Лекция 6. Социальные движения

Социальные движения характеризуют коллективные действия людей, возникающие спонтанно, без санкции властных структур, более того, часто независимо от них и вопреки их воле. Социальные движения, постепенно вызревающие в сознании людей, представляющих определенную часть общества, как правило, направлены либо на осуществление неких социальных изменений, либо на их предотвращение. Учитывая эти особенности, социальные движения можно определить как "совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе"[1]. Однако существуют и другие определения социальных движений. Например, французский социолог Ален Турен (р. 1925) считает социальное движение особым типом борьбы. По его мнению, "это конфликтное коллективное действие, посредством которого агенты противоположных классов противостоят друг другу в борьбе за социальный контроль над культурными ориентациями их сообщества... Социальное движение имеет, следовательно, два измерения: конфликт с противником и проект социально-культурной ориентации"[2].

Как представляется, второе определение есть частный случай первого. Не всякое социальное движение – конфликтное коллективное действие. Так, например, социальное движение, проходящее под лозунгом "За мир во всем мире!" никем в открытой форме не отвергается. Другое дело, что представители военно-промышленного комплекса (ВПК) и лоббисты интересов ВПК в скрытой форме противостоят вышеназванному социальному движению проведением соответствующей политики. Еще более ярким примером бесконфликтности социального движения является разворачивание в 1959–1989 гг. в Советском Союзе движения студенческих строительных отрядов, единственная цель которых состояла в том, чтобы во время летних каникул в организованной форме предоставить студентам возможность заработать. Студенческие строительные отряды были настоящей школой жизни: студенты приобретали за лето профессиональные навыки, навыки управления и т.п.

Таким образом, социальное движение можно определить как многочисленные коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, с целью удовлетворения потребностей как материального, так и духовного свойства. По своей направленности социальные движения могут быть ориентированы либо на социальные изменения, либо на сопротивление им в борьбе с другими социальными группами. Однако данное определение, хотя и подходит к самому широкому кругу социальных движений – политических, культурных, экономических, женских, эмигрантских, религиозных, молодежных и т.п., в то же время ничего не говорит о характере социальных изменений, предлагаемых тем или иным движением. Само ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "социальное движение" как бы не желает раскрывать идеологию этого движения. В этой связи возникает вопрос: каковы цели и интересы, ради которых появилось это движение? Когда речь идет о таком социальном движении, как движение студенческих строительных отрядов, ответить на этот вопрос достаточно легко: цели и интересы этого движения были положительны по определению, потому что совпадали с целями и интересами всего общества в целом. Движение никому не мешало и приносило пользу как студентам, так и народному хозяйству. Но совсем другое дело, если речь о движении, цели и интересы которого разделяются не всеми общественными группами.

Совершенно очевидно, что понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, в его социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным, отмечая, что во многих обществах имеется значительный "резерв" социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко. В частности, социолог Джеймс Дейвис обнаружил, что развитию ощущения относительной депривации, т.е. неудовлетворенности, связанной с разрывом между тем, что мы имеем, и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь, могут способствовать и другие условия (рис. 8). По мнению Дейвиса, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким

Рис. 8. "j-кривая" теории революции Дейвиса[3]

1 – допустимый разрыв между тем, чего хотят люди, и тем, что они получают; 2 – ожидаемая потребность в удовлетворении;

3 – невыносимый разрыв между тем, чего хотят люди, и тем, что они получают; 4 – реальная потребность в удовлетворении;

5 – в этот момент происходит революция

трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой.

Как видно, природа социальных движений достаточно сложна и требует к себе дифференцированного подхода, особенно в социологии, где широко используется метод типологизации социальных явлений, что, собственно, и позволяет реализовать дифференцированный анализ любого явления, в том числе социального движения.