граждане нуждаются в социальной защите, так как высокий уровень безработицы делает невозможным самостоятельный заработок для многих из них. Мероприятия в области социальной защиты могут носить упреждающий характер, т.е. действовать еще до того, как начнет действовать фактор социального риска.

Достаточно известная модель социальной защиты работников представлена на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Концептуальная модель социальной защиты работников

В большинстве стран мира государственная власть не может взять на себя полной ответственности за поддержание достаточно высокого уровня жизни всего населения страны. Поэтому существуют различные формы мобилизации свободных денежных средств населения и фирм в негосударственных социальных фондах. Тем самым повышается степень личной ответственности граждан за собственное благосостояние в случае действия факторов социального риска. Например, персонифицированный учет пенсионных взносов даже в рамках государственного пенсионного фонда позволяет перенести основную нагрузку по мобилизации средств на выплату пенсий с работающего в данный период времени населения на получателей пенсий, которые в течение своей трудовой жизни откладывают деньги на свое будущее пенсионное обеспечение.

Подобного рода преобразование социальных программ призвано усилить личный вклад каждого человека в обеспечение собственного благосостояния, преодолеть иждивенческие настроения граждан, которые без достаточных на то оснований рассчитывают исключительно на помощь государства в решении собственных проблем. Система социальной защиты должна поощрять экономическую самостоятельность и ответственность трудоспособного населения, поддерживать стимулы работника к высокопроизводительному труду. Для нетрудоспособных и социально слабых слоев населения социальные гарантии должны предотвращать снижение уровня жизни, защищать право на посильный труд и получение дополнительного дохода, не связанного с трудовой деятельностью и ее результатами.

Таким образом, система социальной защиты должна предоставлять гарантии в области занятости, защищать интересы работников наемного труда, поддерживать определенный уровень жизни населения страны. Социальная защита населения – это система законодательных, экономических, социальных гарантий, предоставляющая трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямой материальной поддержке в виде пенсий, пособий, стипендий, других выплат.

С точки зрения социальной защиты трудоспособного населения необходимо:

• обеспечить реализацию права человека на труд, гарантии занятости и отсутствие дискриминации в вопросах найма, увольнения и оплаты труда в соответствии с нормами общегражданского и трудового законодательства;

• реализовать в рамках государственного регулирования рынка труда принципы эффективной занятости, ориентированной на развитие индивидуальной рабочей силы человека в условиях функционирования системы непрерывного образования, обеспечивающей участие гражданина в программах подготовки и переподготовки кадров, повышение квалификации;

• государственное регулирование доходов и заработной платы, чтобы обеспечить минимальный уровень цены труда, гарантирующий уровень воспроизводства совокупной рабочей силы общества не ниже простого. Макроэкономическое регулирование процесса дифференциации трудовых доходов граждан должно способствовать повышению профессиональной и социальной мобильности граждан;

• официально установить реальный прожиточный минимум как в денежной форме, так и в натурально-вещественной форме "потребительской корзины" с учетом тенденций в дифференциации доходов и потребления населения.

Перечисленные меры общей социальной защиты дополняются специфическими мерами помощи отдельным группам населения, которые по объективным причинам либо вообще не могут трудиться, либо уровень их трудоспособности значительно снижен. Для этих групп населения социальная защита должна быть нацелена на то, чтобы размеры пенсий, пособий, стипендий не были ниже размера прожиточного минимума, своевременно пересматривались или индексировались. Необходимо создавать условия, при которых граждане данных категорий имели бы возможность по мере возможности и потребности реализовывать свои способности к труду, что позволит им чувствовать себя полноценными членами общества. Основные элементы механизма социальной защиты населения таковы:

• минимальный потребительский бюджет (МПБ);

• минимальная заработная плата;

• индексация доходов населения;

• государственное регулирование цен;

• минимальные пенсии, стипендии, пособия по безработице;

• минимальные социальные пособия, в том числе в виде натуральных выдач и льготного предоставления социальных услуг.

В комплексе все эти меры могут обеспечивать минимальный гарантированный уровень потребления товаров и услуг для всех групп населения, увеличить охват и эффективность систем социального обеспечения, поднять уровень экономической и социальной защищенности граждан до уровня стандартов XXI в. Например, в разработанной Международным Бюро труда Программе экономического и социального обеспечения в XXI в. рассматриваются следующие вопросы:

• по каким причинам отдельные лица и общественные группы не имеют достойного социального обеспечения;

• как новые схемы социального обеспечения, реализованные в странах – членах МОТ, могут дополнить или заменить собой традиционные и давно действующие системы;

• как можно улучшить управление программами социальной защиты и расширить их охват;

• каковы основные элементы социального обеспечения;

• как примирить необходимость гибкого рынка груда с достаточной социальной защищенностью.

Важными инструментами предоставления социальных гарантий в сфере занятости становятся социальная политика, социальные технологии и социальное партнерство, реализующиеся в рамках социально-трудовой сферы (рис. 9.2).

Рис. 9.2. Составляющие социально-трудовой сферы