Социально безответственное поведение работника и методы его предотвращения

Основными качествами социально ответственного работника являются его трудолюбие, честность, инициативность, креативность, милосердие, лояльность по отношению к коллегам по работе, потребителям продукции, деловым партнерам. Если социально ответственное поведение работника отражает его нравственную зрелость и проявляется в соблюдении им трудовой дисциплины, то социально безответственное поведение, напротив, выражается в пренебрежении социальными правилами и обязанностями, характеризуется несоответствием поведения принятым нормам. Тип поведения работника во многом зависит от его личностных качеств (табл. 22.2).

Таблица 22.2

Проявление личностных качеств работника в его поведении

Личностные качества работника

Ответственное поведение работника

Безответственное поведение работника

Ответственность

Проявление чувства долга, готовность отвечать за результаты и последствия принятых и реализованных решений

Избегание принятия решений и нежелание отвечать за поступки и деяния (инфантильное поведение)

Социальная направленность

Соблюдение норм профессиональной морали и этики

Пренебрежение социальными правилами и обязанностями (нигилистическое поведение)

Обязательность

Выполнение без напоминаний взятых на себя обязательств, осознание социальной значимости и последствий своей деятельности

Невыполнение взятых на себя обязательств либо неосознание последствий деятельности и ее значимости (индифферентное поведение)

Личностные

качества

работника

Ответственное поведение работника

Безответственное поведение работника

Надежность

Добросовестное и безотказное выполнение профессиональных обязанностей на соответствующем уровне зффективности

Отказ от выполнения или не добросовестное выполнение обязанностей (анархическое поведение)

Инициативность

Проявление самостоятельности, активности, предприимчивости в работе и общественных начинаниях

Отсутствие проявления самостоятельности и инициативы или проявление таковой с целью личной выгоды (оппортунистическое поведение)

Целеустремленность

Направленная организация своих действий для достижения поставленной цели

Неопределенность целей на будущее, равнодушное отношение к своей деятельности (индифферентное поведение)

Самостоятельность

Выполнение деятельности без посторонней поддержки и принуждения

Снижение производительности труда при отсутствии контроля (симулянтное поведение)

Дисциплинированность

Соблюдение правил работы и норм поведения

Пренебрежение правилами и нормами поведения (девиантное поведение)

Рассмотрим характеристики и проявления социально безответственного поведения (табл. 22.3).

Таблица 22.3

Основные характеристики и проявления социально безответственного поведения работника

Тип поведения

Характеристика

Проявление

Девиантное поведение

Поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе[1]

Воровство, обман, правонарушения, саботаж, преступность, алкоголизм, наркомания, суицид

Оппортунистическое поведение

Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество[2]

Преднамеренное нарушение условий контракта с целью личной выгоды, ущемление интересов партнера, отлынивание от работы

Нигилистическое поведение

"Отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни"[3]

Игнорирование участия в выборах, социальных опросах, участия в общественной жизни организации, политических движениях, демонстрациях, митингах

Анархическое поведение

Отрицание власти и принудительного управления, "неподчинение законам, вседозволенность"[4]

Забастовка, саботаж, самоуправление рабочих

Индифферентное поведение

Низкий уровень активности и полной бездеятельности

Безразличное отношение к клиентам, формальное выполнение своих обязанностей

Инфантильное поведение

Неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность, развиваться внутренне, уход от реальности

Обвинение других людей или внешних обстоятельства в причинах своих неудач, ненадежность, отсутствие цели

Рассмотрим основные методы преодоления безответственного поведения работников. В случае девиантного поведения применяют[5]:

информационный метод – информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых государством и обществом;

социально-профилактический метод – система социально-экономических, общественно-политических и организационно-правовых и воспитательных мероприятий;

санкции – наказание на основании законов;

медико-биологический метод – применения мер медицинского характера;

принуждение – влияние с оказанием давления;

моббинг – метод психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе с целью его увольнения[6];

духовное воспитание работника с помощью исповеди и молитвы.

Для предотвращения оппортунистического поведения используют методы контроля деятельности работника, который может осуществляться непосредственно руководителем или при помощи различных технических средств. Например, во многих организациях вводят контроль использования Интернет-ресурсов (рис. 22.4), объясняя это тем, что общение в Интернете в рабочее время отвлекает сотрудников от их основной деятельности.

Введение системы штрафов за опоздание и невыполнение плана, а также поощрений за выполнение и превышение плана, сдельной оплаты труда; нематериального стимулирования в формах похвалы руководства, одобрения коллектива, продвижения по службе; создание внутренней атмосферы здоровой конкуренции.

С нигилизмом работников борются административными методами, штрафами, лишением специального права, например права пользоваться служебным автотранспортом. Наряду с этим используют методы принуждения, запрета или дозволения.

В случае анархизма наиболее действенным является локаут – "закрытие предприятий и массовое увольнение рабочих с целью оказания на них экономического давления, предотвращения и подавления забастовок"[7].

Рис. 22.4. Запрет в компаниях на посещение сотрудниками социальных сетей[8]

Профилактикой индифферентного поведения может стать создание дополнительной мотивации к труду, поручение более ответственных заданий, передача дополнительных полномочий.

Инфантильное поведение работника проявляется в уходе от трудностей, безынициативности. Например, отключение телефона в рабочее время или неявка на работу по причине вымышленной болезни. В целях профилактики подобного поведения возможно привлечение сотрудников к самостоятельному принятию решений и дополнительной помощи, не ограничивая временными рамками.

Как показывает практика, рассмотренные методы регулирования поведения работников все же не искореняют социальной безответственности. Более эффективное действие оказывают профилактические меры, например, по созданию условий для развития и саморазвития личности, раскрытия творческого и духовного потенциала работника.