Социальное регулирование жизнедеятельности людей

Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой "зоологический индивидуализм" и в процессе общения с себе подобными вырабатывать определенные или неосознаваемые социальные установления (регуляторы). Эти установления были необходимы: для удовлетворения биологических потребностей и формировались в ходе совместной охоты, рыбной ловли, строительства убежищ и т.д.; на психологическом уровне для преодоления страха и "налаживания контактов" с непонятными еще природными земными и небесными силами через культовые образы, обряды и сооружения; и, наконец, для объяснения самой человеческой жизни, ее сути и смысла, осуществления связи с предыдущими и будущими поколениями путем мифологического построения мира. Это были неразвитые, примитивные "регуляторы", отвечающие в нашем современном понимании только па один вопрос, поставленный самой жизнью, - "можно" и содержащие один ответ тоже в жизненно необходимых случаях - "нельзя". Думается, что в той реальности нес было гораздо с. южнее.

В числе первых таких социальных регуляторов можно назвать табу - запрет на совершение каких-либо действий (инцеста - вступления в интимные отношения с кровными родственниками, восхождения па священную гору, охоты на определенного животного, запрет употреблять какие-то слова, имена и т.п.). Более общим регулятором этого же ряда выступает тотем, связывающий упорядоченность родственных отношений группы людей с каким-либо таинственным, сверхъестественным предметом или животным.

В виде обобщенных регуляторов жизнедеятельности людей выступали различного рода мифы, сказания, в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта. Это были своеобразные источники (формы) социальных регуляторов того времени.

Важнейшее значение для организации нормальной жизни людей и условиях первобытного общества играли обычаи - исторически сложившиеся, естественные правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и отношений. Обычаи носили достаточно устойчивый и универсальный характер. Они могли выступать в виде запретов, дозволений, обязываний и даже определений (дефиниций).

Для социальных регуляторов доцивилизационной эпохи развития общества характерны некоторые общие черты, изучение которых позволит лучше разобраться в генезисе и перспективах развития современных регулятивных средств.

Во-первых, следует отметить их обусловленность природно-естественными факторами. Цикличность многих природных явлений, последовательность смены поколений, размеренность биологических процессов и многое другое повлияло на становление социальных регуляторов как меры, нормы, образца для поведения людей.

Во-вторых, они носят общий и неоднократный характер, они были предназначены для всех людей, принадлежащих к определенной социальной группе (роду, племени), живущих сегодня и рожденных в будущем.

В-третьих, все они были "мононормами", т.е. выступали одновременно в качестве норм организации общественной жизни, норм первобытной морали и религиозных норм (ритуальных и обрядовых правил).

В-четвертых, эффективность реализации мононорм была достаточно высока, так как они являлись жизненно-практическими правилами для человека и соблюдались в силу авторитета и привычки. Однако в необходимых случаях они подкреплялись коллективным, общественным принуждением. Жесткость последнего в зависимости от степени проступка простиралась до мер, обрекающих нарушителей на смерть.

С усложнением социальной жизни, развитием самого человека, изменениями в материальном производстве изменяется и система регулятивных норм. Социальная дифференциация, приведшая к классовому расслоению общества, обусловила сначала распад мононорм на моральные, религиозные и организационные (трансформированные обычаи) нормы. Затем появляются корпоративные, политические и правовые нормы. В настоящее время с учетом существующих в литературе мнений и хронологии можно говорить о нескольких системах нормативных регуляторов, состоящих, в свою очередь, из различных уровней, видов и отраслей: биолого-психологической, мифолого-религиозной, моральной, корпоративной, организационно-политической, культурно-эстетической и правовой.