Лекция 7. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• в чем заключается принципиальное отличие социального программирования от социального проектирования и планирования;

• сущность и основные характеристики социальной проблемы, которая является предпосылкой для разработки и применения программирования;

• основные характеристики социального программирования;

уметь

• анализировать и классифицировать программы в зависимости от характера социальных задач, которые они призваны решать;

• применять основные методы социального программирования при анализе социальных проблем в различных сферах общественной жизни;

владеть

• навыками применения алгоритма социального программирования в процессе управленческой деятельности;

• основными формами реализации социального программирования в зависимости от целей и специфики решаемых задач.

Социальное программирование – один из важнейших вариантов (наряду с планированием и проектированием) реализации требований социального прогнозирования. Если социальное проектирование сосредоточивает внимание на процессах создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, явления или процесса, а социальное планирование предусматривает целенаправленное регулирование всех без исключения элементов социального развития любых организаций, структур, общностей, то социальное программирование нацелено на решение значимых и важных социальных проблем, наиболее актуальных и перспективных для общества, данной организации или института. Отбор наиболее значимого, решающего, определяющего судьбу и перспективы социального развития – главная задача социального программирования.

Социальная проблема как объект программирования

История знает примеры, когда на уровне интуитивного понимания необходимости определить коренную проблему осуществлялись осознанные меры но решению ситуационных, злободневных и часто неотложных задач. Хотя в большинстве случаев слово "программирование" не употреблялось, но сути дела оно имело место. Это относится в той или иной мере ко всем без исключения реформам, осуществляемым во многих обществах, особенно на этапе их индустриального и постиндустриального развития. Эти реформы, будучи основанными на пожеланиях, интуиции, предположениях, не имели научно обоснованной базы, не опирались на продуманные методологию и методики их решения, всегда зависели от прозорливости принимающих решения, от их умения познать (предвидеть) объективные тенденции и правильно определить средства достижения поставленной цели.

Все примеры программированного развития – реформы после отмены крепостного права в России и освоение Дикого Запада в США в XIX в., переход от одного уклада к другому в странах Европы – исходили из необходимости решать самые важные, насущные проблемы, которые влияют на развитие всего общества. Однако только в XX в. люди озаботились разработкой научных основ программирования вообще и социального в частности. Наиболее ярким примером является разработка и реализация плана ГОЭЛРО. Программа электрификации России стала мощным рычагом решения всех без исключения не только технико-технологических, но и социально-экономических проблем.

Не менее значимым решением проблемы стала программа ликвидации неграмотности, созданная в первые годы существования Советской России.

Историческая справка

Программа ликвидации неграмотности была гениальным документом, который позволил в короткий исторический срок решить задачу гигантской важности, обеспечившую успех и на других участках экономического и социального строительства. Это было не стихийное мероприятие: при его подготовке был осуществлен глубокий анализ состояния образованности населения в России, мобилизованы социальные силы, исходя из реальных возможностей (финансовых, материальных, кадровых) для рационального решения поставленной задачи. Составители программы, несмотря на известную политическую заданность и идеологическую ангажированность, предугадали колоссальные последствия этой акции, реализованной в действительности и превратившей СССР в мощную мировую державу.

Проблемное решение получили также экспериментальные начинания, явившиеся первыми опытами социального программирования в последующие годы. Ими стали создание второй "нефтянки" в Башкирии в 1930-е гг., а затем освоение природных богатств – месторождений нефти и газа – в районах Крайнего Севера в Западной Сибири в 1960–1970-е гг. Это было не только техническое и технологическое обеспечение добычи ископаемых, но и строительство новых городов и поселков, решение проблем транспортной инфраструктуры, организация нормального, но специфического торгового, бытового обслуживания.

Собственно научные основы программирования появились сначала в математике и естествознании, а затем стали интенсивно разрабатываться в экономических науках с попытками осуществить их на практике. В социологии осознание необходимости разработки методологии и методики программирования социального развития пришло в 1960–1970-х гг. и в настоящее время находится в стадии интенсивной разработки.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что предпосылкой для разработки и применения программирования является определение самой социальной проблемы, ее сущностных, количественных и качественных характеристик.

Прежде всего, выявляются насущные проблемы и причины их появления. Для этого используют следующую градацию причин: объективные, которые отражают неотложные злободневные проблемы общественного развития; компенсирующие условия отклонений от нормы, особенно при деформации происходящих социальных явлений и процессов, появившихся в результате умысла, насилия или произвола, когда сознательно наносится ущерб и обществу, и данному социальному процессу. Эти условия особенно ярко проявили себя в конце XX – начале XXI в. в экономической жизни России, например в злоупотреблении процедурой банкротств, в феномене рейдерства, часто нацеленного на захват государственной или частной собственности, ее передел в интересах отдельных групп людей.

Прежде чем приступить к определению социального программирования, дадим описание и сущностную характеристику социальной проблемы.

1. Социальная проблема характеризуется тем, что олицетворяет противоречие между теми целями, к которым стремятся люди (общество, организации), и теми условиями, в которых реализуются их устремления. Несоответствие и несбалансированность этих целей и условий между собой обусловливают обострение ситуации, что может привести к неоправданным издержкам, если не будет достигнуто их согласование.

2. Социальная проблема может возникать и даже обостряться в тех случаях, когда обнаруживается недостаток или неполнота средств решения определенной задачи, но они не дополняются и не включаются в происходящий процесс управления. Так, сельское хозяйство продолжает оставаться в напряженной ситуации на всех этапах его существования в России, ибо на каждом этапе у общества не находилось достаточных средств и возможностей для исправления (улучшения) намеченного пути, реализации желаемых преобразований.

3. Социальная проблема рождается в результате нарастания дезорганизующих процессов, которые торпедируют нормальный, последовательный ход развития событий, в результате чего возникают напряженность, обострение ситуации, появляются различного рода конфронтационные действия. Такие явления были нередки в период перестройки в СССР, и впоследствии они привели к распаду Советской страны. Присущи они и современному российскому обществу. В этих случаях перед руководителями государства стояла задача (которая, к сожалению, так и не была решена) осознать, оценить и принять меры, чтобы социальная проблема не превращалаеь в социальный конфликт, социальную катастрофу.

4. Социальная проблема нередко становится стимулом для поиска новых идей, подходов, которые могут означать принципиально иные качественные решения, как это, например, было на многих предприятиях в период рыночных реформ, когда старый накопленный опыт перестал не только приносить плоды, но и вел к краху. В этих условиях принципиально новый подход позволял вывести предприятия из кризиса, параллельно решалась и такая трудная задача, как переориентация общественного сознания.

5. Важной характеристикой социальной проблемы является реакция на нее субъекта управления, а также отношение последнего к способам ее решения. Нередко эта реакция сводится к упованию на то, что проблема "рассосется" сама собой, что на деле означает подчинение фатализму и соответственно рождает индифферентное поведение, игнорирование нацеленности на сознательно предпринимаемые усилия с целью решения поставленной задачи.

Таким образом, социальная проблема – это противоречия между сущим и должным, явным и латентным, желаемым и необходимым, организующим и дезорганизующим началом, без устранения которых общество (организация, социальный институт, социальные группы и общности, личность) рискует лишиться постепенного, относительно взвешенного и сбалансированного развития. Самым приемлемым и оправдавшим себя в жизни инструментом решения общественной проблемы является такой элемент управления, как социальное программирование.