Социальное пространство

Социальное пространство – место, где происходят описываемые социологом события, явления и процессы – служит одним из основополагающих понятий в теории П. Сорокина.

Над идеей о социальном пространстве размышляли Р. Декарт, Т. Гоббса, Лейбниц, Ф. Ратцель, Г. Зиммель Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе, Е. Спекторский, П. Сорокин, Б. Верлен и другие[1]. Однако наиболее четкая формулировка, а не просто постановка проблемы, принадлежит П. Сорокину, впервые высказавшему в 20-е гг. XX в. идею о возможности и необходимости представлять все многообразие происходящих в обществе явлений помещенными в социальное пространство (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Свойства социального пространства П. Сорокина

В своей книге "Социальная мобильность" (1927) П. Сорокин пишет: "...представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что я подразумеваю под социальным пространством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находящиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (например, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (например, два брата или епископы, исповедующие одну религию...), могут быть очень близки социально... Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли... Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие “точки отсчета”. Сам же выбор “точек отсчета” зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп... Дабы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т.д... Итак, резюмируем: 1) социальное пространство – это народонаселение Земли; 2) социальное положение – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами; 3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой их них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида"[2]

Особенности социального пространства у П. Сорокина заключаются в следующем:

• социальное пространство принципиально отличается от геометрического;

• оно представляет собой совокупность социальных отношений (связей), в которые вступает любой индивид с другими индивидами, группами и обществом в целом;

• социальные координаты такого пространства задаются социальными группами и ничем другим;

• социальное положение раскрывается через совокупность социальных связей со всеми группами;

• социальное пространство отображает народонаселение, а не статусы.

Образ социального пространства использован П. Сорокиным как вспомогательное средство для лучшего изображения стратификации. Сегодня идею социального пространства взяли на вооружение, кажется, все социологические школы, хотя каждая из них наполняет его своим ОГЛАВЛЕНИЕм. В конечном итоге современная социология договорилась до того, что весь социальный мир, наполненный людьми, живущими в различных обществах и эпохах, являет всего лишь определенным типом социальной топографии. Согласно концепции П. Бурдье, "социология главным образом представляет собой социальную топологию".

"Если я не могу повторить великие достижения социальных мыслителей, то, по крайней мере, удовлетворюсь сходством с ними в малом".

П. Сорокин

Социальное пространство П. Сорокина трехмерно – в соответствии с тремя осями координат стратификации (экономической, политической и профессиональной) (рис. 13.2). Сама стратификация представляет собой разделение совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге[3]. Три координаты социального пространства возникли не случайно. Их не следует считать простым заимствованием трехмерной системы физического пространства. Почему нельзя, будет ясно в дальнейшем, а сейчас следует отметить тот факт, что трехмерная модель стратификации пришла в социологию вовсе не от Ньютона, а от Вебера. Последний так же, как и П. Сорокин, рассматривает общественную диспозицию в трехмерном социальном пространстве, возникающем на базе иерархических структур отношений собственности, власти и престижа в любом обществе[4].

Эвклидово геометрическое пространство – трехмерное. Но оно не подходит, по мнению П. Сорокина, для описания социального пространства. Геометрическое и социальное пространства – две принципиально разные вещи. Следовательно, если одно описывается эвклидовой топографией, то второе должно описываться какой-то другой, неэвклидовой. "Социальное же пространство – многомерное, поскольку существует более трех вариантов группировки людей по социальным признакам, которые не совпадают друг с другом (группирование населения по принадлежности к государству, религии, национальности, профессии, экономическому статусу, политическим партиям, происхождению, полу, возрасту и т.п.). Оси дифференциации населени я по каждой из этих групп специфичны, sui generis и не совпадают друг с другом", – указывал П. Сорокин[5].

Рис. 13.2. Трехмерное социальное пространство П. Сорокина

Таким образом, два признака – многомерность и разнокачественность осей – заставляют говорить о том, что социальное пространство на самом деле должно обладать неэвклидовой метрикой (рис. 13.3).

Рис. 13.3. Многомерное пространство П. Сорокина, векторы которого соответствуют социальным признакам (социальным группам)