Социальное узнавание

Социальная улыбка, наблюдаемая в возрасте около трех месяцев, отражает определенную степень узнавания младенцем близких ему людей, которое совершенствуется с возрастом. К возрасту восьми-девяти месяцев ребенок способен запоминать окружающих его людей. Однако ментальные репрезентации младенцев пока еще очень несовершенны. Родители часто рассказывают, что ребенок испугался матери с новой прической, шляпой или полотенцем на голове. А отцы, сбрившие бороду или постригшие давно запущенные длинные волосы, с удивление отмечают, что их дети смотрят на них с тревогой и испугом. Данные факты свидетельствую о том, что младенцы становятся способны не только к узнаванию (когда человек находится в поле зрения перед ребенком), но и к припоминанию своего родителя на основании внутренней репрезентации[1]. Значительное расхождение между этой репрезентацией и новым обликом человека вызывает у ребенка тревогу и испуг.

Социальные страхи

Страх перед незнакомцем появляется у детей старше семи месяцев и выражается в реакции настороженности, подозрительности, тревоги при виде незнакомого человека. Реакция настороженности часто сменяется интересом и достигает своего пика в период примерно с 8 до 10 месяцев, постепенно уменьшаясь по интенсивности в течение второго года жизни.

Примерно в этом же возрасте (8–10 месяцев) у младенцев отчетливо проявляется еще один страх – страх разлуки с близким взрослым (сепарационная тревога). Ребенок начинает выражать беспокойство, когда мать выходит из комнаты, он плачет, если мать на его глазах одевается, чтобы выйти на улицу.

Социальное взаимодействие

В 70-е гг. XX в. использование видеозаписи и покадрового анализа видеоматериалов позволило психологам сделать выводы о наличии у ребенка врожденных способностей к социальному взаимодействию, установлению связи с матерью.

Взаимное подстраивание можно наблюдать уже в ситуации кормления. Как было обнаружено, во время кормления младенец сосет грудь сериями длительностью от 8 до 10 с, прерываемыми паузами от 2 до 5 с. Поскольку никаких физиологических причин для пауз не выявлено, было выдвинуто предположение, что они необходимы для установления первого диалога между младенцем и матерью, который выглядит как чередование сосания ребенком груди, паузы и тактильной стимуляции со стороны матери[2].

В исследованиях Д. Стерна показано, что движения матери и трехмесячного младенца во время взаимодействия представляют собой очень точное гармоничное сочетание взаимных приближений и удалений, напоминающее своеобразный "вальс". Изучение того, как во время взаимодействия мать и ребенок смотрят друг на друга, позволило выявить такую организацию их действий, которую можно сравнить с обменом репликами взрослых партнеров по коммуникации. В основе лежит чередование ролей действующего лица и наблюдателя, последовательное включение и выключение активности[3]. Авторы, изучающие позитивное взаимодействие в диаде, используют такие характеристики, как взаимность, синхронность, неуловимый балет, настроенность друг на друга.

В девять месяцев младенцы не только следуют за направлением указывающего жеста матери, но после движения в сторону и достижения объекта смотрят на мать, чтобы получить обратную связь и удостовериться в том, что делают правильно.

В этом же возрасте младенцы начинают указывать на объекты и при этом переводят взгляд на лицо матери[4].

Еще одним важным феноменом, свидетельствующим о развитии социального взаимодействия, является феномен социальной ссылки – использование аффективной реакции родителя для оценки и понимания событий.

В ситуациях неопределенности (например, зрительного обрыва, пугающего объекта, приближения незнакомого человека) младенец ищет эмоциональной поддержки от других людей, смотрит на выражение лица взрослого и соответственно радуется или пугается, продолжает или прекращает действие[1].