Лекция 6. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• основные формы социального проектирования;

• отличие социального проектирования от социального планирования, конструирования и социальной инженерии;

• сущность и основные подходы к изучению социального проектирования;

уметь

• в процессе реализации управленческой деятельности выявлять ограничения, воздействие которых снижает эффективность социального проекта;

• избирать тот или иной принцип реализации проектирования в зависимости от конкретных социальных условий;

• в процессе разработки социального проекта выстраивать и придерживаться логического алгоритма его реализации;

владеть

• навыками применения основных методов социального проектирования в процессе управленческой деятельности;

• навыками анализа социальных факторов и социальной информации для подготовки социальных проектов города или новой организации.

Социальное проектирование берет начало в трудах великих французских урбанистов конца XIX в., предложивших новые принципы при строительстве городов. Однако его теоретическая интерпретация и практика сформировались только в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах становления социальное проектирование было производным от технического и технологического проектирования, от методов, применяемых в архитектуре и машиностроении. Затем эти методы стали использоваться при решении экономических проблем: создание крупных хозяйственных объектов, привлечение рабочей силы для освоения природных богатств. Постепенно наряду с традиционными видами сложились новые самостоятельные направления проектирования: экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. Социальное проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

Сущность социального проектирования

Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специальных методов.

Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Субъект управления (человек, организация), прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает (анализирует) несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. В связи с этим уместно напомнить высказывание К. Маркса об отличии архитектора, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища, от пчелы.

Социальное проектирование реализуется: а) при создании новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей; б) внедрении принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация); в) реконструкции, принципиальной перестройке существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции, связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов. В связи с этим социальное проектирование в отличие от планирования в большей степени обусловливает, детерминирует новаторские инициативы, допускает на начальных этапах подготовку многовариантных решений, претендующих на достижение принципиально нового состояния, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов, институтов, организаций на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в зависимости от различных ситуаций в сочетании с уже имеющимися, оправдавшимися и апробированными ресурсами.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может существовать в виде предположений, в нескольких вариантах, которые, как правило, основываются на нескольких различных моделях, в то время как социальное планирование обычно реализует комплекс заданных параметров развития.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляют термин "социальное конструирование" [Ляхов И. И., 1970]. Конструктивная деятельность – эго поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. Наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.

Социальное проектирование существенно отличается от социальной инженерии, которая стремится конструировать возможные пути развития явления или объекта исходя из потребностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.

Представления о социальном проектировании постоянно обогащаются и развиваются.

Труды ученых

Исходные принципы проектирования разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и др. В отечественной литературе известны исследования В. Н. Дубровского, Λ. Г. Раппопорта, В. М. Разина, Б. В. Сазонова, Г. П. Щедровицкого, О. И. Генисаретского, Π. Н. Лебедева, Н. И. Лапина, Н. Г. Харитонова, Ю. А. Крючкова и др.

В настоящее время в научной литературе существуют различные вариации классификации и объяснения сути социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г. А. Антонюк, Н. А. Айтов, Ж. Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В. А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику. Если в первом подходе предпочтение отдается разработке проектов объективной реальности с локализацией социально-проектной деятельности и четкой проработке нормативных требований, то во втором в центр ставится "выработка вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем" [Луков В. А., 2000].

Что касается третьего подхода, то здесь внимание концентрируется на необходимости учета субъективного восприятия объективного мира, большая роль отводится учету установок, устремлений и ценностных ориентиров вовлеченных в проектную деятельность людей, выступающих как ее созидателями, так и объектом проектируемых социальных изменений. Однако при абсолютизации требований субъективно-ориентированного подхода резко возрастает вероятность превращения проектов в прожекты, как, например, выражение благостных мечтаний гоголевского Манилова или авантюристические обещания Остапа Бендера, сулившего превратить Басюки если уж не в столицу мира, то в столицу России обязательно. Вот почему необходимо осуществлять целостный объективно-субъективный подход, в котором социальная реальность в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: социальное проектирование – это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых и модернизируемых социальных объектов, процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением их социальных характеристик.